Строительные гусеничные экскаваторы
Универсальные, или строительные, гусеничные экскаваторы - самая популярная категория строительной техники. Традиционно к строительным относят экскаваторы массой до 70 т, хотя тяжелые машины применяют на очень крупных строительных объектах, на переработке строительного лома, в карьерах; выпускают их немного и под заказ. Наиболее ходовые, массовые типоразмеры, производство которых поставлено на поток, - от 20 до 33 т. Они занимают львиную долю в мировом производстве, составляющем около 140 тысяч экскаваторов массой более 13 т. Ниже рассмотрены линейки экскаваторов массой от 13 до 70 т, представленных на российском рынке.
В активе ивановского завода "КРАНЭКС" пять моделей строительных экскаваторов, выпускаемых серийно: ЕК230, ЕК240LC, EK270LC, EK330 и ЕК400 массой 23; 24; 28; 32 и 40 т.
Модель ЕК450FS массой 45 т., оснащенную рабочим оборудованием "прямая лопата" компания позиционирует как карьерную. Аббревиатура LC (Long Carriage) заимствована из западной терминологии и означает удлиненную гусеничную тележку. Широко использована импортная агрегатная база - двигатели Deutz, гидроаппаратура Bosch Rexroth, Hydrauto, Haldex, Manuli, агрегаты ходовой части Italtractor, Trasmital Bonfiglioli. Несущие металлоконструкции выполнены из стали 10ХСНД, ковши - из стали Hardox.
Для приведения частоты вращения двигателя и насоса, подачи давления в гидросистеме в соответствие с нагрузкой в систему управления моделями ЕК230, ЕК240 (модели 2006 г.) введены рабочие режимы - всего шесть, в том числе Power Boost. У модели ЕК330, запущенной в серию также 2006 г., два рабочих режима - "Автогаз" и "Автодизель". Более ранние модели ЕК270LC и ЕК400, выпускаемые с 2004 г., оснащены дизелями ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238Б, с которыми с которыми система рабочих режимов не реализуема.
Гусеничные экскаваторы, поставляемые Группой ГАЗ, строят в кооперации заводы "Тверской экскаватор" и "Ковровец". Сегодня производственная линейка насчитывает шесть моделей массой от 14 до 27 т - это ЕТ-14, ЕТ-16, ЕТ-18, ЕТ-18LC, ЕТ-20 и ЕТ-26, сборку которых ведут в Коврове. Тверской завод поставляет ряд комплектующих, в том числе унифицированную кабину.
"Группа ГАЗ" стремится расширять предложение за счет разнообразия комплектации, ее вариативности. Покупатель, исходя из своих задач и финансовых возможностей, может подобрать готовую модификацию или даже конструировать экскаватор, выбрав подходящий вариант двигателя, гидроаппаратуры, оснащения кабины и т. д.
Поворотные платформы экскаваторов ЕТ-14 (масса 14,8 т), ЕТ-16 (16 т) и ЕТ-18 (18 т) унифицированы с колесными ЕК-14, ЕК-16 и ЕК-18. Гусеничные тележки разработаны и изготовлены Ковровским заводом. Для каждой модели предлагают несколько модификаций, различающихся рабочим оборудованием, гидроаппаратурой и двигателями - Д-245 или Perkins 1104C-44TA. Модель ЕК-18 - чемпион по числу модификаций, их насчитывается десяток. На выставке "СТТ-2008" Группа ГАЗ представила ЕТ-18LC с башмаками шириной 900 мм для работы на слабонесущих грунтах. Второй новинкой в разделе "гусеничные экскаваторы" стал ЕТ-20, платформа которого, как у "младших" моделей, унифицирована с колесным аналогом, также новинкой ЕК-20. Экскаватор оснащен двигателем ЯМЗ-236, современной гидроаппаратурой и новой кабиной, обещающей лучший комфорт.
"Старшая" модель ЕК-26 - детище Ковровского завода с унифицированной тверской кабиной. Ее масса - 27 т. В дальнейшие планы Ковровского завода заложены новые 30- и 40-тонные экскаваторы.
