Особенности национальной навигации
ГЛОНАСС только-только встает на путь коммерциализации, в отличие от американской GPS, которую гражданские пользователи осваивают уже 20 лет. Пожалуй, это ключевая особенность нашей национальной спутниковой навигации: будучи практически ровесницей аналогичной американской системы, ГЛОНАСС многие годы несла исключительно военную службу. И теперь государство, выступив инициатором коммерциализации ГЛОНАСС, оказалось одновременно и тормозом рынка.
Растущий рынок с высокой динамикой привлекает как отечественных, так и зарубежных игроков. Со своей стороны, российские компании намерены побороться не только за отечественный, но и за глобальный рынок навигационного оборудования и услуг, основным потребителем которого является транспорт (см. рис).
В корпоративном сегменте навигационные решения применяются для контроля местонахождения транспортного средства, получения данных о его состоянии или окружающей среде, прокладки кратчайшего маршрута движения между двумя точками с учетом или без учета транспортной ситуации. Главная ценность предоставляемой информации - это снижение временных и стоимостных показателей транспортной логистики и работы персонала.
По данным РНТ, использование системы мониторинга транспорта дает сокращение пробега на величину до 25%, сокращение времени простоя автотранспорта - до 10%, увеличение оборачиваемости транспорта - до 15%, сокращение расходов на ГСМ - до 25%. Очевидно, что навигационные решения обеспечивают снижение себестоимости и повышение качества производственного процесса при использовании транспортных средств. Однако их внедрение массовым пока не назовешь, несмотря на настойчивые попытки государства запустить этот механизм.
Государство выступило локомотивом внедрения спутниковых навигационных технологий на транспорте, выпустив постановление правительства № 641 от 25 августа 2008 г. "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", а также приняв 14 февраля 2009 г. закон № 22-ФЗ "О навигационной деятельности". Оба эти акта регламентировали с 1 января 2011 г. оснащение навигационными технологиями транспортных средств, перечень которых был определен соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Потом сроки их ввода в действие были перенесены на 1 января 2012 г., а сейчас еще отодвинулись: новый приказ Минтранса России о порядке оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации вступает в силу с 1 января 2013 г. в отношении транспортных средств категории N (грузовики) для перевозки опасных грузов и транспортных средств категорий M2 и M3 (автобусы); с 1 января 2014 г. - в отношении транспортных средств категории М1 (такси).
Эксперты объясняют отсрочку рядом причин: неготовностью инфраструктуры, несовершенством законодательной базы, дефицитом оборудования.
А. Смятских (ГК "М2М Телематика") отмечает, что существующие нормативные акты обязывают пассажирских перевозчиков "оснащаться навигационной аппаратурой на базе ГЛОНАСС" - и под этим можно понимать все что угодно, вплоть до простого навигационного приемника, хотя смысл требования - оснащение пассажирского транспорта навигационно-связными терминалами и подключение к системе диспетчерского управления. При этом наземная инфраструктура развита слабо, региональных диспетчерских центров, контролирующих в режиме реального времени работу пассажирского транспорта и спецтехники, недостаточно. Кроме того, сегодня не существует нормативных актов, определяющих ответственность владельцев транспортных средств за отсутствие такого оборудования; не прописано, кто и каким образом будет отслеживать наличие или отсутствие навигационного оборудования и выносить решение о привлечении нарушителей к ответственности.
Что же касается дефицита оборудования, то, по словам А. Гурко, генерального директора ОАО "НИС"*, сегодня российские компании уже в состоянии выпустить его в необходимых объемах.
В 2011 г. более 200 тыс. транспортных средств было оснащено оборудованием ГЛОНАСС/GPS, и есть резервы для увеличения производства до 500 тыс. комплектов в год.
Всего же системами навигации должно быть оснащено около 900 тыс. автобусов (свыше 100 тыс. уже оснащены), 11 тыс. троллейбусов и 10 тыс. трамваев. По мнению А. Гурко, наибольший эффект будет получен в синергии с проектом "ЭРА ГЛОНАСС", полноценный запуск которого был запланирован на начало 2013 г.
