← Топливо, масла и автохимия

Регулятор vs нефтяники: кто победит на рынке топлива

Регулятор vs нефтяники: кто победит на рынке топлива
В начале апреля опять прочитал в одном издании фразу-штамп: "Весна, традиционно растут цены на бензин..." Хотя с весной в этом году как-то не сложилось, но с традицией захотелось разобраться. Ведь не секрет, что очень часто за формированием таких традиций стоят очень даже конкретные компании и организации. Есть еще одна расхожая фраза-штамп: "Один раз - случайность, два раза - система". Мне кажется, что все происходящее сейчас на внутреннем рынке автомобильного бензина напоминает как раз систему.
Необычная, но с претензией на системность, так как очень напоминает аналогичную "рукотворную" ситуацию весны 2011 года. Думаю, что это был запоминающийся период. Жители некоторых регионов еще хорошо помнят ажиотаж и дефицит топлива. Трейдеры вряд ли забыли высокие биржевые цены. Владельцы независимых сетей АЗС долго будут вспоминать так внезапно обесценившиеся активы и не вовремя проданный бизнес. Ну а все автомобилисты - рост цен на АЗС. Со всех сторон крайне негативный период. И вдруг повтор. Чего же ждать в этот раз?
Повтор уже не полный, с проведенной работой над ошибками и подкрепленный "цифрами". Сложившаяся ситуация напоминает вторую шахматную партию, которую играют прямо вслед за первой. Ходы вроде и похожие, но продумываются на несколько шагов.
Позиция со стороны регуляторов: 90-процентная экспортная пошлина, делающая экспорт малопривлекательным; рекомендации по сдерживанию роста цен на АЗС нефтяных компаний; увеличение за январь-февраль 2012 года производства высокооктановых бензинов почти на 15%, или на 0,75 млн т; увеличение за тот же период отгрузок высокооктановых бензинов на внутренний рынок почти на 20%, или на 0,84 млн т; возросшие по состоянию на конец марта до 1,8 млн т суммарные остатки на НПЗ и НПО; пристальное внимание ФАС к ситуации на рынке; смещение приоритета с переработки на добычу и экспорт нефти.
Позиция со стороны нефтяных компаний: увеличение до 1,4 млн т объемов продаж автомобильных бензинов на биржевых площадках в январе-марте 2012 года; попытка через рост биржевой цены обозначить перспективы роста рынка по цене.
Если отменить 90-процентную пошлину, то рост цен неизбежен, причем уровень уже существующей налоговой составляющей не увеличится. Сделано все, чтобы рынок был избыточен по объемам. Это однозначно привело бы к снижению цен, если бы такая ситуация возникла в рыночных условиях. Но этого не происходит. Проблема в том, что
сама ситуация обособлена и создана искусственно, но регуляторы продолжают ждать от нее типично рыночной реакции. Такое противостояние не может продолжаться долго.
Компании, надеясь на возможность повышения цен и имея большие запасы, в марте-апреле сокращали продажи автомобильных бензинов через биржи, тем самым подогревая рынок и сигнализируя регуляторам о том, что потребитель готов покупать бензин по более высоким ценам. Но делают это они сейчас уже предельно осторожно, справедливо опасаясь претензий ФАС.
Не оправдались прогнозы по росту цен в апреле, противостояние продолжается. Ожидается, что период с конца апреля по начало мая будет своеобразным часом X для рынка. Шансов на победу пока больше у регуляторов, которые вдруг даже стали задумываться о плавающем уровне акцизов при высокой мировой цене, что при фиксированной цене в рознице будет оставлять больше денег компаниям. Думаю, что это маловероятно, и министерства просто не договорятся между собой. Поймем мы это уже к июлю, когда придет время очередного повышения акцизов.
А вот шансы раньше договориться с нефтяными компаниями намного больше. И договоренности эти, скорее всего, будут иметь большее отношение к добыче и экспорту сырой нефти, а не к ее переработке. Возможно, это доступ к добыче на шельфе для частных нефтяных компаний. Сейчас сложно сказать, что это будет. А пока
разменной монетой в этом противостоянии опять станут оставшиеся еще на рынке владельцы сетей независимых АЗС, которых заместят сбыты нефтяных компаний.
Регулируемый рынок требует к себе пристального внимания и большего контроля, в силу своей искусственности и обособленности он крайне неустойчив. Перспективы пусть и контролируемого, но роста оптовой цены, смещение рынка в сторону мелкого опта и гарантированный сбыт возросших объемов через розничную сеть могут стать единственными плюсами для нефтяных компаний в этой ситуации.
Автор - директор по развитию и маркетингу ИАЦ "Кортес"
Фото: АвтоТрансИнфо
РБК