Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) является нововведением в таможенную практику государств - участников Таможенного союза (ТС) и важным шагом к развитию системы взаимодействия таможенных служб с участниками ВЭД. Необходимость разработки и внедрения современных подходов к организации взаимодействия таможни и бизнеса вызвана неоправданными временными и финансовыми затратами на совершение таможенных операций, которые несут добросовестные участники ВЭД.
Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра УЭО вступил в силу 5 января 2012 года. В нем определен порядок включения в реестр УЭО, приводится образец заявления и перечень прилагаемых документов, блок-схема последовательности действий по принятию заявления о включении в реестр, а также блок-схемы последовательности действий таможенных органов по проверке соблюдения условий включения в реестр и по принятию решений о включении в реестр. А 9 января 2012 года вступил в силу приказ ФТС России "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и УЭО", которым определен порядок взаимодействия между таможенным органом и УЭО, а также регламент их информационного обмена.
Таким образом, начиная с января 2012 года участники ВЭД могут обращаться в ФТС России с заявлением о включении в реестр УЭО. Следует отметить, что ранее Таможенным кодексом РФ были установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Согласно п. 8 ст. 322 закона о таможенном ругулировании,
154 организации, пользовавшиеся такими процедурами, в письменной форме проинформировали ФТС России о своем согласии быть включенными в реестр УЭО и могут пользоваться специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу регламента.
Суть создания института УЭО в Таможенном союзе заключается в предоставлении определенным лицам, пользующимся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения. В частности, согласно ст. 41 ТК ТС, оператор сможет осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС, иные специальные упрощения. Согласно закону, иными упрощениями являются предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической декларации на товары, а также периодическое таможенное декларирование. УЭО предоставляется возможность указывать один классификационный код в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями. Упрощения не применяются в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке.
Условия получения юрлицом статуса УЭО определены ст. 39 ТК ТС, в России - ст. 88 закона о таможенном регулировании, а также упомянутым регламентом. УЭО может стать законопослушный участник ВЭД, не имеющий задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенными органами и фактов привлечения к административной ответственности в течение одного года. Кроме того, согласно п. 6 ст. 39 ТК ТС, оператор должен вести особую системуучета товаров, позволяющую сопоставлять сведения, представленные таможне при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении своих хозяйственных операций. П. 3 ст. 88 закона определяет требования к такой системе учета.
Особенно важен вопрос о выполнении условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при включении в реестр УЭО.
Сумма такого обеспечения эквивалентна 1 млн евро. Ст. 86 ТК ТС устанавливает следующие способы обеспечения: деньги, банковская гарантия, поручительство, залог имущества. Одновременно для поддержки национального производства и несырьевого экспорта ТК ТС предоставляет возможность производителям и (или) экспортерам товаров, к которым не применяются вывозные пошлины, предоставлять обеспечение в 150 тыс. евро. Поскольку разница в суммах обеспечения очевидна, Комиссия Таможенного союза своим решением от 9 декабря 2011 года N 872 четко определила, что такой производитель обязан на законном основании владеть помещениями, открытыми площадками и иными территориями, где проводятся производственные операции. А экспортер - осуществлять ввоз товаров, полностью произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке) в данном государстве - участнике ТС на сумму не менее 500 тыс. евро в год, при этом экспортировать товар не менее 12 раз в течение одного года до обращения в таможенный орган с заявлением о включении в реестр УЭО.
Для включения в реестр УЭО таможенные органы проверяют документы и сведения, а также проводят выездную таможенную проверку в месте нахождения заявителя. Если все необходимые документы предоставлены в полном объеме и заявитель создал все условия для осуществления выездной проверки, то в соответствии с п. 7 регламента срок включения в реестр не превысит 90 дней со дня принятия заявления. Однако до момента принятия заявления к рассмотрению даже при наличии всех необходимых документов ФТС России требуется время для направления запросов в МВД и ФНС России. Таким образом, срок рассмотрения заявления увеличивается примерно еще на один месяц.
Если же у таможенного органа возникает необходимость запросить у заявителя недостающие документы, а также дополнительные документы у третьих лиц и государственных органов,
максимальный срок включения в реестр может увеличиться до 7 или чуть более месяцев.
Тот факт, что УЭО является субъектом таможенных правоотношений, которому передается часть функций таможенных органов, означает, что отношения таможни и бизнеса должны строиться в первую очередь на доверии. Поэтому
можно предположить, что в первое время все процедуры включения в реестр пройдет небольшое количество заявителей (возможно, не более тридцати),
при этом их деятельность станет предметом пристального внимания таможенных органов. Кажущиеся на первый взгляд упрощения могут обернуться дополнительными бюрократическими барьерами для участников ВЭД.
Требования к обеспечению обязательств и к ведению особой системы учета, несомненно, повлекут за собой дополнительные трудовые и финансовые затраты. Процедура включения в реестр длительная и сложная, законодательством установлено много требований, при этом таможенные органы постоянно осуществляют мониторинг выполнения условий включения в реестр. Ст. 94 закона установлены случаи, когда действие свидетельства о включении в реестр УЭО приостанавливается и отзывается. В том числе в случае, если УЭО два и более раз привлечен к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела при условии, что сумма наложенных штрафов в совокупности составила 500 и более тыс. руб. Для крупных участников ВЭД велика вероятность ошибки в декларации на товары, и всегда есть риск привлечения к административной ответственности, тем более на столь незначительную сумму. Кроме того, в случае невыполнения УЭО условий соглашения с таможенным органом последний инициирует расторжение соглашения. В свою очередь, согласно пп. 7 п. 8 ст. 94 закона, расторжение соглашения является основанием для отзыва свидетельства. Таким образом,
складывается ситуация, когда получить статус УЭО достаточно сложно, в то же время любой недочет в его работе может явиться основанием для лишения этого статуса.
Вместе с тем возможность пользоваться специальными упрощениями сократит УЭО время на доставку товаров и совершение таможенных операций.
Автор - старший специалист по методологии таможенного оформления компании "Национальный таможенный брокер"
Фото: Ростэк Северо-Запад
Российская газета