Тверское предприятие "Эксмаш" в 2007 г. представило гусеничную модель Е180R LC массой 18 т. Экскаватор выгодно отличает дизайн, особенно низкий профиль моторного отсека, придающий не только современный, привлекательный вид, но и обеспечивающий хороший обзор вправо и назад. Использована широкая гамма импортных агрегатов - двигатель Deutz, гидроаппаратура Bosch Rexroth, агрегаты трансмиссии Italtracktor. Основные металлоконструкции - шасси, поворотная платформа, рабочее оборудование, кабина - оригинальной разработки.
ФГУП ПО "Уралвагонзавод" выпускает 32-тонный ЭО-5126 и 29-тонный ЭО-4126. Дизайн экскаваторов выполнен в духе советской школы 30-летней давности. ЭО-5126 отличается высокой надстройкой над моторным отсеком - экскаваторы оснащают ярославскими дизелями, требующими вместительного моторного отсека как для самого двигателя, так и для узлов систем питания, выпуска и охлаждения. Глубина копания обеих моделей составляет 6,2 м. Завод предлагает башмаки шириной 600 и 900 мм, болотоходную гусеницу, несколько вариантов ковшей разного назначения и вместимости, в том числе ковш-перевертыш, зуб-рыхлитель; предусмотрена возможность навески гидромолота.
В мировом рейтинге появляется все больше китайских компаний, оттесняющих на задний план менее расторопных американцев и европейцев. Из производителей гусеничных экскаваторов в Top-50 присутствует компания Guangxi Liugong Machinery Co., Ltd. (LiuGong), продукция которой уже широко представлена на российском рынке. Модельный ряд этой компании сфокусирован на среднем классе экскаваторов. Из всего восьми моделей массой от 13,5 до 23,3 т семь входят в диапазон 19,8...23,3 т.
Хотя внешне экскаваторы напоминают Caterpillar предыдущего поколения, силовые агрегаты у них Cummins китайского производства. Экскаваторы не обременены электроникой и по устройству чрезвычайно просты. Судя по качеству сварки, сборки и окраски, они не рассчитаны на большой ресурс. При принятых на китайских заводах темпах производства иное трудно себе представить. Покупая экскаватор, имеет смысл, прежде чем платить, познакомиться с ним лично.
У Caterpillar в диапазоне от 13 до 70 т 15 базовых моделей, и каждая базовая модель может насчитывать до десятка готовых модификаций, а под заказ изготовят экскаватор в индивидуальной комплектации. Гусеничные экскаваторы выпускают заводы корпорации в Японии, Франции, Бельгии, Бразилии, США, Индонезии, Китае. Основной поставщик экскаваторов в Россию - завод в Акаши (Япония). В 2006 г. Caterpillar запустила серию D в наиболее востребованном диапазоне 20...37 т, и завод в Акаши перешел на производство экскаваторов этой серии. "Младшие" модели 312, 313, 314, 315, 318, 319 и "старшие" 345 и 365 пока не обновлены и принадлежат к предыдущему поколению - серии С. О массе экскаватора можно судить по двум последним цифрам в маркировке. К трехзначной маркировке прибавляют букву серии - С или D, затем идет буквенное обозначение модификации:
L - удлиненная гусеничная тележка;
LN - удлиненная узкая гусеничная тележка;
RR (Reduced Radius) - уменьшенный радиус поворота платформы, т. е. платформа несколько короче стандартной;
CR (Compact Radius) - компактный радиус поворота платформы, т. е. при повороте платформа незначительно выходит за габариты гусеничной тележки;
VA - двухзвенная стрела;
МА - стрела для массовых земляных работ;
ES - гусеничная тележка для особо тяжелых условий.
"Младшие" модели выпускают заводы в Акаши и в Гренобле(Франция), причем линейка японского завода значительно шире: так, в Японии выпускают "313-ю" и "314-ю" модели с компактным радиусом поворота. Остальные модели с полноразмерной платформой. На экскаваторах этого ряда использованы силовые агрегаты Caterpillar (на мини-экскаваторы устанавливают двигатель Mitsubishi).
Особый акцент корпорация делает на среднеразмерный ряд 20...37 т, который обновили в течение 2006-2007 гг. Основные направления модернизации - силовая установка, рабочее место оператора, удобство и упрощение обслуживания.
В этом ряду семь базовых моделей - 320D, 321D, 323D, 324D, 325D, 328D LCR и 330D. Для них предлагается разнообразная комплектация с несколькими вариантами ходовой части, рабочего оборудования и дополнительного оснащения. Силовые агрегаты - дизели Caterpillar c технологий ACERT, отвечающие требованиям норм Stage 3A. Стоит упомянуть, что у двигателей Stage 2 свои преимущества - лучшая топливная эффективность, в среднем расход топлива на 7% меньше, и широкий температурный диапазон, допустимая внешняя температура 52 °C против 43 °C.
