← Негабаритные и опасные грузы

Дом на дороге

Дом на дороге
Финский водитель грузового автомобиля Ээрик Ниела занимается перевозкой готовых летних домиков с завода в Эстонии к месту эксплуатации, на курорт в Финляндии. Перевозка длиной в 700 км занимает целую ночь, средняя скорость при этом составляет всего 25 км/ч.
Но старший управляющий службы регулирования движения Эса Пенттинен здесь не ради развлечения. Ему предстоит выполнить свою работу. Вместе с командой из пяти человек он ожидает судно на погрузочной платформе. В близи стройными рядами припаркованы шесть автомобилей сопровождения.
Йоуни Рати, Генри Малмгрен, Саули Наппи, Микко Симола и Йухани Викхольм - очень опытные регулировщики движения. Согласно финским правилам дорожного движения, регулировщик является государственным служащим, обладающим практически сходными с полицейскими правами и обязанностями, за исключением возможности взимать штрафы.
На автомобильной палубе ожидают четыре грузовых автомобиля с 23-метровой грузовой платформой, на каждой из которых уже размещены домики Akso - 7,05 метра высотой и 7 метров шириной. Максимальная полная масса каждой транспортной единицы составляет 90 тонн.
Готовые для проживания летние домики были собраны на фабрике Akso Haus в Васалемме, Эстония. Из Васалеммы дома доставили в Ханко из порта Палдиски. Пункт назначения - новый находящийся в стадии развития, курорт Holiday Club Resorts Oy, расположенный в Сайме (восточная часть Финляндии).
Расстояние в 700 км будет они преодолеют ночью со средней скоростью 25 километров в час. В Финляндии для перевозки грузов такого масштаба требуются согласования и разрешения органов власти, чтобы создавать как можно меньше неудобств другим участникам движения.
Финн Эрик "Ээту" Ниела и эстонцы Арви Коппел, Мадис Халлимаэ и Сулев Йерсман немного отдохнули во время пересечения Финского залива, но сейчас для этих опытных водителей настало время работы.
Ээту поднимается в просторную, хорошо оборудованную кабину своего Volvo FH16 XXL 700, припаркованного в грузовом отсеке парома.
Готовый дом, расположенный на грузовой платформе, невероятно большой, и для его успешной перевозки требуется слаженная работа всей команды.
Крупногабаритный летний домик загораживает обзор через зеркала на обеих сторонах платформы.
В управлении специализированным транспортом такого размера роль регулировщика движения имеет решающее значение. Доставить такой груз точно в срок и без повреждений возможно только при слаженной работе водителей и регулировщиков движения.
По словам Пенттинена, взаимное доверие - это основа успешной транспортировки. В узких местах водитель должен следить за сигналами регулировщика до десятой дюйма.
Члены команды Пенттинена хорошо знают друг друга. А это очень важно, ведь благодаря этому взаимодействие водителей и регулировщиков проходит более гладко, а работа выполняется безопасно. Сопровождающий персонал досконально знает те места, в которых водителю может понадобится помощь, а те в свою очередь умеют точно и четко следовать инструкциям.
На выходе из порта команда проверяет работу рации для связи автомобилей сопровождения и автопоездов. Теперь они готовы начать свое тихоходное путешествие. Две машины сопровождения следуют впереди и останавливают движение любого встречного транспорта на улицах порта Ханко.
Пенттинен едет впереди ведущего автопоезда, измеряя встречные вертикальные преграды и указывая правильный путь. По радио он сообщает водителям о возможных изменениях на пути следования: дорожные знаки, светофоры, высоковольтные вышки ЛЭП, рельсовые пути, пешеходы и деревья.
Он, словно штурман, дает инструкции пилоту во время гонки. И это несмотря на то, что движутся они очень медленно.
"Справа помеха, тупик. По курсу, Ээту. так держать... чисто. Знак "Уступи дорогу" и пешеходный переход слева. Ветки березы справа, но слева много места", - продолжает Пенттинен.
Его инструкции точны, а сам он спокоен и полон уверенности, ведь этот человек прекрасно знает свою работу. Ээту следует за машинами сопровождения, соблюдая их указания.
Пенттинен уверенно ведет колону через весь город Ханко, но его работа началась за несколько недель до транспортировки. При планировании транспортировки очень важно подготовить карту маршрута. А для этого
Пенттинен проводит около 14 000 измерений, которые он составляет в течение года в различных частях по всей дорожной сети Финляндии.
