"Слух" о стремительном развитии рынка навигационных услуг сильно преувеличен
Рынок навигационных технологий начал развиваться в середине 90-х годов, когда были сняты законодательные барьеры, препятствующие использованию в бизнесе средств точного позиционирования. Этот период характеризуется началом массового ввоза в Россию средств навигации, работающих в системе GPS. До этого средства навигации отечественной системы ГЛОНАСС использовались достаточно узким кругом военных структур, относящихся к определенным родам войск, вследствие чего коммерческому и бытовому использованию не подлежали.
Потенциальные потребители навигационных услуг, анализируя существующие на рынке системы транспортного мониторинга и навигации, к сожалению, в большинстве случаев (не без влияния участников рынка) ограничиваются изучением функциональных возможностей и стоимости бортовых навигационных устройств. А ведь очевидно, что само слово СИСТЕМА подразумевает набор компонент (подсистем). Упрощенно говоря, любая система мониторинга состоит из:
1. Программного обеспечения позволяющего анализировать навигационную и иную информацию, передаваемую с транспортного средства или иного подвижного объекта.
2. Картографического программного обеспечения.
3. Канала связи обеспечивающего передачу данных.
4. Бортового навигационного прибора, передающего координаты места нахождения объекта и информирующего о состоянии подключенных датчиков.
И вот в такой структуре, повторюсь - представленной максимально упрощенно - попытка регламентации предпринята только в отношении последней компоненты - бортового навигационного терминала, и то только для создания системы ЭРА ГЛОНАСС - системы раннего оповещения о ДТП. Надо сказать, что проделан большой объем работ по стандартизации требований к работе системы ЭРА ГЛОНАС, однако она остается государственной и вряд ли станет открытой по той причине что главными пользователями этой системы станут ведомственные подсистемы МВД, МЧС, и т.д, а они вряд ли будут с радостью предоставлять возможность подключаться к своим системам всем кому не лень.
Производители и поставщики навигационных решений, являясь конкурентами, в то же время должны предпринимать усилия по развитию и увеличению емкости рынка в целом. Таков уж неоспоримый философский закон единства и борьбы противоположностей. Мы обязаны не только предлагать потребителям решения, но и делать наш рынок прозрачным и понятным для потребителя. Необходимо, чтобы на нашем рынке потребитель не чувствовал себя заложником того или иного поставщика, не принимал решения с завязанными глазами или находясь в тумане словословий и медоточивых речей менеджеров по продажам - необходима четкая прозрачная система требований к поставщикам.
Какую ситуацию мы имеем сегодня? На фоне того, что участниками рынка основной акцент развития делается на создании аппаратных средств,
производители, вопреки мировым тенденциям, не открывают протоколы обмена данными, пытаясь сохранить сложившуюся клиентуру.
Это в свою очередь приводит к отсутствию единого информационного пространства, что является основной причиной хаотичности развития рынка. Как следствие, потенциальные потребители не в курсе всех функциональных возможностей, предлагаемых тем или иным поставщиком решений, а также их специфики, возможности реализовать именно те бизнес-процессы, которые протекают в рамках конкретного предприятия. Предложения поставщиков оборудования и услуг похожи как "близнецы-братья". Вследствие этого потребителем утрачивается понимание необходимости внедрения систем мониторинга и получаемого после их внедрения преимущества. Для иллюстрации вышесказанного представьте себе, что вы купили мобильный телефон работающий только с одним сотовым оператором. Вас это устроит?
Иными словами, в настоящее время рынок навигационных услуг значительно отстает от рынка сотовой связи начала 90-х. В будущем не исключена ситуация, когда сегодня заказчик внедряет систему транспортного мониторинга, а завтра купленные им приборы не смогут работать с системой, которая в большей степени будет удовлетворять его по своим функциональным возможностям. В результате будут потеряны немалые деньги. Возьмите любую конкурсную документацию на поставку системы мониторинга - почти вся она состоит из требований исключительно к навигационному терминалу (причем во многих случаях эти требования странным образом походят на описание конкретного прибора), а описание функциональных потребностей заказчика либо вообще отсутствует, либо умещается в "три строчки".
Из всего вышесказанного следует необходимость формализации требований и разработки соответствующих систем сертификации не только для ЭРЫ ГЛОНАСС, но и для другого навигационного оборудования, для программного обеспечения, для навигационных услуг и т.д.
Остается сожалеть, что уполномоченные государством субъекты рынка не предпринимают попыток выработать единые стандарты, а участники рынка не слышат призывов части своих коллег совместно решить эту проблему путем самостоятельного создания протокола обмена данными между системами и взаимного признания совместимости оборудования и программного обеспечения.
Вместо этого наблюдается тенденция к созданию альянсов поставщиков или производителей приборов и систем мониторинга, приближенных к тем или иным структурам, с приданием им статуса "исключительных" поставщиков "правильных" приборов и услуг.
