Мясные воры и силовые пломбы
Сколько существует международная торговля, столь же долго приходится решать проблему обеспечении безопасности при грузоперевозках. Чем более продвинутыми становятся средства для борьбы с хищениями грузов, тем более изощренно действуют те, кто пытается украсть груз во время его транспортировки и хранения. В России, к великому сожалению, как наследство от советских времен, мы имеем невероятно высокий уровень криминализации в сфере логистики. Воровству подвергается все, что, как говорится, плохо лежит. Мясные грузы тому не исключение.
Согласно статистике недостачи мясных грузов составляют около 0,2% от общего количества ввозимого мяса в Россию, что в год составляет около 6000 тонн продукции. При этом в каждом 87-м контейнере недостача составляет более 10 коробок.
Что же делать участникам рынка, чтобы защитить себя от таких потерь? В современной логистике совершенствуются старые и появляются новые средства и методы борьбы с хищениями грузов. Перечислим средства обеспечения безопасности перевозок и подробно остановимся на каждом из них.
Современные средства обеспечения безопасности перевозок:
- опломбирование различными пломбами (пластиковые и металлические, силовые ЗПУ, тросовые и проволочные, самоклеящиеся, силовые запоры на штанги контейнера);
- фотографирование груза в контейнере перед отправкой и по прибытии;
- страхование грузов;
- сопровождение грузов при их перевозке вооруженными охранниками;
- автомобильные спутниковые системы GPS;
- сюрвейерские услуги;
- регистратор событий TopGuard.
При перевозках грузов любым видом транспорта, будь то контейнер, автомашина или вагон, используются пломбировочные средства. Раньше использовались свинцовые пломбы, на которых специальным пломбиратором производился уникальный оттиск. В настоящее время используются одноразовые номерные самозапирающиеся пломбы, выполненные из пластика или металла, различных типов и конфигураций. При перевозках мясных грузов в контейнерах ставятся, как правило, специальные силовые контейнерные пломбы цилиндрической формы, а также пластиковые и металлические ленточные пломбы, пломбы в виде металлического троса для крепления за обе штанги дверей контейнера, самоклеящиеся номерные пломбы, а также силовые металлические запоры на штанги дверей контейнера.
Такое многообразие пломбировочных средств, казалось бы, должно обеспечить максимум безопасности перевозки грузов и защитить их от хищений. Однако
современные технологии позволяют злоумышленникам проникать внутрь контейнера без видимого нарушения пломб.
Есть целый ряд способов, которыми пользуются преступники.
Нужно особо отметить, что все описанные ниже способы действительно имели место на практике. Мы преследуем цель не предоставить пособие для "начинающих воришек", а рассказать о мерах по обеспечению максимальной безопасности перевозок мясных грузов.
Итак, первый способ касается самих пломб. Пломба может быть заранее "подготовлена", то есть в ее конструкцию могут быть внесены изменения, позволяющие вскрыть её в пути следования без видимых повреждений. Некоторые типы пломб возможно вскрыть и без предварительной подготовки, используя как специальные технические средства, так и простые скрепки от степлера. Возможен и еще более простой способ: пломба на двери контейнера просто не закрывается до конца, а лишь навешивается и слегка прикрывается. Очевидно, что во время транспортировки или хранения контейнера такую пломбу можно беспрепятственно снять, а затем, после совершения кражи товара, закрыть уже по-настоящему.
Другим способом является изготовление "клонов" пломб, или, иными словами, пломб, схожих или идентичных оригиналу по внешнему виду и с таким же номером. Известны случаи подделки как простых пластиковых пломб, так и железнодорожных ЗПУ.
Кроме самих пломб имеется возможность вскрыть запорное устройство контейнера вместе с расположенной на нем пломбой. Когда контейнер опломбирован, например, силовой контейнерной пломбой, которая располагается на рукоятке запорного устройства, злоумышленники демонтируют саму рукоятку; при этом пломба остается в закрытом виде на рукоятке, а контейнер может быть беспрепятственно открыт.
