Другим наука
Калужская область де-факто считается общепризнанным лидером в привлечении иностранных инвестиций, и на ее опыт часто обращают внимание власти других регионов. Несколько десятков масштабных промышленных проектов, инновационное развитие, постоянный поиск новых инвесторов - администрация области явно не собирается останавливаться на достигнутом. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов раскрыл "Эксперту С-З" секреты инвестиционной привлекательности региона и недвусмысленно дал понять, что не намерен уступать в конкурентной борьбе за новые промышленные проекты.
- Один из ваших секретов давно перестал быть таковым: известно, что вы даете бизнесменам номер собственного мобильного телефона. Но к подобной практике прибегают многие главы регионов. Вот только можно ли по этому телефону дозвониться?
- Во взаимоотношениях с инвесторами крайне важна репутация. Поэтому если я как губернатор даю свои мобильные контакты, то сам на звонки и отвечаю. Открытость с приставкой "якобы" - это не наш путь. Губернатор в первую очередь заинтересован в эффективных инвестициях в регион.
Я даю номер своего телефона для двух целей. Во-первых, чтобы бизнесмены могли позвонить в случае необходимости. Причем каждому из них говорю: "Не дожидайся, пока твоя болячка вырастет: потом тяжелее будет тебе помогать. Как только проблема появилась, сразу звони". Во-вторых, коллеги и подчиненные должны знать, что у каждого инвестора есть возможность напрямую позвонить мне. Они, естественно, не заинтересованы ждать, когда инвестор позвонит губернатору и озвучит проблему, которую они сами не решили.
- Ваши помощники столь же активны, как и вы?
- Чтобы достичь сегодняшних лидирующих позиций, нам необходимо было сформировать команду профессионалов. Можно сколько угодно заниматься перениманием чужого опыта - реального результата не получишь. К нам, например, регулярно приезжают делегации из других российских регионов. Мы рассказываем, показываем - скрывать нам нечего. Однако я всегда говорю гостям: "Подумайте, кто у вас в регионе этим всем будет заниматься? Кто возьмет на себя эту ответственность?" Ведь те, кто будет работать с инвесторами, должны быть профессионалами, уметь принимать важные решения и при этом работать честно, понимая, что цель для всех одна. Наличие высококвалифицированной команды управленцев - наше главное преимущество.
- Вы привлекли на территорию области компанию Volkswagen, вызвав удивление и зависть со стороны регионов, исповедующих автокластерную политику, - Самарской области, а также Петербурга и Ленобласти. Откройте секрет - как вам удалось получить столь крупного инвестора? Пришлось ли наступать себе на горло, предоставляя автоконцерну серьезные преференции, или соглашение было подписано на базовых инвестиционных условиях?
- То, что Volkswagen под Калугой производство, стало знаковым шагом для нас. А также сигналом для других иностранных компаний, которые пришли к нам позже. Общеизвестно, что
немецкий автопроизводитель изначально анализировал вероятность своего присутствия в разных регионах. Но выбор он сделал в пользу Калуги.
Кабальных соглашений мы точно не подписывали. Достигнутые договоренности полностью соответствуют инвестиционным ожиданиям обеих сторон. Могу предположить, что столь крупного инвестора привлекла прежде всего удобная логистика, близость Калужской области к Москве - основному рынку сбыта. И, конечно, сыграло свою роль то, что мы обеспечили Volkswagen режим наибольшего благоприятствования. В итоге помимо этого автоконцерна у нас разместили производства автомобильные компании Volvo, Peugeot-Citroёn, а также Samsung, John Deere, Nestle, Hemofarm, Lotte, L"Oreal, General Electric и другие.
- Насколько сложно быть инвесторолюбивым регионом?
- Несложно. Важно изначально определить правила игры. Несколько лет назад мы задумались над вопросом, что может стать стимулом для развития региона на долгосрочную перспективу. К тому времени область имела развитый промышленный комплекс, который составляли предприятия машиностроения, турбиностроения, радиоэлектроники, лесопереработки, производства стройматериалов.
Но нам были крайне необходимы новые технологии, современные способы управления бизнесом, которые послужили бы основой для развития инновационной экономики. Тем более что инновационные и наукоемкие производства мы всегда считали нашей специализацией благодаря большому научному потенциалу, сосредоточенному в Обнинске и Калуге. Такая отрасль, рассуждали мы, будучи высокотехнологичной, путем кооперации потянет за собой традиционные предприятия.