ЭРА отодвинулась
Во всем мире рост национальных навигационных рынков обусловлен реализацией крупных государственных проектов. В первую очередь это проекты, связанные с использованием навигационных технологий в интересах обеспечения безопасности на автотранспорте: в Евросоюзе - проект eCall, в США - NG911, в Бразилии - SIMRAV, в России - проект создания системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА ГЛОНАСС". После запуска проекта "НИС" ожидает взрывного роста объема продаж оборудования: от 2 млн штук в год до 14 млн, т.е. с ростом в несколько раз (количество транспортных средств к 2020 г. составит 60 млн, протяженность всех дорог страны - около 1 млн км.) Сейчас "ЭРА ГЛОНАСС" работает в пилотном режиме в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Рязани, Калуге, в 2012 г. к ним должны присоединиться еще 11 регионов. Планировалось, что с 2013 г. система будет полноценно развернута по всей России. Однако сейчас официальное начало полномасштабной эксплуатации сдвинулось до 2014 г. Связано это, вероятно, с переносом сроков внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" с 2012-го на 2017 г. - а "Система-112" является одним из важнейшим элементов проекта "ЭРА ГЛОНАСС".
Очевидно, сказалась закоренелая "национальная особенность" - сложность межведомственных согласований.
Потребовалось постановление правительства, четко определяющее зоны ответственности при выполнении работ МЧС и Минкомсвязи России, ответственных за реализацию концепции "Системы-112". Документ был выпущен в конце ноября 2011 г. Этим же документом "НИС ГЛОНАСС" было предписано разработать типовой технический проект для МЧС России с целью унификации организационных и технических решений при создании "Системы-112" в регионах РФ начиная с 2012 г. В проекте, который оператор выполнил к концу января нынешнего года, отражены технические характеристики подсистемы межведомственного информационного взаимодействия, описаны подходы к интеграции в рамках "Системы-112" навигационных систем на базе технологии ГЛОНАСС, включая систему "ЭРА ГЛОНАСС" и региональные навигационные системы.
Кроме того, "НИС ГЛОНАСС" провел тестирование взаимодействия прототипа системы "ЭРА ГЛОНАСС" с экстренными оперативными службами в Курской, Ленинградской, Рязанской, Калужской и Московской областях и заключил соглашения с администрациями этих областей о совместной реализации пилотного проекта. По оценке оператора, после того как обе системы будут развернуты на всей территории РФ, время оказания помощи при авариях сократится минимум на 30%, что даст возможность сохранить более 4 тыс. жизней ежегодно. Иначе говоря, перенос сроков на четыре года означает большие потери. Гендиректор ОАО "НИС" утверждает, что сроки полномасштабного запуска "ЭРА ГЛОНАСС" будут выдержаны. Но ведь они уже поплыли, правда, без объявления - просто начало 2013 г. переписали на конец:
Забрезжил социальный суперпроект
Зато в нынешнем году широко анонсируется еще один социально значимый проект на основе ГЛОНАСС, который так и называется - "Социальный ГЛОНАСС". Предложенный компанией "Российские космические системы", он получил статус социально значимого проекта государственного масштаба и взят под патронат Агентством стратегических инициатив (АСИ). По словам Ю. Урличича, генерального директора - генерального конструктора РКС и идеолога "Социального ГЛОНАССа", проект направлен на внедрение современных технических средств и проведение комплекса мероприятий, позволяющих вывести жизнь инвалидов на принципиально новый уровень, гарантированный государством. Помимо традиционных функций навигационных систем "Социальный ГЛОНАСС" позволит автоматически определять местоположение и медико-биологические показатели инвалидов и пожилых людей, а также передавать информацию в центр информационной поддержки, отправлять запрос об экстренной помощи и получать необходимую оперативную поддержку. В. Яблонский, директор направления "Социальные проекты" АСИ, назвал проект "примером системного решения приоритетных государственных задач". Действительно, идея грандиозная: снабдить всех инвалидов, детей и стариков устройствами-помощниками, позволяющими в реальном времени отслеживать их перемещения. Устройства могут быть разными: для школьников - "браслет безопасности", для слепых - прибор с голосовым интерфейсом ит.д. Их разработку планируется завершить в 2012 г. По экспертным оценкам, обладателями таких устройств станут около 25 млн россиян. Соответственно, и бюджет проекта немалый - по экспертным же оценкам, триллионы рублей. Это значительно больше, чем весь космический сегмент, создание которого, к слову, государство окупить и не рассчитывает (коммерциализация ГЛОНАСС отнюдь не означает окупаемости системы).
