Тысячи километров позади, сотни тысяч впереди
В нынешнем году Федеральное дорожное агентство планирует увеличить объём строительства, реконструкции дорог и сделать свою работу более прозрачной, чем прежде. Для этого в сети Интернет будет проводиться общественное обсуждение строительства новых федеральных и региональных автомагистралей. Об этом стало известно на ежегодной итоговой научно-практической конференции, состоявшейся в Москве.
Параллельно идёт переход дорожного хозяйства на нормативное содержание. В 2010 году отремонтировано больше 4,5 тысячи километров федеральных дорог, в 2011-м - 5,6 тысячи километров. Задача - выйти на 10 тысяч.
Если в 2011 году на содержание и капитальный ремонт из федерального бюджета было выделено 88 миллиардов рублей, то в 2012 году ожидается увеличение до 114 миллиардов рублей, а в 2014 году дорожное хозяйство может получить около 207 миллиардов. "Это и есть тот норматив, который позволит в полном объёме финансировать содержание дорог. Прибавка будет ещё существеннее, когда со своими объёмами окончательно определятся субъекты и региональные дорожные фонды", - отметил Анатолий Чабунин.
В числе наиболее значимых объектов, введённых в эксплуатацию в 2011 году, - обход Нальчика, Северный обход Новосибирска, сеть тоннелей на Транскаме.
Высока степень готовности дорожных объектов для проведения Олимпиады 2014 года и саммита АТЭС, который пройдёт в сентябре на острове Русский.
В прошлом году Росавтодор ввёл в эксплуатацию обход вокруг Уссурийска. Трасса М-60 "Уссури" между Владивостоком и Хабаровском считается самой напряжённой автодорогой на Дальнем Востоке, и с появлением новой автодороги с улиц Уссурийска исчезли десятки тысяч транзитных автомобилей.
По словам Анатолия Чабунина, решены проблемы с транзитом транспорта через городские магистрали Новосибирска. Северный обход вокруг этого города сдан осенью прошлого года. По поручению Правительства Росавтодор строит теперь уже Восточный обход Новосибирска. Первую очередь стоимостью 8 миллиардов рублей и протяжённостью 20 километров планируется ввести в эксплуатацию через 2,5 года.
В начале июля этого года будет сдан уникальный вантовый мост через пролив Босфор Восточный во Владивостоке.
Он входит в число объектов программы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе". "Строительство гигантского сооружения, которое длилось более трёх лет, завершено на 99,9 процента. Две части моста отделяют друг от друга всего 12 метров. До завершения стыковки осталось смонтировать заключительную панель", - рассказал Анатолий Чабунин.
Длина моста составит 3,1 километра. У него самый длинный в мире вантовый пролет - 1104 метра. Мост протянется между двумя опорами высотой 320 метров, которые также станут самыми высокими мостовыми сооружениями в мире. Держат мост над водой ванты общей длиной более 54 километров.
В число стратегически важных дорожных объектов 2012 года входит федеральная автодорога М-54 "Енисей" - от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией. Ведётся реконструкция Чуйского тракта - от Новосибирска до Бийска и границы с Монголией и дороги Чита - Хабаровск, которая была построена много лет назад. К концу 2013 года трасса будет приведена в соответствие с нормативными требованиями.
"В этом году начнётся активное строительство сельских дорог. В прошлом году было введено 500 километров сельских дорог с твёрдым покрытием, соединивших 200 населённых пунктов и 85 тысяч жителей. Важно, что в бюджетный кодекс внесены изменения, и сегодня регионы на строительство сельских дорог должны направлять не менее пяти процентов средств территориального дорожного фонда. В федеральном бюджете на строительство сельских дорог предусмотрено шесть миллиардов рублей", - рассказал Анатолий Чабунин.
Минувший год был отмечен не только вводом в эксплуатацию крупных транспортных объектов, но и принятием важных законодательных решений, открывающих для отрасли новые перспективы. В апреле прошлого года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, и благодаря этому после десятилетнего перерыва началась работа федерального и региональных дорожных фондов. Ведётся создание муниципальных фондов.
"Решения о формировании региональных дорожных фондов приняты во всех регионах, и в нынешнем году мы будем внимательно следить за их работой. Этот год будет показательным в качестве оценки зрелости принятия решений регионами, - пояснил заместитель министра транспорта Олег Белозёров. - В некоторых субъектах дорожные фонды созданы не в тех объёмах, как планировалось в самом начале, и мы считаем, что есть скрытый резерв для развития дорожного строительства. Кроме того, будет оцениваться эффективность использования средств".