Таким образом родилась идея, во-первых, попытаться привлечь крупные инвестиции, во-вторых, сосредоточить их на одном, но очень перспективном направлении. Им стало автомобилестроение. Получив в партнеры сразу несколько крупных автоконцернов, мы поставили перед собой следующую задачу: привлечь производителей автокомплектующих - высокотехнологичные компании, которые дадут разнообразие нашей экономике и обеспечат мобильность этого сектора. Компоненты нужно производить на месте в режимах just in time и just in sequence - это экономически выгодно. Таких компаний у нас уже более 20, из них 15 уже запустили производства на площадках в непосредственной близости к OEM-производителям.
- Каков пошаговый сценарий привлечения инвесторов в Калужскую область?
- Реализацию планов мы начали с формирования законодательной и нормативной базы, способствующей привлечению инвестиций. Для инвесторов предусмотрена целая система налоговых льгот и других преференций. Но главное - мы постарались создать максимально благоприятные условия для их работы. Убрали все административные барьеры, формальные процедуры взяли на себя.
Наши конкурентные преимущества - не только выгодное географическое положение и близость к огромному столичному рынку сбыта, но и низкие риски инвестирования, предоставление налоговых льгот, конкурентоспособные тарифы на услуги естественных монополий, административная поддержка властей области. То есть, привлекая крупные зарубежные компании, мы предлагаем им четкие и понятные правила работы, а также наш выгодный бизнес-продукт - индустриальные парки. Это не просто участок земли, а площадка с понятными юридическими правами, готовой инженерной и логистической инфраструктурой.
Персонально для каждого инвестора мы готовим нужные ему гектары земли в наших индустриальных парках, подводим газ, воду, электричество, строим автомобильные дороги и железнодорожные пути. Помня о том, что время - деньги, делаем это в максимально короткие сроки. То есть инвестору остается только построить завод. Например, проект Volkswagen реализован с нуля всего за полтора года. И так происходит с каждым нашим проектом. Я говорю "нашим", потому что с момента заключения соглашения мы с инвестором образуем единую проектную команду.
Очень важно, что иностранные компании приходят в Россию со своими компетенциями, опытом, культурой менеджмента, что является новым и, бесспорно, полезным для нас. Регионы, которые размещают у себя иностранных производителей, выигрывают по многим показателям: создаются новые рабочие места, растут зарплаты, налоги, которые идут на улучшение социальной среды. Еще один общий эффект заключается в том, что знакомство с лучшей практикой и мировыми стандартами позволит в будущем сформировать целый пласт специалистов, которые смогут создавать новый продукт с высокой добавленной стоимостью. А партнерство с иностранными компаниями может дать толчок к развитию малого инновационного предпринимательства.
Что касается наших налоговых льгот, то они предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, распространяются на период от года до четырех лет и зависят только от объема инвестиций.
- Но зачем небольшой Калужской области целых восемь индустриальных парков?
- Скажу больше: их количество будет расти. Мы видим гигантскую потребность бизнеса именно в таких производственных площадках. В 1990-е годы, когда мы пришли к мысли о необходимости привлечения в регион крупных инвесторов для успешного развития в будущем, идею организации индустриальных парков с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой подсмотрели в Китае. Как показал опыт, это предложение максимально отвечает запросам инвесторов и позволяет с нуля создавать новые предприятия в максимально короткие сроки.
Для практической реализации этой задачи мы сформировали так называемые институты развития: ГАУ "Агентство регионального развития Калужской области", ОАО "Корпорация развития Калужской области" и ООО "Индустриальная логистика". Их задача - оперативно решать все вопросы в ходе реализации каждого инвестиционного проекта и после его запуска.
Это помогло Калужской области получить поддержку на уровне федерального центра - мы показали практический результат, и в нас поверило правительство Российской Федерации. Когда мы обратились во Внешэкономбанк с просьбой предоставить кредит, нам не отказали. Более того, руководство Внешэкономбанка, очень осторожной кредитной организации, изучило уже реализованные в области инвестпроекты. Они ему понравились, после чего банк стал акционером нашей корпорации. Мы расцениваем это как хороший знак - показатель того, что область движется в правильном направлении.
- Что такое индустриальный парк по-калужски?
- Это большой земельный участок, удобный с точки зрения логистики и наличия трудовых ресурсов. К нему мы подводим автомобильную и, если надо, железную дорогу. Кстати, к трем индустриальным паркам мы уже подвели железнодорожные пути. Кроме того, тянем к участку линию электропередачи, газопровод, водопровод, канализацию. Далее в этом индустриальном парке инвесторам продаются земельные участки со всей необходимой им инфраструктурой. И они с удовольствием их покупают.
За прошедшие десять лет мы вложили в создание индустриальных парков более 10 млрд рублей. Однако эти средства уже окупились за счет налоговых поступлений от созданных в этих парках новых производств. На начальном этапе парки создавались за счет бюджетных денег - порядка 1,8 млрд рублей из областного бюджета и 100 млн из бюджета Калуги. Затем потребовались дополнительные заемные средства, которые мы получили от Внешэкономбанка.