Также известны более радикальные и сложные в исполнении способы проникновения внутрь контейнера. Так, например, имели место случаи демонтажа дверей контейнера или рефрижераторной установки. Такие способы кажутся слишком трудоемкими, тем не менее технически выполнимыми.
Становится очевидным факт, что наличие одной или даже нескольких пломб не является гарантией сохранности груза и защитой от кражи.
Страховщики и недостачи
Что же происходит, если в контейнер забрались и украли товар, а пломбы остались целые и невредимые? При наличии целых пломб на контейнере перевозчик де-юре не несет ответственности за недостачу груза. Предполагается, что целая пломба является доказательством того, что контейнер в пути следования или во время хранения не подвергался вскрытию.
Если груз застрахован, то имеет смысл обратиться в страховую компанию, но, как правило, при наличии целых пломб страховщик по условиям договора страхования не будет интерпретировать такую недостачу как страховой случай. Остается винить поставщика, который якобы недогрузил товар и который по понятным причинам будет не согласен с такой постановкой вопроса.
Для грузополучателя это становится настоящей проблемой, поскольку определить, кто же виновен в недостаче груза и на кого возложить за неё ответственность, не представляется возможным. Вот как комментирует данную ситуацию заместитель директора по корпоративным продажам филиала "ОРАНТА-Петербург" компании "ОРАНТА Страхование" Дмитрий Воллин: "При наличии исправных пломб в подавляющем большинстве случаев страховая компания расценивает недостачу товара как недовложение при погрузке и не признает такое событие страховым случаем. В международных правилах страхования грузов риск недовложения не фигурирует вообще.
В отечественной практике такие предложения от страховщиков бывают, но, как правило, либо это свидетельствует об очень давних и близких взаимоотношениях страховой компании и клиента, либо это просто не слишком корректный способ привлечь страхователей. Такая ситуация обусловлена тем, что для законной с точки зрения надзорных органов выплаты возмещения по убыткам, связанным с пропажей всего или части груза по криминальным причинам, страховщику требуются документы от компетентных органов, подтверждающие, что произошло хищение, то есть имели место противоправные действия третьих лиц. Правоохранителям, в свою очередь, нужны доказательства того, что налицо правонарушение, иначе у них нет оснований возбуждать уголовное дело и выдавать соответствующие документы.
Совсем другое дело, если есть возможность подтвердить факт совершения кражи. Тогда, без сомнения, страхователь получит страховое возмещение. Я знаком с работой прибора TopGuard, и считаю, что его показания вполне могут служить именно доказательством совершения преступления, что значительно облегчит диалог между грузовладельцем и правоохранительными органами и впоследствии между страхователем и страховщиком. При использовании такого прибора страхователь сможет снизить риск кражи груза и доказать факт проникновения в контейнер даже при наличии исправных пломб, а страховщик, соответственно, несколько уменьшить тариф и получить дополнительные аргументы для предъявления регресса виновной стороне".
Погрузка в присутствии сюрвейера
Сюрвейерские услуги, без сомнения, приносят пользу в обеспечении безопасности грузоперевозок. Присутствие сюрвейера при погрузке или выгрузке "дисциплинирует" других участников логистического процесса и мешает совершению противоправных действий с грузом.
Кроме того, сюрвейер может произвести более тщательное дополнительное опломбирование, а также фотографирование груза в контейнере до и после транспортировки с целью последующего сличения этих фотографий и определения факта воровства груза. В современной практике наличие сюрвейерского отчета очень часто является необходимым условием для претензионной работы.
К сожалению, в пути следования или во время хранения контейнера с грузом сюрвейер не присутствует, и правонарушители беспрепятственно совершают хищения груза. Как правило, и фотографии укладки груза в контейнере до и после транспортировки не могут пролить свет на то, где же произошло хищение. Поскольку часто злоумышленники знают о том, что укладка груза бывает сфотографирована, то вытаскивают груз из контейнера так, чтобы на фотографиях этого не могло быть видно. Например, груз берут не из последнего, ближнего к дверям ряда, а из средних рядов. Причем стараются брать так, чтобы расположение верхних коробок не выдавало факт отсутствия части груза. Таким образом, получается, что и фотографирование хотя часто и помогает доказать факт воровства, но не является панацеей.