В этом году из федерального бюджета в регионы будут направлены субсидии на строительство крупных искусственных сооружений. Деньги поступят в те регионы, которым сложно самостоятельно собрать средства на выполнение этих проектов. В то же время Олег Белозёров обратил внимание на то, что некоторые субъекты слишком много денег тратят на строительство новых магистралей и мало занимаются содержанием и эксплуатацией существующих дорог.
Важным событием для отрасли стало принятие в прошлом году технического регламента по безопасности автомобильных дорог членами Таможенного союза - Белоруссией, Казахстаном и Россией.
Этот документ создаёт основу для согласованной деятельности дорожников трёх государств. Он должен вступить в силу до февраля 2015 года. За оставшееся время предстоит пересмотреть всю нормативную базу по строительству дорог, принять комплекс нормативных документов, обеспечивающих увеличение срока межремонтных работ до 12 лет.
В прошлом году был налажен диалог между обществом и дорожными строителями. "Мы представили общественности объяснения, что, как и почему мы делаем. Рассказывали о проблемах и достижениях. В этом году поставлена задача сделать отрасль ещё более открытой и прозрачной. Планируется рассказать о системе принятия решений. Люди должны знать, почему, например, и сколько на данном этапе расходуется средств на строительство, ремонт и содержание конкретной автодороги", - рассказал Олег Белозёров.
Первые шаги уже сделаны. На сайтах Министерства транспорта и Росавтодора вывешена подробная информация о планах работы. Одновременно субъекты РФ получили рекомендации, что надо сделать для повышения прозрачности работы дорожного хозяйства. Есть субъекты, которые этому вопросу уделяют недостаточно внимания, поэтому Олег Белозёров отметил, что в ближайшее время появятся новые показатели, на основе которых будет даваться оценка информационной открытости регионов.
"Мы будем отслеживать, насколько люди ознакомлены и согласны ли они с теми решениями, которые принимаются по распределению средств на дорожное строительство. Посмотрим, согласны ли они с результатами освоения денег. На будущее стоит задача сделать абсолютно прозрачной систему принятия решений. Она должна включать процедуры общественного обсуждения и общественных слушаний", - подчеркнул заместитель министра транспорта. Такая практика в нынешнем году вводится в Росавтодоре. Причём общественное обсуждение будет проводиться на этапе разработки проектных решений, поскольку от проектирования зависит дальнейшая реализация проекта. Строительство высокозатратных объектов будет обсуждаться на совете Федерального дорожного агентства.
Предметом общественного обсуждения могут стать стратегия инновационной деятельности Росавтодора, программа ввода стандартов в области безопасности дорожного движения и ведомственная программа повышения качества работы дорожного хозяйства.
Пора снижать издержки
Об истории возрождения дорожных фондов на конференции Росавтодора рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин: "В течение нескольких последних лет наш комитет выступал за воссоздание дорожных фондов. Мы подготовили соответствующий законопроект, который был одобрен Советом Федерации. Потом он обсуждался в комитетах Государственной Думы. Ряд субъектов РФ высказали по нему свои суждения, и они были учтены. Потом закон был принят, и теперь появились постоянные источники формирования дорожных фондов. По нашему мнению, это позволит к 2017 году выйти на достаточный уровень финансирования дорожной отрасли".
Евгений Бушмин считает, что несмотря на увеличение финансирования дорожного строительства, этот год будет сложным для регионов. Им придётся управлять не только дорожными финансами, но и сбором акцизов, транспортным налогом. При этом регионы не смогут использовать эти деньги на другие цели и только 20 процентов от собранной суммы смогут направить на погашение дорожных кредитов. Кредиты у федерального бюджета на пятилетний срок на ремонт и содержание дорог они берут с 2009 года, и, чтобы сэкономить на выплате процентов, некоторые регионы намерены возвратить часть средств до окончания срока кредита.
В этом году суммарный объём доходов региональных дорожных фондов может составить 780 миллиардов рублей. В 2014 году превысит один триллион рублей. Уже сегодня дорожные фонды смогут переносить неизрасходованные средства на будущий год. Кроме того, отрасль сможет использовать внебюджетные источники и поступления от эксплуатации платных дорог, но важно, чтобы это не создавало дополнительной нагрузки на потребителей. Впрочем, по мнению экспертов, до конца новая система не решает проблему финансирования ремонта и содержания дорог. Сейчас, отмечает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам,
средств хватает на 49 процентов от потребности, и увеличение финансирования невозможно без государственной поддержки.
