← Склады и грузовые терминалы

Усть-Луга "полетит" на частных крыльях

Усть-Луга "полетит" на частных крыльях
В 2015 году компания из Москвы хочет начать в Усть-Луге строительство грузового аэропорта. Морскому порту авиаузел нужен, но планам может помешать уговор Петербурга и Ленобласти не строить новые воздушные гавани на территории регионов еще почти 30 лет.
На прилегающих к новому аэропорту территориях планируется возвести комплекс складских зданий, логистических терминалов и площадок для открытого хранения грузов, а также "сухой порт" (внутренний терминал, имеющий транспортную связь с морским портом) для временного хранения, перегрузки и таможенного оформления грузов. "Производственные" зоны соединит со станцией "Лужская-Сортировочная" железнодорожная ветка. Планируется возвести офисные здания и гостиницы, а также поселок для проживания сотрудников.
Как сообщил корреспонденту "БалтИнфо" заместитель директора по развитию ММК Александр Фельснер, инвестиции оцениваются в 700 млн евро.
Реализовать проект планируется на основе публично-частного партнерства - новой схемы взаимодействия государства и инвестора.
Закон о ПЧП еще не принят, но ожидается, что он объединит лучший опыт региональных законов о государственно-частном партнерстве и "закроет" пробелы в действующем законодательстве.
Фельснер не исключил, что государственному партнеру предложат финансировать строительство взлетно-посадочной полосы, "частники" же возьмут на себя прочую инфраструктуру. По планам, в состав консорциума по строительству аэропорта войдет российский бизнес, в том числе банковский. "Ряд компаний выразили заинтересованность в проекте, но называть их инвесторами рано", - уточнил Фельснер.
Небо на двоих не делится?
Сейчас выполнены проектно-изыскательские работы, которые подтвердили, что строить грузовой воздушный терминал на выбранной площадке можно. Этой работой занимался институт воздушного транспорта "Ленаэропроект". В следующем году планируется начать проектирование. К строительству могут приступить в 2015 году, сам комплекс возведут за три года. Возможно, генподрядчиком выступит австрийская Strabag (участник олимпийских проектов в Сочи).
Однако все эти планы рискуют "зависнуть в воздухе", если заказчику не удастся решить вопросы "политического" характера. Речь идет о договоренности между Петербургом и Ленобластью, согласно которой власти регионов договорились до 2040 года не строить новых аэропортов. "Соглашение о партнерстве между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в сфере развития авиационной деятельности" было подписано в 2009-м, спустя год аэропорт Пулково передали в управление компании "Воздушные ворота Северной столицы", которая занялась развитием воздушной гавани.
"В соглашении не указано, о каких именно аэропортах идет речь - пассажирских или грузовых, - говорит Александр Фельснер. - Мы надеемся, что ограничение в части развития грузовых аэропортов в этом году будет официально снято". Правда, в Пулково грузовой терминал уже есть. Ряд экспертов полагает, что перспектива получить дополнительные налоги и рабочие места заставит чиновников одобрить проект нового аэропорта.
Аэропорт до востребования
В ММК уверены, что воздушная гавань будет востребована среди перевозчиков и отправителей грузов. Так, накануне гендиректор ОАО "Компания Усть-Луга" (заказчик - застройщик морского порта) Максим Широков заявил, что руководство порта будет радо, если проект аэропорта будет реализован. Как пояснили корреспонденту "БалтИнфо" в пресс-службе компании,
сейчас 90% грузов уходят из порта по железной дороге. В ММК рассчитывают, что часть из них будет перебрасываться "по воздуху".
Например, "быстрые" перевозки интересны компаниям, занимающимся доставкой скоропортящихся продуктов питания, фруктов и овощей. С учетом развития дорожной сети им будет удобно доставлять из-за рубежа "воздушный груз" в Усть-Лугу, а потом развозить автотранспортом, отметил Александр Фельснер.
Другой востребованной группой будут трансконтинентальные грузы. Например, товар из Китая можно будет оперативно переправить через "сухой порт" в любой город Европы. "Рассчитываем, что эта группа будет достаточно емкой", - говорит Фельснер. Он уточнил, что во время презентаций проекта (в том числе в Минтрансе) ряд авиаперевозчиков и отправителей грузов уже проявили интерес к использованию новой площадки.
Однако опрошенные "БалтИнфо" эксперты высказывают разноречивые мнения по поводу возможной загрузки аэропорта Усть-Луга. Аналитик ИК "ЛенМонтажСтрой" Арсений Кириченко считает, что выиграют все - и морской порт, и воздушный. "Потенциально и порт Петербурга, и другие крупные порты Северо-Западного региона загружены, железнодорожная инфраструктура ограничена и устарела. Подобные проекты я считаю перспективными, и, думаю, вопрос о загрузке нового аэропорта не стоит. Грузоотправители вряд ли предпочтут терпеть убыткииз-за простоя грузов на железной дороге, если будет альтернатива - авиаузел", - отмечает Кириченко.
Другое мнение у аналитиков Infranews: грузовые авиаперевозки не только на Северо-Западе, но и в целом по России плохо развиты, спрос на них низкий. Если даже в Пулково их "не могут наладить", говорят эксперты агентства, то что можно говорить о проекте "в чистом поле"?
Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев указывает на то, что в целом мировой рынок авиационных грузоперевозок находится не в лучшей форме. Определенный подъем ожидается - но все будет зависеть от экономической ситуации в мире и в Европе. "Что касается России, то у нас авиагрузоперевозки растут высокими темпами - примерно 13-14% к 2011 году. Прогнозы на среднесрочную перспективу также достаточно благоприятные, хотя столь высокие темпы роста удержать невозможно", - сообщил аналитик корреспонденту "БалтИнфо".
Эксперт признает: вопрос загрузки нового аэропорта неоднозначен. Среди негативных факторов он отмечает дефицит в России грузовых самолетов нужной размерности.
"Но ввозить самолеты особого смысла нет, так как внутренние грузоперевозки растут очень медленно", - говорит Пантелеев. Также не совсем понятно, какие авиакомпании могут стать базовыми для нового аэропорта. "Сейчас у нас есть только две авиакомпании, которые могут выйти на это направление", - отметил эксперт.
Наконец, не совсем ясно, куда и какие грузы возить. "Я не большой специалист в грузовой логистике, но что-то мне подсказывает, что груза, который будет доставляться в Усть-Лугу самолетом, а там перегружаться на корабль, будет очень немного", - говорит Пантелев. По его мнению, оператору необходимо будет выстраивать маршруты так, чтобы минимизировать порожние перелеты. "От того, будет ли выстроен такой оптимальный маршрут, зависит коммерческая эффективность всей схемы", - заключил эксперт.
Фото: Компания Усть-Луга
Балтинфо