← Негабаритные и опасные грузы

Северная сеть поставок готова к транспортировке опасных грузов?

Северная сеть поставок готова к транспортировке опасных грузов?
В начале апреля на границе между Таджикистаном и Кыргызстаном под лавиной погиб таджикский водитель. Лавина накрыла грузовик и раздавила его содержимое. Этот трагический инцидент подчеркивает опасность природных катаклизмов при транспортировке опасных материалов по Северной сети поставок (ССП).
Как оказалось, попавший под лавину 6 апреля грузовик перевозил лишь автомобильные запчасти. Но, согласно инструкции Командования наземного развертывания и распределения США от 31 марта, к транспортировке по российским и узбекским железным дорогам, а также ККТ разрешены более 60 наименований опасных материалов. Эти материалы включают едкие вещества, такие как азотная кислота; различные технические спирты; воспламеняющиеся нефтепродукты; метилендианилин, являющийся потенциальным канцерогеном; и цезий, способный самопроизвольно воспламеняться на воздухе и взрываться при соприкосновении с холодной водой.
Компоненты, которые можно использовать в производстве наркотиков, такие как ацетон или электролит, к перевозке не допускаются. А вот аммиачная селитра, обычно используемая в качестве сельхозудобрения, но которую также можно применить при производстве взрывчатых веществ, нет. Под запретом также газы, вредные для озонового слоя, либо для их перевозки требуется специальное разрешение. Но сжатый метан перевозить можно. Метанол и воспламеняющиеся жидкости, не оговоренные особо, разрешены к перевозке по территории Узбекистана в случае оплаты грузоотправителем перевозки по повышенному тарифу. Морские и наземные участки ССП, берущие начало в Турции, закрыты для всех материалов, числящихся опасными.
По словам людей, знающих о работе ССП не понаслышке, командование США предпринимает все меры для соблюдения санитарных стандартов и норм техники безопасности, но возможности Афганистана, Кыргызстана и Таджикистана по купированию возможных инцидентов, связанных с опасными материалами, крайне ограничены. "У Таджикистана практически отсутствует потенциал в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации, а
в двухкилометровом тоннеле Саланг на территории Афганистана полностью отсутствует вентиляция. Переезд по этому тоннелю - одна из самых страшных вещей, с которыми я сталкивался в своей жизни", -
говорит один из источников, знакомых с функционированием ССП.
По словам работающего в Таджикистане консультанта по управлению рисками, пожелавшего остаться неназванным, при реализации коммерческих или промышленных международных проектов неизбежно приходят к выводу о необходимости самостоятельной проработки решений на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и нежелательности использования возможностей Таджикистана в данном отношении.
"В теории Таджикистан располагает системой реагирования на случай чрезвычайных ситуаций, у него есть министерство, правоохранительные органы, пожарные расчеты и кареты скорой помощи. Но следует задаться вопросом, "насколько эффективны эти системы". Все упирается в мелочи, - говорит наш источник. - Если грузоотправитель в курсе недостаточной эффективности данных служб, то он обязан позаботиться об альтернативном решении".
"Если говорить о возникновении инцидента с опасными веществами на территории Таджикистана, то меня беспокоит главным образом непосредственная близость к водным артериям, пролегающим по Ферганской долине", - добавляет он.
По словам представителя Командования наземного развертывания и распределения США, ведомство пытается обеспечить соблюдение всех местных законов. Командование попросило транзитные страны известить ВС США о дополнительных факторах риска. "Мы транспортируем грузы в соответствии с законами и/или соглашениями с государством, по территории которого мы осуществляем перевозку грузов. Отчасти решение этого уравнения заключается в привлечении к работе перевозчиков, имеющих официальную лицензию на транспортировку подобных грузов и располагающих транспортными средствами и операторами, лицензированными в соответствии с законом", - сказал Eurasianet.org 18 апреля Митчелл Чандран (Mitchell Chandran).
По словам Митчелл Чандран, в прошлом имело место "несколько случаев" причинения урона на ССП, потребовавших от правительства США обеспечить "расчистку территории и ремонт поврежденного имущества". В случае проявления халатности со стороны транспортных подрядчиков власти США предпримут действия по привлечению подрядчиков к ответу, добавил Чандран.
"Мы не только выполняем местные требования, мы также учитываем воздействие нашей деятельности на население, а также возможность причинения побочного ущерба, - отметил Митчелл Чандран. - Любая транспортировка сопряжена с риском, вне зависимости от типа груза".
Фото: Википедия
Eurasianet.org