← Спецтехника

Что нужно знать о предприятии, чтобы выбрать для него погрузчик?

Что нужно знать о предприятии, чтобы выбрать для него погрузчик?
При выборе погрузочной техники нужно учитывать специфику работы на конкретном предприятии: типы и площадь складских (производственных площадей), виды перевозимых грузов, их размеры, массу, упаковку, а также планируемую интенсивность работ и состояние полов на предприятии (в соотношении с типом шин погрузчика). Только проанализировав все эти показатели, можно приступать к оценке самой техники - ее грузоподъемности, высоты и скорости подъема грузов, скорости перемещения, мощности двигателя.
Электропогрузчики более востребованы в странах Европы, поскольку электричество - более чистый энергоноситель, чем жидкое топливо или газ. Связано это с принятыми жесткими нормами по охране окружающей среды и экологии. Эти машины имеют множество плюсов. Они почти бесшумны, не нагреваются при работе, не выделяют выхлопных газов, их не требуется регистрировать в Гостехнадзоре.
Недавно возможности электропогрузчиков были расширены, так как на смену двигателям постоянного тока и аккумуляторным батареям пришли двигатели переменного тока в сочетании с гораздо более мощными батареями. В таких двигателях постоянный ток, вырабатываемый батареей, преобразуется в переменный. В результате машина обретает большую мощность и меньшее энергопотребление. Новейшие электропогрузчики не уступают автопогрузчикам в мощности. Однако у них есть ряд недостатков. Во-первых, такие погрузчики входят в элитный ценовой класс - они примерно в полтора раза дороже автопогрузчиков. Во-вторых, электропогрузчики с кислотной батареей требуют отдельного помещения для зарядки, без которой могут работать не более 12 часов. Такие агрегаты боятся резкого перепада температур. Кроме того, при неправильной эксплуатации возникают проблемы с тяговой батареей. Как полагают специалисты, такие агрегаты сейчас выпускают практически все ведущие производители погрузчиков. Скорее всего, эти машины в ближайшем будущем станут наиболее востребованными на рынке погрузочной техники.
Для погрузочно-разгрузочных работ на открытом воздухе или, в крайнем случае, в хорошо проветриваемых помещениях предназначены дизельные, газовые и бензиновые погрузчики (автопогрузчики приводит в действие двигатель внутреннего сгорания). Широкое применение они находят, прежде всего, вследствие невысокой стоимости по сравнению с электропогрузчиками. Немаловажное их достоинство состоит в том, что они не требуют постоянной подзарядки, однако при этом есть и минусы - такие погрузчики, как правило, сильно шумят и нагреваются при работе. Особенно это касается дизельных погрузчиков. Кроме того, существует проблема выхлопных газов. При работе в помещении загазованность значительно затрудняет производственный процесс. Дизельные погрузчики при работе в закрытых помещениях должны быть оснащены каталитическими нейтрализаторами отработанных газов. Однако катализаторы хотя и стоят дорого, довольно быстро выходят из строя, тем более при использовании некачественного топлива. Бензиновые погрузчики могут обойтись без таких нейтрализаторов.
Существует смешанный вариант погрузчика с двигателем внутреннего сгорания. Это бензиновый погрузчик с установленной на нем газовой системой. Обычно это модели небольшой грузоподъемности, до пяти тонн. На газобензиновых погрузчиках используются бытовые 30- или 50-литровые газовые баллоны. Достаточно иметь 4-8 баллонов на каждый погрузчик, чтобы возить их на заправку не чаще раза в неделю. В России такие машины менее распространены, чем в Европе, в основном из-за более жестких европейских требований к экологической культуре производства и торговли.
Пункт второй
Важным фактором при выборе погрузчика является маршрут перевозки: длина трассы, наличие подъемов и поворотов, рамп, спусков, ширина проезда, размеры стеллажей, наличие посторонних предметов над проходом (лампы, металлоконструкции). Анализ маршрута в совокупности с условиями работы подскажет, нужны ли другие опции, которые обычно оплачивают дополнительно. Основным рабочим органом погрузчика являются вилы. Дело в том, что на складах при перевалке большинства грузов массой 0,5-3,2 тонны в качестве тары используют паллеты (поддоны). Таким образом, практика погрузочно-разгрузочных работ привела к унификации размеров грузов.
Длина вил обычно зависит от типа поддонов, с которыми приходится работать, и колеблется в диапазоне от 700 до 1200 мм. Выбирая, следует иметь в виду не только размеры поддонов, но и то обстоятельство, что чем больше длина вил, тем большей должна быть ширина для рабочего проезда погрузчика.