Потенциальный заказчик зачастую приобретает систему GPS/ГЛОНАСС мониторинга в рамках процедуры запроса котировок или торгов. Не стоит останавливаться на том факте, что зачастую на момент проведения торгов поставщик уже известен и все сводится к искусству написания конкурсной документации. Такая ситуация становится почвой для возникновения тиражируемых впоследствии мифов и откровенных глупостей, вводящих в заблуждение потребителя. Например, о способности оборудования работать в режиме on-line (работа в режиме реального времени), о поддержке оборудованием формата передачи данных 3G, о возможности непринужденной работы с шиной CAN автомобилей и многое другое.
Попытка приобрести систему без проведения опытной эксплуатации только по принципу выбора минимальной цены зачастую приводит к тому, что системы не получается, приобретенное оборудование не работает, у потребителя напрочь пропадает желание возвращаться к этой задаче снова.
Отдельного внимания заслуживает вопрос производства аппаратных средств GPS/ГЛОНАСС. Необходимо отметить, что только намерение законодательно закрепить положение о том, что мобильные устройства (смартфоны, треккеры и т.д.), ввозимые на территорию РФ должны работать в протоколе ГЛОНАСС, привело к реализации данной идеи ведущими компаниями. Надо ли "изобретать велосипед" в условиях нынешнего состояния, в котором находится отечественная микроэлектроника? Можете ли Вы быстро, "навскидку" назвать производителей отечественных сотовых телефонов, телевизоров, радиоаппаратуры? Существующие отечественные производители компьютерной техники собирают готовые изделия на основе компонентов, ввезенных из-за рубежа. А ведь в настоящее время любой недорогой смартфон может стать качественным, НАДЕЖНЫМ бортовым навигационным терминалом.
Отсутствие единых унифицированных требований к системам мониторинга привело к массовому захламлению рынка недорогими приборами, собранными из дешевых китайских комплектующих, которые зачастую не отвечают элементарным требованиям надежности, в особенности, в условиях суровой российской зимы.
Разнообразие протоколов обмена, интерфейсов подключения приборов ведет, в свою очередь, к затруднению выбора нужного прибора со стороны потребителя и, зачастую, к тому, что государственные заказчики намеренно вводятся в заблуждение при формировании требований к конкретным приборам, поставляемым в рамках госзаказа.
Надо ли так упорно стремиться создавать свои приборы, может быть, лучше, опять же, сконцентрироваться на единых требованиях к системам мониторинга?
Особняком стоит проблема картографии. Ведущие картографические сервисы свободного использования, например, GOOGLE и YANDEX с большой неохотой идут на установление официальных партнерских отношения с поставщиками услуг GPS/ГЛОНАСС мониторинга. Потребителям необходимо быть крайне внимательными при заключении договоров оказания услуг, так как в любой момент их оказание может быть приостановлено по причине отсутствия договора между поставщиком картографического сервиса и поставщиком услуг GPS/ГЛОНАСС мониторинга. Централизованного, государственного регулирования производства картографического программного обеспечения тоже, как такового, нет. С форматами данных и совместимостью ситуация едва ли лучше, чем описано выше.
Отсутствие сложившейся структуры рынка, его четкой сегментации приводит к тому, что "все работают повсюду". Волшебное слово "мониторинг" покрывает все сферы: и Госсектор, и Гособоронзаказ, и транспортные предприятия, и банки, и МЧС, и нефтегазовый сектор, и ЖКХ и многое другое. Казалось бы все так просто - мониторинг. Нарисовали точку на карте, передали данные о расходе топлива, и вот уже среди заказчиков и предприятие ЖКХ, и заказчик в рамках Гособоронзаказа, как будто это в принципе одно и то же. В результате уважаемая на рынке компания не выполняет требования к функциональным требованиям поставляемого оборудования и попадает на миллионные штрафные санкции, выразившиеся в удержании обеспечения исполнения Госконтракта! А ведь такое возможно только в условиях непрозрачного рынка. В условиях отсутствия правил игры можно творить все что угодно. Предъявлять любые, даже фантастические требования и на этом основании выставлять претензии якобы несостоятельному поставщику. Не за горами момент, когда и с потребителей услуг GPS/ГЛОНАСС мониторинга госорганы будут спрашивать с пристрастием о наличии системы мониторинга, такие факты и сейчас имеют место - основания требовать есть, а вот что именно требовать, к сожалению, нигде не описано. Вот и будут нас и поставщиков, и производителей, и потребителей поодиночке терзать. Кому и зачем это нужно?
Безусловно, рынок навигационных технологий ждет большое будущее. Высокий потенциал его роста очевиден. Мнение, изложенное в настоящей статье - мнение одного человека, оно может и, наверное, должно быть подвергнуто критике. Однако, остаётся бесспорным тот факт, что динамика развития рынка зависит от его участников - поставщиков решений и услуг - и от потребителей. От того, насколько быстро удастся перейти от политики удовлетворения амбиций поставщиков оборудования к стремлению максимально удовлетворить требования потребителя, к взаимному признанию технологических решений, коткрытой конкуренции и к конструктивному партнерству, зависит, насколько быстро произойдет качественный скачок на этом рынке.
Прошу всех коллег и потребителей рассматривать данную статью как приглашение к диалогу для обсуждения поднятых в ней проблем и вопросов.
Автор - заместитель Генерального директора ЗАО "ИТС-Софт"
Фото: АвтоТрансИнфо