← Автосервис, запчасти, шины

ОАО "Нижнекамскшина": семь долгих лет без прибыли

ОАО "Нижнекамскшина": семь долгих лет без прибыли
Аналитический центр "БИЗНЕС Online" изучает годовую отчетность ведущих татарстанских компаний. На этот раз объектом внимания издания стал отчет ОАО "Нижнекамскшина". Шинный гигант, входящий в структуру "Татнефти", несмотря на большой спрос на свою продукцию, в минувшем году получил убыток в размере 325 млн. рублей и претерпел организационные изменения, став еще менее прозрачным.
Всем этим оркестром дирижирует созданная в августе особая структура - ООО "УК "Татнефть-Нефтехим". Такие схемы повсеместно применяются в системах холдингового цикла, так что ничего удивительного тут нет.
Сама доля шинного бизнеса в группе "Татнефти" относительно невелика - так, в общем объеме выручки группы доля шинников в 2011 году составляет всего 5%. Такое вот "портфельное" направление:
Производство шин в 2011 году осталось прежним, что и в 2010-м, и составило 11,02 млн. штук. Несмотря на это, выручка по сравнению с прошлым годом выросла на 36,5% и составила 31,3 млрд. рублей. Понятно, что впечатляющий прирост выручки был обусловлен увеличением цен на шины. Есть спрос - вот и растут.
ОАО "Нижнекамскшина" является основой производственного блока шинной группы ОАО "Татнефть". По итогам 2011 года выручка "Нижнекамскшины" составила 23,7 млрд. рублей, что втрое больше по сравнению с 2010 годом. Прибыль от продаж составила 31,5 млн. рублей (в 2010 году - 249,6 млн. рублей), убыток до налогообложения - 312,2 млн.рублей (вдвое больше показателя за 2010 год), чистый убыток - 325 млн. рублей (рост в 1,6 раза).
В очередной раз совет директоров ОАО "Нижнекамскшина" рекомендовал акционерам на годовом собрании 8 июня принять решение не начислять дивиденды за 2011 год, говорится в сообщении компании. По итогам прошлого года компания также не выплачивала дивиденды из-за убытка. Да и вообще, семь последних лет не было прибыли на "Нижнекамскшине".
Но, конечно, сравнивать эти цифры с 2010 годом не корректно. Они получились такими за счет отмены с 1 января 2011 года работы на условиях процессинга (оказание услуг по переработке давальческого сырья), - так предприятие работало с 2006 года. Это коренным образом изменило всю экономику общества. Кроме того, в середине года,
в отдельную непубличную структуру - ООО "Нижнекамский завод грузовых шин" было переведено производство соответствующих шин.
Поэтому, с некоторой долей условности, можно констатировать, что только в 2011 году мы увидели, как работает предприятие по обычной схеме, которая, несмотря на бурный рост отпускных цен на продукцию, тем не менее, опять привела к убыткам. Но не таким фатальным, всего 1,4% по отношении к выручке, так что можно считать сработали с почти нулевым показателем. Но, опять таки, причины тяжело найти в условиях незавершившегося разделения производства в отдельные предприятия (на грузовые шины и легковые). Например, разделение по персоналу состоялось - произошло резкое сокращение на 3750 человека - до 4177 человек на 01 января 2012 года. Но по производственным фондам разделения не произошло - их выбыло всего на 138 млн. рублей.
В 2012 году Нижнекамскшина планирует получить прибыль впервые за 7 лет
Надежда видится в растущем спросе на шины премиум-сегмента, увеличении количества автомобилей на дорогах страны, а также в том, что "СИБУР" продает свои шинные активы.
Темпы развития российской шинной промышленности одни из самых быстрых в мире, так как рост продаж на автомобильном рынке увеличил спрос на шины.
По прогнозам фонда TechSci Research, объемы производства шин в России в период с 2011 по 2017 год будут расти на 16% ежегодно.
К 2017 году объемы автомобильного производства в России могут достигнуть 4,3 млн., и благодаря этому будут расти продажи шин в секторе первичной комплектации.
Лидирующему положению ОАО "Нижнекамскшина" на российском рынке будет способствовать и то, что компания производит шины почти для всех сегментов - покрышки для легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и промышленной техники.
Стабильности работы в будущем будет способствовать мега-контракт по поставкам продукции подписанный с АвтоВАЗом в марте 2012 года. Документ оговаривает условия поставок шин АвтоВАЗу Торговым Домом "Кама" (генеральный дистрибутор нижнекамских шин). В 2012-м их должно быть поставлено 2 - 2,5 млн. штук, в 2013-м - 2,5 - 3 млн., в 2014-м - 3 - 3,5 млн. Цена будет формироваться по формуле и условиям, используемым ведущими мировыми производителями шин и автомобилей.
"Мы намереваемся выйти в 2012 году за 12, а можем и за 13 миллионов штук шин. Сегодня на шины Кама-Евро стоят клиенты в очереди! Более 3 миллионов штук шин производим", - отметил в одном из своих интервью генеральный директор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов. Говоря о шинах Кама-Евро, Тахаутдинов раскрыл еще один возможный контракт: как оказалось, елабужское подразделение Sollers просит для своего производства 400 тыс. штук шин.
Поэтому в 2012 году ОАО "Нижнекамскшина" планирует получить прибыль впервые за семь лет.
Раньше был он заводчанин-технократ...
Уже почти десятилетие исполнительным органом - управляющим ОАО "Нижнекамскшина" является организация ООО "Татнефть-Нефтехим" (по договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа № 7 от 15.08.2002.).
Именно с этого времени Радик Ильясов являлся исполнительным директором ООО "Татнефть-Нефтехим"- генеральным директором ОАО "Нижнекамскшина".
Но из-за того, что он прошел в Госдуму РФ в декабре 2012 года в качестве депутата, ему пришлось оставить эту должность 13 декабря 2011 года - и сейчас и.о. исполнительного директора ООО "Татнефть-Нефтехим"- генеральным директором ОАО "Нижнекамскшина", является Радий Бурганов. Ранее он был директором завода массовых шин акционерного общества "Нижнекамскшина", а до этого занимал должность начальника производственно - технического управления ООО "УК "Татнефть-Нефтехим". Вся трудовая биография Бурганова связана с заводом массовых шин. Сюда он пришел еще в 1989 году после службы в Советской армии мастером смены цеха вулканизации. Остается надеяться, что с обновленной схемой работы и новым управленцем, а также при попутном ветре роста цен на шины ОАО "Нижнекамскшина" выйдет на прибыль в 2012 году.
Фото: Shina-kama.ru
БИЗНЕС Online