Где бизнес, ГЛОНАСС?
В 2011 г. игроки российского рынка навигационных технологий искали основные точки роста этого бизнеса. Крупнейший из них, "НИС ГЛОНАСС", выручка которого составила около 3,3 млрд руб. (треть всего рынка), занимался, кроме системы "ЭРА ГЛОНАСС", еще десятками проектов, что позволило ему заработать в 4,5 раза больше, чем в 2010 г., и в 100 (!) раз больше, чем в 2009-м. Это проекты для федеральных ведомств, крупных корпоративных структур, госзаказчиков в регионах. Для продвижения технологий ГЛОНАСС на зарубежные рынки в декабре 2011 г. оператор зарегистрировал в Индии дочернюю компанию NIS GLONASS Pvt Ltd, которая будет производить оборудование и собственные программные продукты для индийского рынка (начать серийное производство российских терминалов в Индии планируется во II квартале этого года).
ГК "М2М Телематика" также получила в прошлом году доход больше 3 млрд руб. на разработке специализированного ПО, серийном производстве телематического оборудования, а также на комплексных интеграционных решениях по созданию ИТС и отраслевых систем. К слову, две эти компании, совокупно "держащие" добрую половину рынка, состоят в довольно тесном родстве - по материнской линии АФК "Система". В середине февраля этого года АФК "Система" объявила об увеличении своей доли в уставном капитале ОАО "НИС" с 51 до 70% путем выкупа дополнительного выпуска акций компании. В качестве оплаты "Система" внесла в уставный капитал ОАО "НИС" принадлежавший ей с 2010 г. пакет в 51% долей в уставном капитале ООО "М2М телематика", входящего в одноименную группу компаний. В итоге "НИС" стал контролирующим участником ООО "М2М телематика". Комментируя эти события, Михаил Шамолин, президент АФК "Система", отметил, что акционеры ОАО "НИС" приняли решение об усилении роли АФК в управлении операторской компанией, поскольку "проект ГЛОНАСС входит в активную стадию коммерциализации". В то же время, по словам президента "Системы", контроль над компанией "М2М телематика" позволит ОАО "НИС" получить дополнительную отраслевую экспертизу и реализовать синергетический эффект для дальнейшего успешного развития услуг на базе системы ГЛОНАСС. В марте этого года две родственные компании объявили о планах совместной реализации проектов.
Очевидно, на российском навигационном рынке есть свой чемпион, чьи позиции только укрепляются. Несомненно также, что госсектор, выступая заказчиком масштабных проектов, остается одним из основных драйверов роста российского рынка навигационно-телематических услуг. В то же время эксперты "ИКС" отмечают, что
эти услуги все более востребованы крупным бизнесом, для которого производители оборудования реализуют сложные комплексные проекты, где транспортная телематика рассматривается как часть единой системы управления бизнес-процессами.
В таких проектах производители осваивают интеграторский бизнес. И наконец-то "просыпается" SMB, получивший возможность покупать не "тяжелые" дорогие системы, а навигационно-телематическую услугу по модели SaaS. Так что не зря производитель транспортных терминалов компания "Русские навигационные технологии" (РНТ) видит перспективы бизнеса в переходе на операторскую модель.
Что касается личного автотранспорта - а в России этот парк превышает 40 млн машин, - то пока "частники" голосуют кошельком за GPS, и эксперты "ИКС" расходятся в оценке конкурентоспособности отечественных двухсистемных модулей ГЛОНАСС/GPS на массовом рынке. Но по крайней мере шесть компаний, чьи опытные образцы автомобильных терминалов отобрал "НИС" для проекта "ЭРА ГЛОНАСС", рассчитывают получить заказы от федерального сетевого оператора.
На технологических бизнес-площадках также открываются новые перспективы. Так, отмечается рост технологий M2M (machine-to-machine), когда заказчики все чаще предъявляют требования интеграции навигационной системы и существующих на предприятии систем управления, в том числе бухгалтерских и ERP. По экспертным прогнозам, в этом сегменте рынка
выиграют компании, которые сумеют свести большинство телематических услуг воедино и будут предоставлять их, используя одну и ту же среду передачи данных.