Пункт третий
Штабелирование является определяющим при выборе типа грузоподъемника. На мачте стандартного типа груз хорошо просматривается; на такой мачте вилы обычно поднимаются на высоту 3000 мм, что позволяет складировать груз на третий ярус стеллажей. Для подъема на большую высоту используют трехсекционные мачты. Для удобства позиционирования груза подъемную мачту снабжают функцией наклона вперед-назад.
В стесненных условиях, например в железнодорожных вагонах, в универсальных 20- или 40-футовых контейнерах или кузове автофуры, штабелирование в два яруса можно применять только при наличии у погрузчика функции так называемого свободного хода - подъема вил без подъема самого грузоподъемника, т.е. без увеличения "строительной" высоты машины. Не все типы грузоподъемников снабжены такой функцией. Однако
если погрузчик обрабатывает два лежащих друг на друге поддона одновременно, а не раздельно, то в этой функции, которая обычно стоит дополнительных денег, нет необходимости.
Для обработки грузов существует большое количество сменных навесных приспособлений, расширяющих сферу использования погрузчиков и повышающих эффективность использования машины.
Пункт четвертый
Для погрузчика важно состояние поверхности пола. Если пол в выбоинах, неровностях, порогах, лучше использовать модели техники на пневмошинах, они лучше амортизируют удары и толчки и вдобавок дешевы. Если погрузчик работает в условиях, когда на полу может оказаться металлическая стружка, куски металла, проволоки, гвозди, битое стекло и т.п., лучше использовать технику на так называемых цельнолитых шинах, другое название -  шины из суперэластика, но они более жесткие и плохо предохраняют от вибраций. Поскольку они эластичны, но не заполнены воздухом, проколоть их невозможно.
Цена вопроса
Фактор цены при выборе погрузчика, как и любой другой техники, играет важную, порой первостепенную роль. При выборе погрузчика покупатели чаще руководствуются принципом минимизации затрат. Машины отечественного и болгарского производства по-прежнему пользуются большим спросом, так как находятся в низшем ценовом классе, однако, по мнению экспертов, их качество оставляет желать лучшего.
Даже при средней интенсивности использования болгарского погрузчика накладные расходы начинают стремительно уравновешивать его стоимость с ценой на более дорогие погрузчики, первоначально показавшейся завышенной.
Количество заменяемых узлов, целых механизмов отличает первых от вторых в разы, не говоря уже о сроке службы, который в среднем в два раза меньше у болгарских погрузчиков. Эти машины подойдут для сезонных работ или для не слишком интенсивной эксплуатации в течение трех-пяти лет.
Цена относительно недорогих погрузчиков грузоподъемностью 1,5 тонны с высотой подъема вил 3000 мм без опций колеблется в пределах $10-18 тыс., а более надежных и совершенных  - $18-30 тыс. При этом срок службы последних больше и составляет 10-20 лет, естественно, при соответствующих условиях эксплуатации.
На сегодняшний день известно следующее.
Лучшие в мире погрузчики производятся в Японии.
Стоит такая новая техника достаточно дорого - 18-200 тыс. долл., но и без ремонта может спокойно проработать 10-12 лет, а до капремонта - и вообще лет 20, поэтому и набирает обороты предложение бывших в употреблении погрузчиков из Японии. Они доказали свою высокую надежность и еще более меньшую стоимость. (Похожая ситуация и с бывшими в употреблении японскими автомобилями, они очень популярны благодаря высокому соотношению цена-качество-ликвидность.)
Европейские производители выделяются своими погрузчиками как по оригинальности технических решений, так и ценами на них, особенно в большую сторону, из-за курса евро.
Американские погрузчики малознакомы широкому кругу потребителей этой техники. Отсюда и все вытекающие плюсы и минусы этой техники.
Корейские и китайские производители не завоевали рынок погрузчиков, так как цены на их продукцию можно сопоставить с японскими моделями, а о качестве и надежности сложно и пока еще рано делать окончательные выводы при эксплуатации в наших условиях.
Болгарские погрузчики несколько дешевле японских, а вот ресурс у них значительно уступает, хотя производитель дает гарантию на стабильную работу своей техники до 3 лет.
Львовский погрузчик стоит дешевле болгарского. Это, пожалуй, единственное преимущество, поскольку гарантированный ресурс украинских погрузчиков еще меньше.
В России же нет крупных производителей погрузчиков, хотя набирают обороты завод им. Калинина в Екатеринбурге, ОАО "Тверской экскаватор", ОАО "Погрузчик" в Орле, а также заводы в Калининграде и Чувашии.
Фото: Mitsubishi Heavy Industry
Спецтехника и нефтегазовое оборудование