Российский рынок бульдозеров. Итоги 2011 года
В исторической ретроспективе производство бульдозеров в России дважды переживало взлеты и падения. Первый взлет датируется 2000 годом, когда объемы производства превысили 3000 штук, в то время как обычно выпуск бульдозеров не превышал 1600-1800 машин в год. Второй пик пришелся на период строительного бума 2007-2008 годов. Затем пришел кризис, выпуск бульдозеров сократился в 4,5 раза и затем три года восстанавливался до своего среднестатистического уровня.
Основным производителем бульдозеров на территории РФ, по версии Росстата, является Челябинский тракторный завод - "Уралтрак", на долю которого в прошлом году пришлось более 64% всего объема выпуска. Второе место у чебоксарского Промтрактора с 34,5 % от общего объема. По версии консалтинговой компании АСМ-холдинг, к числу производителей бульдозеров относится и Волгоградский тракторный завод, выпускающий гусеничные трактора и бульдозеры на их базе. С учетом ВгТЗ на долю "Уралтрака" приходится 49,7% выпущенных в прошлом году бульдозеров, Промтрактора - 26,8 %, а ВгТЗ - 22,6 %.
Прошлогодняя динамика производства бульдозеров наглядно показывает, что кризис уже позади.
Ежемесячные объемы в прошлом году не опускались ниже 129 машин, в то время как в 2009-2010 годах они иногда падали до 14-15 бульдозеров в месяц.
Импорт бульдозеров в посткризисные годы превышает внутреннее производство. В 2011 году доля импортной техники на внутреннем рынке РФ увеличилась на 3,1 % с 58,5 до 61,6 %.
Всего же за прошлый год в Россию было импортировано 3189 машин, что почти в 2 раза больше, чем годом ранее.
Первое место по объемам импорта второй год подряд удерживают китайские бульдозеры SHANTUI, являющиеся, по сути, качественной копией японских Komatsu. Модельный ряд также один в один повторяет Komatsu, зато цена на китайские машины в 2-3 раза ниже, чем у японского оригинала. Собственно, благодаря своей низкой цене Shantui до кризиса стабильно увеличивала свою долю в импортных поставках на 2-3 % в год, а в 2010 году обошла на вираже всех соперников, заняв более трети российского рынка бульдозеров зарубежного производства. По итогам прошлого года доля Shantui снизилась до 31,6 %, однако китайская техроссийского рынка, опережая по количеству машин даже челябинский "Уралтрак".
На втором месте прочно обосновалась компания KOMATSU - в недавнем прошлом лидер рынка, на долю которого приходилась треть импортных поставок бульдозеров в нашу страну. Увы, японская компания собственноручно взрастила себе конкурента в лице Shantui, повергшего ее с пьедестала (завод Shantui был построен в 1980 году при содействии Komatsu). Как уже было сказано выше, цены на японскую технику в 2-3 раза выше, чем на китайскую, но настоящее японское качество дорогого стоит.
Во всяком случае Komatsu так просто не сдается и по итогам 2011 года сумела увеличить свою долю на российском рынке на 3,5 % по сравнению с предыдущим.
Американская "гусеница" по прозвищу CATERPILLAR замыкает тройку лидеров импорта в 2011 году с результатом 24,05 %. И при том, что Caterpillar никогда не был первым по количеству поставленных в Россию машин, американец стабильно возглавляет рейтинг по объему поставок в денежном исчислении. Во-первых, потому что он существенно дороже аналогичного японца и тем более китайца, а во-вторых, потому, что доля новых бульдозеров в объеме импортных поставок всегда была выше, чем у Komatsu.
В прошлом году Caterpillar не только увеличил свое присутствие на российском рынке на 3,9 %, но и на 22 % сократил долю подержанной техники в объеме импорта, доведя ее до уровня 86,3 %.
Для сравнения, у Komatsu доля новых машин в прошлом году составила всего 60 %.
Экспорт бульдозеров в основном осуществляется в страны СНГ. По итогам прошлого года за рубеж было продано 250 машин, что на 26 бульдозеров больше, чем в 2010 году. Более 93% экспорта приходится на машины российского производства. Остальное - бывшие в употреблении импортные бульдозеры, один аж 1986 года выпуска, то есть ровесник перестройки.
Лидером по объему поставок является, естественно, челябинский "Уралтрак", на долю которого приходится более 70 % всего российского экспорта. Примечательно, что годом ранее доля "Уралтрака" составляла всего 30 %, а лидером по объему экспорта был чебоксарский "Промтрактор".
Видимое внутреннее потребление бульдозеров по итогам прошлого года составило 5174 штуки, что на 87 % больше, чем годом ранее.
Учитывая тот факт, что в 2008 году видимое внутреннее потребление составляло 5431 машины (на 5 % больше чем в 2011), можно считать, что российский рынок бульдозеров практически восстановился.
Автор - аналитик компании VVS ("ВладВнешСервис")
Фото: Komatsu
Спецтехника и нефтегазовое оборудование