Большой проблемой отрасли, по признанию Евгения Бушмина, остаётся высокая стоимость дорожного строительства. "Стоимость дорог в России в два раза выше, чем в Европе и США. Это связано с необходимостью выкупа земли, переноса коммуникаций, расселением жителей, чьи дома расположены вблизи магистралей. Наверное, целесообразно решать эти вопросы местным властям, а не дорожникам. Их нужно избавить от этой работы и дополнительных затрат", - считает законодатель. Его позицию разделяет председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. По его мнению, для развития дорожной отрасли государство должно решить проблему изъятия земельных участков под строительство дорог. Комитет готовит законопроект, предусматривающий упрощение этой процедуры.
Алексей Русских предлагает навести порядок и в вопросах ценообразования. До сих пор стоимость работ в дорожном строительстве определяется на основе устаревшей системы. Она основана на единичных расценках января 2001 года и не отвечает современным рыночным условиям. Он предлагает создать систему рыночного ценообразования, адекватно отражающую стоимость дорожных работ, и перейти от единичных расценок на отдельные технологические операции к расценкам отдельных конструктивных элементов. Кроме того, считает депутат, требуется адаптировать европейскую и российскую нормативную базу в дорожном строительстве с учётом природно-климатических особенностей регионов нашей страны.
"Нужно совершенствовать 94-ФЗ, - заявил Алексей Русских. - Сегодня в рамках этого закона размещение заказов на поставки товаров и работ по оказанию услуг по строительству дорог проходит на электронных торгах. Это чисто российская новация - нигде в мире она не применяется. Она не позволяет в должной мере оценить предложения, поступающие от поставщиков по таким параметрам, как качество выполняемых работ или поставляемых товаров, уровень квалификации подрядчиков. Ситуация должна измениться после принятия поправок в 94-ФЗ. Этот законопроект дорабатывается и готовится к обсуждению в первом чтении".
Нужны законы прямого действия
Более десяти законопроектов, касающихся модернизации дорожного строительства, находятся на рассмотрении Комитета Государственной Думы по транспорту. По мнению его председателя Евгения Москвичёва, принимаемые законы должны стать актами прямого действия и должны как можно меньше зависеть от постановлений Правительства. Один из них касается создания системы контрактов жизненного цикла. Компании, отвечающие за строительство дороги, получат возможность обслуживать дороги в течение последующих 8-10 лет. Это будет выгодно как для бюджета, так и для автомобилистов.
Евгений Москвичёв призвал дорожных строителей внимательнее относиться к эксплуатации дорог. "Мы договорились не пропускать на дороги автотранспорт с песком и щебнем весом более сорока тонн, а нарушителей штрафовать - до 400 тысяч рублей. Но эти договоренности сегодня забыты. По федеральным дорогам ездят тяжеловозы с 50-60 тоннами грузов. Они едут на плечо в 200 километров, а потом мы спрашиваем, почему так быстро портятся новые дороги", - напомнил председатель комитета.
В связи с работой Таможенного союза и Единого экономического пространства товарооборот между Россией и Белоруссией в прошлом году увеличился на 45 процентов. Растёт товарооборот с Украиной.
В 2013-2014 годах откроется крупнейший транспортный коридор из Евросоюза через Россию и Казахстан в Китай.
Грузопоток в Европу увеличится на 35-40 процентов, поэтому необходимо позаботиться о создании современных логистических центров и объектов придорожной инфраструктуры вместо заведений общепита невысокого уровня, снос которых увеличивает затраты на содержание дорог.
"Недавно российские эксперты побывали на границе с Казахстаном и увидели новые терминалы. Они готовы принять вдвое больше грузов, чем доставляется из Турции в Россию. Мы тоже должны ускорить развитие придорожной инфраструктуры, поскольку большая часть грузов по территории России пойдёт не авиационным и железнодорожным, а автомобильным транспортом. Он быстрей и доступней", - отметил Евгений Москвичёв.
Одновременно предлагается поднять акцизы на ГСМ - с трёх до семи-восьми рублей. Эти средства должны направляться на строительство, ремонт, содержание дорог и повышение безопасности движения. По мнению экспертов,
для эффективного экономического развития России требуется полтора миллиона километров дорог. У нас же вместе с лесовозными дорогами и подъездами к дачным участкам - не более 900 тысяч километров. Протяжённость дорог общего пользования составляет около 600 тысяч километров.
Одним словом, дорожной отрасли в ближайшее десятилетие предстоит наверстывать недостающие километры.
Фото: Росавтодор
Парламентская газета