Еще одно набирающее силу направление - навигационная телематика в парадигме Connected Car, когда автомобиль становится самостоятельным подвижным навигационно-информационным узлом, в функции которого входит интеграция устройств, связь в движении и управление на основе навигации. Во всем мире концепцию Connected Car продвигают автомобильные и софтверные компании. В России в марте этого года ОАО "НИС" и "АвтоВАЗ" подписали соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого планируется совместное проведение тестов бортовой аппаратуры комплекса "ЭРА ГЛОНАСС" и каналов передачи данных, разработка требований к интерфейсам взаимодействия между бортовой аппаратурой и штатным электронным оборудованием автомобилей LADA, а также совместная разработка и тестирование новых коммерческих продуктов и услуг, использование системы повышения точности и надежности определения местоположения транспортных средств.
Есть идеи, которые еще три года назад мы смело относили к категории future. Но вот в прошлом году IEEE объявил о завершении разработки нового стандарта беспроводного ШПД с использованием когнитивного радио и ГНСС (разумеется, GPS), и вспыхнули дискуссии о разработке и внедрении когнитивных технологий с задействованием ГЛОНАСС и на базе национального стандарта - которого нет, но требуется срочно принять.
Возможно, технологии ГЛОНАСС закрепятся в "мобильниках".
В прошлом году двухсистемные ГЛОНАСС/GPS-модули появились в смартфонах, телефонах и навигаторах Apple, Nokia, Samsung, Sony, Motorola. В стане оптимистов это событие расценивается как факт мирового признания ГЛОНАСС. Скептики и просто аналитики замечают при этом, что особого акцента на ГЛОНАСС в момент анонса не делал ни один из производителей. Теоретически ГЛОНАСС сейчас поддерживают десятки моделей смартфонов: возможность обработки сигнала российской спутниковой системы заложена в платформах Qualcomm, Broadcom и других крупнейших поставщиков мобильной микроэлектроники. Однако для реального задействования сигнала ГЛОНАСС в устройствах на базе таких чипсетов требуется определенная доработка со стороны производителя смартфона. Кроме того, по последним данным, компания ZTE, выпустившая год назад первый смартфон с ГЛОНАСС на базе чипсета Qualcomm, сейчас сделала паузу в производстве таких устройств из-за отсутствия спроса; по той же причине отказалась от ближайших планов по выпуску ГЛОНАСС-смартфона и Huawei.
Тем не менее эксперты "ИКС" сходятся в оптимистичной оценке перспектив распространения в России таких устройств. По мнению А. Осипова ("Ситроникс"), навигационные технологии на мобильных устройствах будут развиваться, поскольку работа приемника с несколькими спутниковыми группировками позволяет более точно рассчитать географическую координату. "Эта характеристика не станет главной причиной в пользу выбора того или иного мобильного устройства, но точно добавит преимущества конкретной модели", - уверен эксперт. В. Кульнев ("Интеллект Телеком") отмечает при этом, что перспективы распространения в России ГЛОНАСС-телефонов, смартфонов, планшетов могут быть хорошими при условии стимулирования и развития рынка LBS-услуг. А для этого необходимо как создание операторами мобильной связи необходимой программно-аппаратной и технологической базы, так и активная рекламная политика.
Наконец, если заработает "Социальный ГЛОНАСС", потребуются миллионы устройств - и для их производителей это будет огромная новая бизнес-ниша.
Патронаж и саботаж
"Если" - оговорка закономерная, поскольку любые межведомственные согласования у нас идут тяжело, со скрипом, заводя порой в тупик - как случилось с той же "Системой-112", отдаляющей от нас светлую ЭРУ, как с самой ФЦП развития и использования ГЛОНАСС на период 2012-2020 гг. Первая ФЦП по ГЛОНАСС завершилась в прошлом году созданием космического сегмента, который полностью перекрывает всю поверхность земного шара. На ее реализацию государство выделило более 116 млрд руб. Следующая программа, рассчитанная до 2020 г., должна была быть принята до окончания 2011 г. Однако из-за того, что Минэкономразвития и Роскосмос никак не могли согласовать бюджет, принятие ФЦП было перенесено сначала на январь, потом на февраль, затем на март 2012 г.; принята программа 3 марта этого года, ее бюджет с первоначально запрошенных Роскосмосом 462 млрд руб. усечен до 346,595 млрд.