Все модели среднего ряда за исключением 328D LCR (Япония, США) выпускают с полноразмерной платформой. Платформа 328D LCR выполнена с компактным радиусом поворота, что позволяют этому 35-тонному экскаватору (как видим, в маркировке масса занижена) работать в стесненных условиях с большими объемами грунта. Устойчивость обеспечена удлиненной гусеничной тележкой от "330-й" модели.
"Старшие" модели 345С и 365С в нескольких модификациях выпускают заводы в Акаши, Гренобле и Гослисе (Бельгия). Эти тяжелые машины, работающие с ковшами в диапазоне 0,9...5,0 куб.м, комплектуют дизелями С13 и С15 ACERT Stage 3A мощностью 240...300 кВт. Машины поставляют со стрелой стандартной длины либо с удлиненной, либо со стрелой для массовых земляных работ. Для каждой стрелы предлагают от одного до трех вариантов рукоятей.
Komatsu начала поставки в Россию экскаваторов последнего поколения Dash-7. Линейка насчитывает восемь моделей массой от 12,6 т (РС130-7) до 74 т (РС750-7) в комплектациях со стандартной или удлиненной гусеничной тележкой и разными вариантами рабочего оборудования на выбор. Их двигатели Komatsu соответствуют требованиям Stage 2, что является преимуществом, так как двигатели экономичнее и менее требовательны к качеству топлива, чем агрегаты Stage 3A. Система управления включает "высокопроизводительный" режим с приоритетом на выполнение тяжелых работ и "экономичный" режим с приоритетом на топливную экономичность. В дополнительном "грузоподъемном" режиме, предназначенном для подъема тяжелых грузов, на стреле увеличивается усилие на 7% и пропорционально снижается скорость движения рабочего оборудования. Из комфортабельной кабины хороший обзор - убрана правая средняя стойка, пространства достаточно для оператора крупного телосложения или высокого роста. Опыт эксплуатации на Севере и в Сибири показывает хорошую изоляцию кабины и эффективность системы отопления. К достоинствам Komatsu относятся также большой ресурс и надежность техники.
Линейка экскаваторов, которую американская корпорация Terex предлагает российскому и европейскому рынку, очень отличается от американской.
Линейка для рынка США насчитывает 13 только базовых моделей последнего поколения массой от 14 до 48 т, а для Старого Света только 4 модели предыдущего поколения в диапазоне 22,2...26,6 т - ТС210, ТС225, ТС240 и ТС260. Эту линейку с 2005 г. выпускает завод Atlas-Terex в северной части Германии, поглощенный американской корпорацией в 2002 г.
Экскаваторы оснащены 6-цилиндровым дизелем Cummins (раньше использовали Deutz) и гидроаппаратурой Bosch Rexroth. Микропроцессорная система АЕМ регулирует работу двигателя и гидронасоса в трех предварительно настроенных режимах - "точном", "экономичном" и "максимальной мощности". Экскаваторы поставляют с удлиненной или удлиненной узкой гусеничной тележкой за исключением ТС260 (его комплектуют только удлиненной ходовой частью), а также со стандартной или удлиненной моноблочной стрелой или с двухзвенной. Для каждой стрелы предусмотрены два-три варианта рукоятей на выбор.
Недавно обновленная линейка экскаваторов Volvo CE серии С насчитывает 12 моделей массой от 14,8 до 71,7 т, в том числе модели ECR145CL (масса 14,8...15,8 т) и ECR235CL (масса 23,8...26,1 т.) с уменьшенным радиусом поворота платформы. При модернизации компания особое внимание уделила условиям работы оператора, соответствию двигателей нормам Stage 3A, эффективности гидропривода, прочности несущих конструкций и удобству в обслуживании. Рабочее место оператора - кабина Care Cab отличается от серии В большим внутренним пространством, лучшим обзором, комфортабельностью, легкостью и удобством управления. Дизели V-ACT последнего поколения более мощные и одновременно экономичные. Двигатель и интеллектуальная гидравлика работают под контролем микропроцессорной системы. Гусеничные тележки, поворотные платформы, стрелы и рукояти дополнительно усилены, особенно углы платформы и опоры стрелы. Точки обслуживания сгруппированы и доступны с уровня земли. Система самодиагностики с дисплеем в кабине облегчает контроль состояния экскаватора.
