Воруют кранами
На Украине участились случаи разбойных нападений на грузовые поезда. Особо тревожная ситуация сложилась на Донецкой железной дороге. Только за минувший год на магистрали выявлено 452 кражи грузов. Особый интерес у преступников вызывают составы с углем и металлом. Но воруют даже продукты.
Усугубляют ситуацию, рождая спрос на ворованный товар, многочисленные пункты приема металлолома, а также пункты приема угля, расположенные вблизи железнодорожных станций.
В числе грабителей в основном безработные местные жители.
"Во многих случаях преступники работают группами во время отстоя поездов или сразу после погрузки-разгрузки. Как правило, в группы лиц, совершающих кражи угольной продукции, входят жители небольших поселков", - добавляет Ольга Черногор.
Вместе с сотрудниками милиции с налетчиками борются и вооруженные стрелки - сотрудники военизированной охраны ГП "Донецкая железная дорога", в обязанности которых входит охрана ценных грузов. Правоохранители выставляют заслоны на наиболее неблагополучных с оперативной точки зрения участках, а также проводят постоянные рейды в ночное время, тем самым пытаясь свести риск к минимуму. Однако преступники действуют отчаянно, порой прибегая к крайностям.
Так, на станции Никитовка на одном из путей был задержан гражданин, у которого изъята горизонтальная затяжка тормозной системы вагона. Им оказался 24-летний местный житель. На совершение преступления его толкнуло желание "наладить свое материальное положение".
В качестве другого примера Ольга Черногор привела удивительное по дерзости преступление, которое удалось предотвратить в декабре прошлого года.
Дружковский завод газовой аппаратуры столкнулся с серьезной проблемой. Его зарубежные клиенты ещё в 2010 году стали жаловаться на недостачу заказанных изделий - электрических и газовых плит, которые поставлялись на экспорт. Последний подобный случай произошёл в августе 2011 года.
Перед отправкой груза на территорию России представители страховой компании отправителя при участии сотрудников милиции и представителей железной дороги решили вскрыть вагоны для проверки.
И обнаружилась недостача 250 плит на сумму более 300 тыс. гривен (около $37 тыс.).
Как выяснилось позднее, воровались не только плиты, но и металл, из которого они изготавливались.
В начале декабря 2011 года сотрудникам транспортной милиции удалось задержать эту группу грабителей. Их поймали прямо на месте преступления, к которому они подготовились основательно: заказали автокран, чтобы выгрузить из вагона 50 тонн легированной стали, а также три грузовых автомобиля для перевозки похищенного.
"Работали" ночью. Подогнали кран, подняли купол, скинули 8 рулонов с металлом на сумму около 500 тыс. гривен (более $62 тыс.).
В ходе операции было задержано 11 лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело за кражу в особо крупных размерах. Наказание может составить до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Другая распространенная схема ограбления товарных составов: один грабитель прямо на ходу запрыгивает в вагон, груженный металлом, и сбрасывает груз. В таких случаях вся ответственность за сохранность груза ложится на стрелков, которым порой приходится применять и табельное оружие. Пока стреляют только в воздух.
Объясняя сложившуюся ситуацию, начальник службы коммерческой работы и маркетинга ГП "Донецкая железная дорога" Виктор Снецкий отмечает, что 40% от общего объема погрузки "Укрзализныци" происходит на Донецкой железной дороге. Чтобы решить проблему, на крупных погрузочных станциях установлены системы видеонаблюдения. На станции Красный Лиман - 8 камер, на станции Иловайск - 6 камер. Также они установлены на станциях Ясиноватая, Красноармейск, Дебальцево-сортировочное и ещё на шести станциях. Как показывает практика, на станциях с видеонаблюдением воровать стали меньше.
Фото: Dreamstime
Гудок