Сначала Пенттинен сам проезжает по запланированному маршруту от начала до конца и проверяет нижние габариты путепроводов, железнодорожные пути, уличные фонари и вышки ЛЭП, максимальную грузоподъемность мостов, а также размеры проходов транспортных тоннелей. Планирование транспортировки такого масштаба обычно занимает три рабочих дня.
После составления плана нужно связаться с соответствующими органами для получения разрешений на использование специализированного транспорта. Пенттинен вместе с экспертами, выдающими разрешение, проходит по всем пунктам плана, оценивая возможную степень напряженности движения по маршруту, а также его безопасность.
"Безопасность движения - наша основная задача, все остальное второстепенно. Все планы составляются так, чтобы безопасности водителя, регулировщика и участников дорожного движения ничего не угрожало".
В течение всего маршрута Пенттинен связывается с центром управления дорожным движением, который предоставляет официальные данные о происходящем на дорогах. Благодаря этому другие участники движения знают, по каким участкам дорог движется спецтранспорт.
На шоссе третья машина сопровождения выходит вперед всей колоны. Машины сопровождения должны убедиться, что движение на дороге остановлено, а автомобили находятся на обочине. Ведущий автомобиль идет на километр впереди колонны, замедляя весь встречный транспорт. Две другие проверяют, чтобы автомобили находились на безопасном расстоянии.
Машины сопровождения оборудованы громкоговорителями, с помощью которых выдаются указания другим участникам движения. Все водители грузовых автомобилей по коротковолновому радио получают информацию о том, что приближается 7-метровый транспорт и для обеспечения проезда нужно остановиться на автобусной или аварийной остановке. Легковым автомобилям достаточно просто остановиться на обочине.
На дороге Ээту и его Volvo FH16 чувствуют себя как дома. Он с легкостью набирает максимально разрешенные 60 км/ч.
"Мощность здесь имеет решающее значение. Общая масса автопоезда составляет около 100 тонн, но он ускоряется как легковая", - говорит Ээту.
Скорость увеличилась, но постепенно образовывается пробка. Пока нет возможности для безопасного обгона, так как крупногабаритный транспорт занимает обе полосы.
Первая и последняя машины сопровождения постоянно на связи и информируют друг друга о происходящем на дороге. Автомобили экстренных служб - скорая помощь, пожарные машины - пропускаются в срочном порядке. 
Каждые 15 минут пассажирским автомобилям также предоставляют возможность обогнать колонну. Колонна перестраивается на встречную полосу, освобождая проезд следующим за ней автомобилям.
Штанга длиной 7 метров крепится на капот ведущей машины сопровождения. Она измеряет расстояние от земли до пересекающих улицу телефонных или высоковольтных линий, которое обычно не превышает 5 метров.
Если обнаруживается, что линия ниже требуемого уровня, машина сопровождения дает команду замедлить ход. Автопоезда проходят через линию очень медленно, водители внимательно следуют указаниям сопровождающего персонала.
На крыше каждого дома установлены пластиковые направляющие планки, которые пропускают встречающиеся провода поверх автопоезда. Если провода застревают, их поднимают с помощью специальных стержней. В особо сложных ситуациях может потребоваться специальное подъемное оборудование или вызов сотрудника энергетической компании.
Сопровождающему персоналу не приходится скучать. Ведущая машина сопровождения должна убрать все дорожные знаки, находящиеся на пути движения колонны, а задача последних двух - установить все обратно. Иногда необходимо убрать даже светофоры и фонарные столбы.
К этому времени они находились в пути уже две ночи. На первом этапе они преодолели самые сложные места и прошли наиболее серьезные испытания. Во время пересечения железнодорожных путей даже потребовалось остановить движение поездов. Они прошли сквозь ветви берез и телефонных проводов, проползли под низкими мостами, преодолели узкие городские улицы, что было бы невозможно без сопровождающих их людей, а несколько светофоров даже пришлось убрать.
Оставшаяся часть пути казалась достаточно простой. Но, как говорит Пенттинен, именно непредвиденные обстоятельства делают специальный транспорт специальным, и каждый новый день может принести сюрпризы.
Один из переходов оказался слишком низким для проезда. Дома сняли с платформ, установили на транспортные телеги и перевозили через мост по изготовленным из железнодорожных рельсов путям. На другой стороне моста домики вернули обратно на грузовые площадки.
Последний грузовой автомобиль, за рулем которого Ээту, перебирается на противоположную сторону моста, когда солнце уже садится, хотя работа сегодня началась еще утром. До места назначения остается всего три километра. Несмотря на вынужденную задержку, домики прибудут по расписанию, а утром уже можно будет начинать их установку.
Фото: Volvo
День Volvo