← Спецтехника

Как китайские производители строительной техники покоряют мир

Как китайские производители строительной техники покоряют мир
Благодаря постоянно растущему спросу, особенно в развивающихся странах, китайское строительное оборудование играет все более активную роль на мировом рынке и даже конкурирует с иностранными коллегами. Тремя крупнейшими производителями специализированной техники в Китае являются компании XCMG, Sany и Zoomlion, каждая из которых выбрала собственную стратегию покорения зарубежных рынков.
Кроме того, спрос за рубежом на китайское строительное оборудование также растет. В результате, значительно увеличились и объемы экспорта, что, естественно, стимулирует расширение производства оборудования в Китае. Таким образом, темпы роста производства строительного оборудования в стране уже самые высокие, а рынок оборудования третий по объемам в мире.
По данным Off-Highway Research, доля Китая на мировом рынке строительного оборудования по объему продаж выросла с 18% в 2002 году до 32% в 2009. Причем,
на трех крупнейших китайских производителей, Sany, Zoomlion и XCMG, приходится около 1/3 китайского рынка. К тому же они вошли в десятку крупнейших компаний в отрасли по объему продаж во всем мире.
Sany и XCMG вышли на рынок еще в начале 90-х годов и довольно быстро выросли из компаний, специализирующихся на одном виде продукции. Zoomlion же, в настоящее время второй крупнейший в Китае и 10-й крупнейший в мире производитель строительного оборудования, был создан при участии исследовательского института Changsha Constraction Machinery Research Institure.
Консолидация рынка и государственная поддержка
Хотя число участников китайского рынка строительного оборудования превышает 900 компаний, большинство из них производит только комплектующие или занято в сборке, так как они не имеют возможности для развития из-за необходимости значительных инвестиций на первоначальном этапе. Кроме того, растущая конкуренция со стороны местных и иностранных компаний, а также потребность в новейших технологиях приводят к тому, что мелкие компании поглощаются более крупными или просто выходят из игры.
Поэтому крупные игроки в последние годы увеличивались не только за счет растущего спроса, но и благодаря слияниям. Так, Sany получала активы для расширения от своей материнской компании, когда Zoomlion искал финансовые ресурсы на стороне. Например, в 2003 году Zoomlion приобрел производство автокранов Hunan Puyuan Construction Machinary и производство оборудования для защиты окружающей среды Zhongbiao.
Этот процесс слияний и поглощений, во многом, происходит благодаря государственной поддержке, так как правительство таким образом пытается сократить чрезмерною конкуренцию на рынке среди местных производителей. Более того, развитие машиностроения входит в число семи стратегических отраслей, обозначенных в 12-м пятилетнем плане, поэтому, естественно, что руководство страны пытается создать наиболее благоприятные условия. И со стороны местных правительств производители строительного оборудования получают определенные привилегии, в том числе и налоговые льготы, чтобы компании имели возможность больше концентрироваться на долгосрочном развитие.
Стоит отметить, что иностранные компании практически не имеют возможности конкурировать с местными производителями в процессе слияний и поглощений из-за законодательных ограничений, и даже не могут рассчитывать на большую долю в совместных предприятиях. Это позволяет местным участникам захватить и потенциальный рынок иностранных компаний. К тому же иностранные производители просто не смогут так быстро нарастить объемы производства, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Специализация
Ассортимент продукции трех крупнейших производителей строительного оборудования во многом совпадает, хотя все-таки можно выделить некую специализацию. Zoomlion представляет самый широкий спектр строительного оборудования не только в Китае, но и в мире: от техники для бетонных работ и автокранов до землеройных машин и транспортирующего оборудования. Но при этом основная доля продаж приходится на оборудование для бетонных работ и автокраны: 43% и 34%, соответственно.
Sany лидирует на местном рынке автобетононасосов и гидравлических дорожных катков. Производимые компанией бетононасосы считаются одними из лучших в мире. В сравнении с Zoomlion, продукция Sany в меньшей степени диверсифицирована, а на их основную продукцию, бетононасосы, приходится до 60% оборота. Но с приобретением производства экскаваторов и автокранов, интересы Sany распространяться и на другие секторы рынка.