Установленное на автомашине оборудование GPS, без сомнения, покажет все остановки в пути следования данной автомашины с контейнером. Однако водители часто совершают остановки в пути как планового характера (заправки, ночлег на стоянке), так и незапланированные (например, при проколе колеса). Выходит, что и спутниковая система не решает проблему.
Начальник импортного отдела компании "Люкс Лайн" Вероника Курмаева так оценивает применение различных технических средств для обеспечения безопасности грузоперевозки: "Наличие системы спутникового слежения оказывает большую помощь при мониторинге передвижений автотранспорта, а также для безопасности грузоперевозок. Но это, к сожалению, не всегда решает проблему недостач грузов. В настоящее время при перевозках между городами мы используем регистратор событий TopGuard, что помогает нам значительно снизить риск недостач".
Остается только вооруженное сопровождение автомашины с контейнером или колонны таких автомашин. Этот не самый дешевый способ обеспечения сохранности в действительности может защитить груз от воровства. Однако высокая стоимость вооруженной охраны чаще применяется при перевозках сверхдорогих товаров и не позволяет широко применять её при перевозках мясных грузов.
TopGuard регистрирует...
Регистратор событий TopGuard наилучшим образом решает проблему обеспечения безопасности перевозок мясных грузов. Этот прибор отличается от других технических средств защиты груза прежде всего тем, что он располагается внутри контейнера и, вне зависимости от способа проникновения внутрь контейнера, фиксирует сам факт такого проникновения. По сути, становится неважно, каким образом было совершено проникновение. Есть доказательство самого факта, а также, что немаловажно, даты и времени события.
Говоря другими словами, все, что находится снаружи контейнера, может быть подвергнуто механическому воздействию. При этом прибор, являясь электронным устройством с несколькими степенями защиты, на 100% гарантирует отсутствие возможности вносить изменения в данные, которые записаны в его память. Относительно невысокая стоимость и простота использования позволила прибору найти широкое применение при перевозках мясных грузов.
Кроме того, прибор работает как термограф, то есть фиксирует температуру воздуха внутри контейнера, что является очень важным фактором при перевозке как замороженных, так и охлажденных мясопродуктов.
Среди недостатков данного прибора следует отметить, что он не гарантирует безопасность груза, зато надежно фиксирует сам факт и время незаконного вторжения. Кроме того, прибор, как и любые другие технические средства, по понятным причинам не защищает сам контейнер с грузом от хищения его целиком вместе с самим прибором. В таком случае нужно надеяться только на страховую компанию и только в том случае, если груз был застрахован.
Свое мнение по работе прибора высказывает руководитель отдела логистики торговой компании "Радинко" Денис Давыдов: "Наша компания занимается оптовой торговлей мясопродуктами, и мы используем вместе с сюрвейерскими услугами детекторы TopGuard. Политика нашей компании включает постоянный мониторинг всех нововведений, в том числе и в сфере логистики, с целью оптимизации затрат на транспортировку и обеспечения безопасности наших грузов. Мы провели статистику недостач груза с использованием этого прибора и без него и можем сказать, что с помощью детекторов в 2010 году мы сохранили около 12 тонн груза. Потери от недостач груза обходились нам в несколько раз дороже, чем затраты на установку данных приборов".
Какие рекомендации можно дать грузовладельцам и грузоперевозчикам для обеспечения сохранности их грузов? Трудно предположить, что в ближайшее время возможно сокращение уровня, а тем более ликвидация воровства на транспорте. Очевидно, что ни одна из перечисленных выше мер не обеспечивает полной защиты груза от хищений. Только выбор правильной в каждом конкретном случае совокупности этих мер может значительно снизить или полностью предотвратить риски потерь при транспортировке и хранении груза.
Фото: Dreamstime
Международный экспедитор