Эксперты Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" называют такие факторы торможения отечественного навигационного рынка, как непоследовательность государственной политики внедрения и развития технологий ГЛОНАСС на внутреннем и мировом рынке, отсутствие единых протоколов для навигационно-связного оборудования и навигационно-информационных систем, межведомственные барьеры. Эксперты "ИКС" тоже считают проблемой номер один несовершенство законодательной базы. А. Смятских отмечает, что хотя федеральные законы и постановления правительства, направленные на развитие ГЛОНАСС, существуют, но основные полномочия в этой области переданы на уровень субъектов РФ и муниципальных образований, которые в большинстве своем не имеют необходимого опыта. По мнению А. Осипова, развитие рынка сдерживается в первую очередь невозможностью использовать навигационные данные, полученные при помощи навигационно-связных терминалов в качестве средств измерения параметров местонахождения и движения, за неимением соответствующей законодательной базы.
Каких действий от государства ждет рынок? Вынося за скобки общие рассуждения (о необходимости реализации комплекса государственных мер по совершенствованию законодательной базы), мы выделили с полдюжины конкретных предложений, полученных в ходе опроса экспертов навигационного рынка.
Итак, требы рынка:
Разработать комплексную программу внедрения технологий ГЛОНАСС в регионах России, что позволит организовать единое навигационное пространство страны.
Разработать нормы сертификации навигационно-связного оборудования, при этом включить в обязательные требования к терминалу ГЛОНАСС/GPS использование единого протокола передачи данных от навигационно-связных терминалов в соответствующие ЦОДы и единых команд настройки адреса ЦОДа. Их отсутствие затрудняет подключение новых типов терминалов к большим дата-центрам.
Разработать нормы сертификации центров обработки навигационных данных. Нормативные акты и требования к сертификации оборудования и ЦОДов позволят автоматизировать множество полезных функций, включая выяснение объективных причин ДТП, расчет амортизации и себестоимости перевозок и др.
Развивать рынок при помощи государственных заказов (вести расчет транспортного налога на основе данных о суммарном ежегодном пробеге, обеспечивать контроль исполнения государственных заказов в области логистики с помощью навигационно-информационных услуг, реализовать программу "ЭРА ГЛОНАСС" в намеченные сроки).
Обеспечить режим налоговых льгот отечественным разработкам без возведения экономических барьеров для зарубежной продукции (варианты: обеспечить вытеснение с внутреннего рынка односистемных решений GPS, в том числе с помощью мер таможенно-тарифного регулирования и проведения единой технической политики; обеспечить государственную поддержку отечественной инженерной мысли и производства с требованием глобальной, а не локальной конкурентоспособности).
Разработать и развивать систему подготовки профессиональных кадров для ГЛОНАСС - инженеров, установщиков, программистов.
Понятно, что без государственной воли преодолеть препятствия, о которых шла речь, не представляется возможным. Но очевидно также, что
рынок спутниковой навигации не волновался бы и не давал советы государству, если бы не острое предчувствие большой волны - новых технологий, услуг, информационных каналов, новых площадок для бизнеса, новых денег, наконец.
Надо только открыть шлюзы - и даже нынешние прогнозы могут показаться "цветочками" в сравнении с темпами всенародной "навигатизации", как это случилось в свое время с "мобилизацией" и "интернетизацией" всея Руси. Не исключено даже, что волна будет помощней, ведь в нее вольются и интернетчики, и мобильщики, и микроэлектронщики, и автомобилестроители:
Конечно, длань государства перевешивает на весах спутниковой навигации влиятельность всех вместе взятых бойцов коммерческого фронта. И тем не менее на гребне этой волны окажется именно рынок.
* Постановлением Правительства РФ №549 от 11 июля 2009 г. ОАО "НИС" (или "НИС ГЛОНАСС") определено федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности с целью обеспечения коммерциализации технологий ГЛОНАСС на российском и зарубежном рынках.
Фото: ОАО "Российские космические системы"
ИКС