Модели с сокращенным радиусом поворота платформы и рабочего оборудования ECR145CL и ECR235CL разработаны для применения в стесненных условиях. Их противовес при повороте выходит за боковой габарит гусеничной тележки на 180:185 мм. Компания декларирует такую же производительность этих моделей, как и экскаваторов аналогичной массы с полноразмерной платформой.
Пока доступны для заказа и модели предыдущего поколения - серии В.
Liebherr предлагает развитый модельный ряд - 12 базовых моделей массой от 14,2 до 76,9 т, в том числе модель R924 Compact (масса 23,9...27,7 т) с уменьшенным радиусом поворота платформы. Модельный ряд начинается с R313 Litronic массой 14,2...16,7 т и R317 Litronic (масса 17,4...20,5 т). Особенность "младшеньких" моделей - в двигателе Deutz, для остальных моделей завод компании в Бюлле (Швейцария) изготавливает двигатели собственной разработки. Компания использует также собственную гидроаппаратуру.
Liebherr - известный разработчик и поставщик гидропривода для авиастроения и свой уникальный опыт в гидравлике и электронике в полной мере использует при строительстве наземной техники.
С одной стороны, компания обеспечивает наилучшее сочетание силовой установки, гидропривода и электроники, а с другой - клиент попадает в полную зависимость от компании и не может использовать альтернативные источники запчастей, как было бы в случае с Bosch Rexroth, Deutz и Cummins.
Основные варианты комплектации складываются из нескольких типов гусеничных тележек - стандартной, удлиненной, для тяжелых условий, с узкой колеей, с широкой колеей, моноблочной или двухзвенной стрелы, нескольких рукоятей разной длины, с постоянным рабочим орудием либо с механизмом быстрой смены (механическим или гидравлическим), а также дополнительными контурами для привода гидромеханических навесок.
В диапазоне от 16 до 70 т у Hitachi СМ полностью новая серия Zaxis-3, первые модели которой были представлены в 2006 г. В этом диапазоне 13 базовых моделей, экскаваторы до 40 т компания позиционирует как "средние", свыше 40 т - как "карьерные". Серия Zaxis-3 - это новое, полностью переработанное поколение экскаваторов. Среди главных особенностей - двигатели Isuzu Common Rail с рециркуляцией охлаждаемых выхлопных газов, использованные для всех моделей в этом диапазоне масс. Работу двигателя и гидросистемы нового поколения HIOS III регулирует бортовой компьютер. В результате крутящий момент, генерируемый механизмом поворота платформы, увеличен на 10%, тяговое усилие гусеничной тележки - на 15%. Производитель усилил гусеничную тележку и рабочее оборудование, освежил дизайн. Экскаваторы получили новую унифицированную кабину Cres II, оборудованную в соответствии с современной "экскаваторной" модой. В элегантный пульт управления вмонтирован многофункциональный широкоэкранный LCD-монитор, по умолчанию отображающий текущие стандартные параметры, а с помощью меню можно контролировать межсервисные интервалы, расход топлива, диагностировать неисправности и др. При установке видеокамеры заднего вида на дисплей передается с нее изображение.
У Hitachi две модели с уменьшенным радиусом поворота платформы в одном классе 22...24 т. У ZX225USR-3 радиус поворота платформы 1990 мм, рабочего оборудования - 3180 мм. Модель ZX225US-3 компактнее, у нее радиус поворота платформы 1680 мм, рабочего оборудования - 2370 мм.
New Holland выпускает гусеничные экскаваторы в альянсе с японской компанией Kobelco, одним из лучших разработчиков и производителей экскаваторов в мире. Линейка New Holland насчитывает 12 моделей серии В массой от 15 до 50 т, за исключением E145 и Е485 , которые принадлежат еще к предыдущему поколению. Три "младшие" модели E135B SR (масса 16,6 т), E145 (15,2 т) и E150 Blade Runner (16,2 т с бульдозерным отвалом), а также две средние E225B SR (23,4 т) и E235B SR (26,4 т) выполнены с сокращенным радиусом поворота платформы и рабочего оборудования. Особенность экскаваторов New Holland за исключением "младших" моделей и E485 - наличие режима Continuous Power Boost (непрерывное усиление мощности). Бортовая программа настроена так, что двигатель может работать на полной мощности без ограничения времени. Силовые установки самые разнообразные. E135B SR оснащен двигателем Mitsubishi, E150 Blade Runner и Е485 - двигателями Isuzu, E225B SR и E235B SR - двигателями HINO, остальные модели - 4- и 6-цилиндровыми дизелями CNH. Из рабочего оборудования на выбор моноблочная или двухзвенная стрела, рукояти разной длины, для ряда моделей - бульдозерный отвал.
