← Автомобильные грузоперевозки

Не дошли до Буя

Не дошли до Буя
Реализация инвестиционного проекта по строительству платного моста на территории Удмуртии через реки Кама и Буй стоимостью 14 млрд рублей приостановлена. Об этом официально сообщил журналистам министр промышленности и энергетики республики Олег Радионов. Между тем, идея строительства автомобильного моста, который связал бы двух соседей - Удмуртию и Башкирию, не только назрела, но и давно перезрела.
В советские времена такое положение дел всех устраивало, поскольку в Камбарке располагался один из основных арсеналов страны с химическим оружием. Сейчас 6,35 тыс. тонн люизита там практически ликвидированы, и власти Удмуртии увидели возможность создания в этом городе крупного транспортно-логистического узла, поскольку
порт Камбарка является самым крупным в этой части страны портом, который может принимать суда класса "река-море".
Плюс там есть крупный железнодорожный и нефтеналивной терминалы. А если построить в этом месте мосты через реку Кама и Буй, то транзит грузов, перевозимых, например, из Нижнего Новгорода до Екатеринбурга или из Кирова до Оренбурга, можно сократить, следуя через Нефтекамск и Камбарку, до 600 км.
На федеральном уровне эта идея понравилась, и в сентябре прошлого года правительство России утвердило паспорт инвестиционного проекта строительства платных мостов в Удмуртии через реки Кама и Буй у города Камбарка на автодороге Ижевск-Сарапул-Камбарка-граница Башкирии общей стоимостью 14 млрд рублей на условиях концессии. При этом предполагалось, что 73% этой суммы внесет частный инвестор, а 27% будет выделено из федерального инвестиционного фонда и бюджета Удмуртии (в республиканском бюджете на этот год на реализацию этого проекта заложено 250 млн рублей).
Но ажиотажа эти условия у частных инвесторов не вызвали. В конкурсе на реализацию этого проекта, проведенном еще прошлой осенью, пожелало участвовать лишь ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК), зарегистрированная в Москве (по некоторым данным, "дочка" одного из "Мостоотрядов", работающего в основном на севере страны). Тем не менее 19 декабря прошлого года президент Удмуртии Александр Волков объявил, что конкурс проведен, потенциальный инвестор на строительство мостов найден и "если все состоится так, как обозначено в самом проекте, который мы защищали в Минрегионе, и мы увидим реакцию этого победителя, его состоятельность перед банками, которые должны дать ему кредит, то всего лишь через четыре года у нас будет новый мост".
Однако еще на прошлой неделе появилась информация, что президент Удмуртии принял решение приостановить реализацию этого инвестпроекта, поскольку инвестор выдвинул "неприемлемые", по словам главы бюджетной комиссии Госсовета Удмуртской республики Софьи Широбоковой, условия. "Я считаю, что это очень разумно принятое решение, иначе оно бы увеличило государственный долг нашей республики. Инвестору надо было давать очень большие государственные гарантии бюджета", - передало ее слова "Радио России". Министр промышленности и энергетики республики Олег Радионов официально подтвердил журналистам, что Удмуртия риски инвестора в этом проекте на себя принимать не будет. "Проект приостановлен. По причине, что достаточно высокие риски по инвестированию данного проекта, в частности, условия такие, что в случае если инвестор, взяв на себя обязательства, не выполняет их, то за него их выполняет бюджет Удмуртии. Инвестор этот для республики лицо достаточно неизвестное, мы его не знаем, он не отсюда, идти на такой риск республика не может, потому что подвергается угрозе ее финансовая устойчивость", - передало его слова РИА "Новости".
Позиция властей Удмуртии в принципе понятна. На 1 января 2012 года госдолг республики составил 14,1 млрд рублей, увеличившись за год на 10,6%. Более половины госдолга составляют обязательства по выпущенным облигациям, 36% - бюджетные кредиты из федерального бюджета, 6,4% - банковские кредиты и 4,5% - обязательства по государственным гарантиям. Бюджет республики Удмуртия на 2012 год, принятый депутатами Госсовета, принят с дефицитом 9,7 млрд рублей. Расходная часть бюджета запланирована на уровне 43,3 млрд рублей, доходная - 33,6 млрд рублей. И такая структура бюджета держится в республике который год, что порождает неизбежный вопрос о том, на что вообще рассчитывали республиканские власти, затевая реализацию создания платных мостов на юго-востоке республики стоимостью 14 млрд рублей. Тем более что,
помимо самих мостов, для создания в Камбарке транспортно-логистического узла необходимы сопоставимые вложения в реконструкцию автодороги между Камбаркой и Нефтекамском и создания придорожной инфраструктуры.
Официальная позиция самого частного инвестора в строительство платных мостов через реки Кама и Буй в районе Камбарки не известна. Но на сайте республиканского издания "Сусанин" опубликован комментарий пользователя по ником Investor к этой ситуации, в котором говорится: "Я предлагал очень хорошие условия, да разве кто-то слушает?! В правительстве УР даже специалистов нет в области проектного инвестирования. Только все по знакомству и по блату. Так и будет Удмуртия тащиться на последних местах по инвестиционной привлекательности. В министерстве экономики УР мне заявили, что президент УР против иностранных инвестиций. Президент РФ и премьер-министр "за", а все руководство Удмуртии - против! Нонсенс!"
Как бы то ни было, проект концессионного строительства двух платных мостов между Удмуртией и Башкирией через реки Кама и Буй стоимостью 14 млрд рублей "завис". В республиканском правительстве говорят, что либо будут пересмотрены условия финансирования этого проекта существующим частным инвестором, либо власти Удмуртии объявят новый конкурс для привлечения новых инвесторов.
cЗАО "Группа Эксперт", 2012.
Фото: Росавтодор
Эксперт