← Автомобильные грузоперевозки

Рисков бояться - в Россию не ходить

Рисков бояться - в Россию не ходить
На 8-м Ежегодном форуме Института Адама Смита "Транспортная инфраструктура России" ряд делегатов, обсуждая проекты государственно-частного партнерства, отметили, что сегодня у зарубежных инвесторов "поубавилось блеска в глазах".
Действительно, инвестиции в крупные проекты на территории РФ связаны с рисками, уровень которых намного выше среднерыночных. В чем ключевые проблемы? Открывая мероприятие, партнер EC Harris Дэниэль Гиблин, сразу же выделил проблему, о которой западные компании наслышаны, но с которой бороться в РФ пока не научились. "Мы все в курсе о том, что в России существует коррупция, - отметил он. - Но на самом деле с такой проблемой можно столкнуться не только здесь. А проекты все равно должны быть реализованы. Важно думать о клиенте, так как именно он всегда стоит в приоритете. Развитие инфраструктуры - ключевой фактор".
Часто сами контракты ГЧП составляются таким образом, что ответственность ложится на подрядчика, а не на заказчика, то есть не на государство. Как известно, нормальной законодательной базы для реализации проектов государственно-частного партнерства в России нет. Но инвесторы все же хотят получить гарантии именно от государства, что в настоящих условиях практически невозможно. Поэтому они и боятся сюда приходить.
Прогрессу также во многом мешают бюрократия и нехватка специалистов. Последний аспект порождает неумение региональных администраций представить проект в выгодном свете. "Я видел множество презентаций по-настоящему хороших проектов, - отметил Д. Гиблин. - Но само качество этих презентаций было настолько плохим, что инвесторы просто побоялись вкладываться в их реализацию".
То, что квалифицированных кадров в России не хватает, заметили представители всех западных компаний. Сегодня они не приходят в регионы, потому что там, в администрациях, нет четкой структуры. Не понятно, кто отвечает за каждый шаг и как в таких условиях выстроить работу. А желание сэкономить и на предварительном этапе реализации проекта, который и является самым сложным, отказаться от услуг консультантов, приводит к тому, что именно на этой стадии проект и "зависает".
По словам председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева,
региональные заказчики в России сегодня - неквалифицированны.
"Если мы хотим привлекать миллиарды, то нужно тратиться на консультантов. Чаще всего получается, что регионы сами что-нибудь "накалякают" и думают, что смогут найти на это инвесторов", - заявил П. Селезнев.
Тем не менее есть и удачные проекты. "Хочу отметить работу ОАО "РЖД" совместно с компанией McKinsey, - сказал Д. Гиблин. - Это положительный пример, и мы видим результаты этого взаимодействия". Другим положительным примером может стать опыт Калуги. Заместитель министра экономического развития Калужской области Игорь Тимошин отметил, что регион изначально был бедным, но было принято решение развивать на его территории индустриальные парки. За пять лет удалось привлечь около $5 млрд инвестиций, создать более 25 тыс. рабочих мест. При этом компаниям, которые хотят там обосноваться, сегодня администрация предлагает площадки не только типа "гринфилд", то есть землю под строительство с подведенными коммуникациями, но и выкупить/взять в аренду уже построенные здания. Таким образом, если компания сомневается, насколько удачно у нее получится делать бизнес в России, она практически ничем не рискует и всегда имеет возможность уйти. "В настоящее время мы работаем над возрождением аэропорта, который был закрыт еще до начала инвестиционного потока, - сказал И. Тимошин. - Можно быстро потерять лицо, обманув инвестора, и тем самым отпугнуть других. Поэтому мы придерживаемся такой линии: если мы что-то обещали, то обязательно это выполним".
"С сожалением отмечу, что в первые годы существования форума Адама Смита интерес у западных компаний был огромен, а сегодня я вижу, что блеска в глазах у наших зарубежных партнеров поубавилось. Это значит, что есть проблемы в сфере ГЧП. И одна из основных сложностей - это отсутствие четкой политической воли", - отметил старший юрист Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин.
Перечисленные проблемы касаются всех систем транспорта. В частности и железной дороги. Инвестиционная программа ОАО "РЖД" до сих пор находится в дефиците. Например, в той же Усть-Луге сейчас остро стоит вопрос электрификации, сегодняшняя пропускная способность станции в Гатчине показывает, что через пару лет будет просто невозможно обеспечить те объемы, которые планирует порт.
На востоке ситуация тоже выглядит не лучшим образом - в последние годы Транссиб практически исчерпал свои возможности. А ведь на сети таких проблемных мест много.
На модернизацию нужны миллиарды, а возможности ждать, пока на законодательном уровне доработают схему ГЧП, нет.
Поэтому эксперты сегодня предлагают обратиться к другому способу финансирования - TIF (tax increment financing). Согласно этой схеме бизнес самостоятельно строит инфраструктуру, а возврат привлеченных в проекты средств осуществляется за счет роста налогов при реализации проектов, когда происходит увеличение стоимости имущества и земли.
Эффективной мерой в рамках реализации схемы TIF является создание управляющей компании, которая могла бы фиксировать налоговые поступления на определенной территории. При этом их генерация должна начинаться уже на этапе строительства. Такая схема может применяться во время реализации любых инфраструктурных проектов. Но даже и этот вид взаимодействия, уже давно применяемый в других странах, в России пока также нуждается в доработке, потому что предполагает непременное столкновение регулируемого и нерегулируемого секторов экономики. В любом случае, до тех пор, пока инициатива не будет исходить от государства, рассчитывать на более активную роль рынка в привлечении средств не приходится.
Фото: РЖД-Партнер
РЖД-Партнер