JCB разрабатывает экскаваторы в альянсе с другим японским лидером экскаваторостроения - Sumitomo. JCB создала обширную линейку - 16 моделей от 14 до 47 т и продолжает пополнять ее. Ряд моделей - JZ140 (масса 14...15,9 т), JZ235 (23,2...23,7 т) и JZ255 (24,4...24,8 т) с уменьшенным радиусом поворота платформы, при этом у "младшей" модели JZ140 полноразмерная кабина. Компания использует двигатели Isuzu, полагая, что это лучшее решение для экскаваторов. Гидропривод также построен на японских агрегатах. Фирменная микропроцессорная система AMS согласует работу двигателя и гидравлики. Кабины, которые, кстати, изготавливает для JCB специализированная фирма, остаются одними из лучших в отрасли по комфорту, а их броский интерьер стал визитной карточкой компании.
Экскаваторы комплектуют моноблочной или двухзвенной стрелой, рукоятью на выбор из нескольких вариантов. Компания предлагает обширный список навесных орудий - ковшей, гидромолотов, грейферов, механизмов для разрушения и др.
У Hyundai СЕ две линейки экскаваторов - серия 7А и серия 7 для стран с жесткими экологическими требованиями и не очень жесткими. В диапазоне от 11 до 50 т в серии 7 насчитывается 12 базовых моделей плюс модификации и специсполнения, в серии 7А базовых моделей 10, в ней не достает 17- и 30-тонной моделей. Основное отличие серий в силовой установке: для серии 7 это двигатели Stage 2, для серии 7А - Stage 3A, при этом на экскаваторы массой до 20 т ставят двигатели Mitsubishi, свыше 20 т - Cummins. На выбор покупателя - моноблочная или двухзвенная стрела, рукояти, башмаки разной ширины.
У Doosan Infracore аналогичная ситуация с двумя сериями - Solar и DX, хотя для нас актуальной становится DX. Экскаваторы Solar хорошо себя зарекомендовали, и даже как-то жалко с ними расставаться.
Линейка DX включает 10 базовых моделей от DX140LC (масса 14 т) до DX520LC (50,7 т). Машины нового поколения, включая "старшую" модель DX520LC, оснащены двигателями собственной разработки и производства с аккумуляторной системой впрыска, 4 клапанами на цилиндр, улучшенной по характеристикам и упрощенной в обслуживании системой охлаждения с возможностью реверса вентилятора. Двигатель агрегатирован с регулируемым тандемным насосом. Блок управления каждым насосом, входящим в тандем, связан и управляется микропроцессорной системой e-Epos, которая в свою очередь связана с блоком управления двигателем шиной CAN, что позволяет тонко настроить систему двигатель-гидравлика, оптимально используя мощность двигателя и гидросистемы. Основные несущие конструкции экскаваторов - рамы гусеничной тележки и поворотной платформы, стрела и рукоять спроектированы с применением средств расчета по методу конечных элементов и предполагают увеличенный вдвое ресурс.
В основное рабочее оборудование входит моноблочная стрела. Для средних экскаваторов предлагают также двухзвенную стрелу. На выбор два-три варианта рукоятей и несколько ковшей, а также разных по ширине башмаков.
Таким образом, на российском рынке представлены все ведущие производители экскаваторов мира. Не забывает о нем и отечественное машиностроение, хотя предложения фрагментарны. В любом типоразмере присутствуют несколько поставщиков, что создает жесткие конкурентные условия. Выбор широкий, на любой вкус и карман. И главным фактором при выборе становятся не характеристики, дизайн и комплектация, а доступность и качество сервиса, оперативность поставок запчастей и даже такие элементарные вещи, как вежливость при телефонном разговоре.
Фото: Volvo Construction
Основные средства