XCMG же является крупнейшим в мире производителем автокранов, на которые и приходится основная доля их оборота. Компания также выпускает строительные передвижные краны, гусеничные краны, автопогрузчики, бетононасосы, копры для забивки свай, пожарные машины, асфальтоукладчики и дорожно-фрезерные машины.
За 20-30 лет китайские компании во многих отраслях успешно продвинулись по цепочке формирования стоимости, расширяя ассортимент продукции, и производство строительного оборудования не является исключением. И если раньше иностранные компании контролировали даже китайский рынок экскаваторов, то сейчас около трети мирового рынка экскаваторов принадлежит производителям из КНР.
Выход в свет
В течение многих десятилетий сильнейшими на мировом рынке строительной техники и оборудования были американский Caterpillar и японский Komatsu, мировое господство которых началось после того, как темпы роста на собственных рынках стали спадать. Подобный сценарий можно наблюдать и на китайском рынке. Zoomlion, Sany и XCMG также задумались о выходе на мировой рынок только после того, как добились устойчивого положения на местном. Кроме того, высокое качество при сравнительно низкой стоимости и многочисленные строительные проекты китайских подрядчиков в различных частях света обеспечили им первоначальный интерес со стороны заказчиков и спрос на продукцию.
Среди китайских компаний на международном рынке больших успехов добилась Sany.
Однако пути выхода китайских компаний на международные рынки весьма отличаются друг друга. Так, Zoomlion пошел путем слияний и поглощений: например, приобретение компанией CIFA, мирового производителя строительной техники из Италии, позволило не только расширить исследовательские возможности Zoomlion, но и укрепить свое положение на международном рынке. Sany же предпочла строить собственные заводы в других странах. Например, компания создала исследовательские центры в Бразилии (2010 год) и в Германии (2009). Также
Sany стал первым китайским производителем строительного оборудования, открывшим заводы в Индии и США.
В последнем случае было открыто сборочное производство автобетононасосов, стоимостью 60 млн долл. XCMG, крупнейший в Китае производитель строительного оборудования, предпочел сотрудничество с иностранными инвесторами и дилерами. Компания уже заключила договоры с сотней дилеров во всему миру, главным образом, в Индонезии, Бразилии и России.
Но несмотря на различие,
стратегически три китайские компании объединяет их ориентация на развивающиеся рынки - Бразилию, Россию, Индию и ЮАР.
Выход же на более развитые рынки для этих производителей не так прост, так как там доминируют такие крупные участники, как Caterpillar, компенсирующие высокие цены гарантийным послепродажным обслуживанием. В развивающихся странах ситуация немного иная, поэтому 15-20-процентная разница в цене повышает конкурентоспособность китайской продукции на рынке. Кроме того, многие развивающиеся страны также переживают похожий процесс урбанизации и нуждаются в улучшении инфраструктуры, что влечет за собой и спрос на строительную технику и оборудование.
Высокие стремления
На 12-ую пятилетку (то есть с 2011 по 2015 год) как XCMG, Zoomlion, так и Sany ставят перед собой довольно масштабные задачи. Так, XCMG и Zoomlion планируют достичь к 2015 году объемы продаж в 20 млрд долл., что позволит им войти в пятерку крупнейших производителей строительного оборудования в мире. Sany готов достичь 20-миллиардного рубежа уже в следующем году. Для этого компания активно строит заводы за рубежом, чтобы реализовать потенциал таких рынков, как Индонезия, ЮАР и страны Северной Африки. Zoomlion же планирует сконцентрироваться на продвижении своего бренда и расширении дистрибьюторских каналов, также в развивающихся странах. XCMG недавно заявил о планах по приобретению двух европейских компаний, что позволит ему расширить свои технологические возможности и подняться по цепочке формирования стоимости.
Планы трех крупнейших китайских производителей строительной техники по захвату мирового рынка вполне реальны, так как каждый из них имеет огромный потенциал в усовершенствовании своих технологий. Даже сейчас они демонстрируют довольно значительные достижения в области инноваций. Так,
Sany разработала первый в мире 66-метровый автобетононасос.
Вполне очевидно, что именно китайские производители строительной техники могут снять все "сливки" со строительного бума в развивающихся странах, благодаря своим конкурентоспособным ценам, постоянному совершенствованию технологий и активному продвижению на зарубежных рынках.
Фото: Sany
Scsgroup-consult.com