- Нет ли здесь некого лукавства и стремления подогнать инвестора под удобные для управления областью схемы инвестирования?
- У руководства Калужской области действительно есть свои инвестиционная философия, принципы работы с инвестором. Но мы не навязываем партнерам готовые решения, а стараемся минимизировать инфраструктурные риски и сделать их бизнес комфортным. Мы ведем открытый диалог и создаем прозрачные отношения с каждым инвестором.
Естественно, вначале было трудно, так как у нас не было соответствующего опыта. Но область с самых первых шагов работала над тем, чтобы выстроить комплексную систему по привлечению инвестиций. Чтобы привлечь инвесторов, необходимо было прежде всего объявить свои цели. И мы заявили, что хотим развивать экономику области. Далее сделали хорошую презентацию - рассказали потенциальным партнерам о наших преимуществах - географическом положении, обеспеченности области энергоресурсами и высокопрофессиональными кадрами, региональной научной базе, а также о готовности предоставлять инвесторам льготы по налогам на имущество, на прибыль, помогать в работе с федеральными структурами.
В ответ иностранные инвесторы высказали опасения столкнуться с коррупцией и излишней бюрократией.
Мы их услышали и пообещали, что в Калужской области не будет ни бюрократии, ни коррупции. И сдержали это обещание.
Иначе было нельзя: доверие рождается только тогда, когда есть наработанная годами репутация надежного партнера. Важно, чтобы инвесторы знали, что в Калужской области их никто не подведет и не обманет. Для меня как руководителя региона не имеет значения, сколько денег вкладывает инвестор, - ко всем отношение одинаковое. Если мы позволим себе обмануть хоть одного инвестора, он наверняка расскажет об этом всему миру. А для нас очень важна безупречная репутация.
- Калужская область сделала ставку только на иностранных инвесторов?
- Ни в коем случае. Инвестиционный портфель делится примерно поровну между отечественными и иностранными инвесторами. Все вышесказанное относится и к российским инвесторам, которые готовы реализовать свои проекты в нашем регионе. К примеру, на территории индустриального парка "Ворсино" известная российская компания строит крупный электрометаллургический завод. В этом году состоится запуск его первой очереди.
Задача, которую я ставлю перед собой и своими помощниками, следующая: работать так, чтобы ни один человек, который вложил хоть один доллар, евро или рубль в создание производства на калужской земле, не имелоснований сказать, что поступил неправильно.
- Каковы первые результаты подобной инвестиционной стратегии?
- За пять лет в экономику области привлечено 5,27 млрд долларов только иностранных инвестиций, примерно столько же российских. На сегодня регион имеет партнерские отношения с более чем 150 зарубежными компаниями. Более 50 из них уже разместили свой бизнес у нас. Построено 42 новых предприятия, девять открыто в прошлом году. Только в индустриальных парках создано более 15 тыс. рабочих мест. Мы рады любому инвестору, приходящему с серьезными экономическими планами и большим желанием работать. Исключение составляют проекты, реализация которых наносит вред экологии. Получив в наследство огромное богатство - прекрасную природу с чистыми лесами и водоемами, мы хотим также без ущерба передать ее следующим поколениям калужан.
Нельзя не отметить, что промышленный комплекс области изменился коренным образом. Еще несколько лет назад его основу составляли полностью зависящие от госзаказа предприятия машиностроения и оборонки.
За пять лет нам удалось создать принципиально новую для региона промышленную сферу - автомобилестроение.
Разумеется, мы понимаем, что в автопроме у нас серьезная конкуренция и, уделяя внимание только этому направлению, обеспечить стабильное развитие региональной экономики практически невозможно. Поэтому мы одновременно развиваем такое важное направление, как life science. В область приходят крупные фармацевтические компании, занимающиеся разработкой научных идей и внедрением новых технологий. Недавно положено начало строительству завода по производству высококачественного инсулина датской компании "Ново Нордиск", на подходе и другие проекты.
- Можно ли говорить о целенаправленных действиях администрации Калужской области по развитию кластерных инициатив?
- Проводя политику диверсификации, мы идем по пути кластерного развития. Мы уже убедились, что синергетический эффект от тесных экономических связей между предприятиями кластера обеспечивает их конкурентоспособность. Исходя из этого важнейшая задача - вовлечение большего числа местных компаний и производств в данное объединение, для чего создаются все необходимые условия. Ключевые направления в контексте кластерной политики - автопром, фармацевтика и логистика. Но это не означает, что только они являются предметом нашего внимания.
Фото:Artamonovguber.ru
Эксперт Северо-Запад