ГЛОНАСС - путь на глобальный рынок. Возможности, проблемы, решения.
На вопросы GPS Клуба отвечает Гурко Александр Олегович, генеральный директор ОАО "НИС".
GPS Клуб. В 2009 году, сразу после назначения Вас генеральным директором ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС), федерального сетевого оператора ГЛОНАСС, Вы дали интервью GPS-Клубу "О перспективах ГЛОНАСС в Россси и мире". С момента нашего разговора прошло два с половиной года - срок немалый для развития в сфере высоких технологий. Широко освещалось в средствах массовой информации развертывание спутниковой группировки ГЛОНАСС - значимое событие для Российской и мировой спутниковой навигации. Развивался и навигационный рынок, расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
Александр Гурко. 2011 год - год мультисистемности в космосе и на земле: завершено развертывание спутниковой группировки ГЛОНАСС, на рынок вышли модули ГЛОНАСС/GPS ведущих мировых производителей. В продажу поступили смартфоны с опцией двух систем ГЛОНАСС/GPS (Apple, Samsung, Motorola). Стало очевидным, что мультисистемность - это мировой тренд как на профессиональном, так и на массовом рынках.
Сегодня навигационно-информационные решения активно используются во всем мире. Например, в Российской Федерации успешно реализуется ряд крупных проектов, утверждаются новые единые стандарты, а
объем чипсетов ГЛОНАСС/GPS за последние 2 года вырос в 10 раз.
Можно сказать, что за этот период была заложена основа рынка коммерческого использования ГЛОНАСС и в России, и за рубежом.
Наибольшую популярность спутниковые технологии сегодня приобретают в транспортном секторе (на долю которого приходится более 55 % навигационного рынка).
Они применяются в целях его модернизации, повышения эффективности, обеспечения безопасности.
GPS Клуб. Что удалось сделать за это время федеральному оператору, какие задачи решить?
Александр Гурко. Мы начали реализовывать ряд инфраструктурных проектов, направленных на массовое использование решений на основе ГЛОНАСС/GPS как в России, так и за рубежом. Речь идет об ИТС - интеллектуальных транспортных системах (элементы которых уже функционируют в 60 регионах России, в том числе в Москве), логистическом транспортном центре в Сочи (оснащено 8 тысяч автомобилей), системах МЧС и МВД России, ФГУП "Почта России". Технологии ГЛОНАСС успешно внедряются на крупных коммерческих предприятиях: ОАО "Башкирнефтепродукт", ОАО "АК "Транснефть" и в других компаниях. Кроме того, мы развернули навигационную деятельность в странах СНГ и в Индии.
Все проекты реализуются нами в технологическом партнерстве с группой компаний "М2М телематика", которая располагает компетенциями от разработки чипсетов нового поколения до создания специализированных навигационно-информационных систем. Цифры очень наглядны. Если в 2009 году "НИС ГЛОНАСС" вместе с "М2М телематикой" оснастил 40 тыс. транспортных средств, то к 2011 году эта цифра выросла до 120 тыс., в текущем году уже оборудовано 160 тыс.
В сжатые сроки мы разработали наиболее эффективную для государства и пользователей систему платности дорог для большегрузного транспорта, инициировали проект использования цифровых тахографов на базе ГЛОНАСС/GPS. Эти решения способны значительно повысить безопасность пассажирских и грузовых перевозок.
Что касается нашей деятельности в субъектах РФ,
"НИС ГЛОНАСС", по сути, стал координатором обеспечения технологического единства программ внедрения ГЛОНАСС в регионах России.
Субъекты Российской Федерации (при нашей активной поддержке) уже приняли 15 региональных целевых программ, еще 46 на подходе. У нас крупнейшая в России региональная сеть, в ней уже 52 партнера.
Созданы "витрины" комплексного внедрения навигационных технологий ГЛОНАСС в Костромской, Курской областях, Алтайском крае, городах Тамбове и Рязани.
"НИС ГЛОНАСС" разработал типовой технический проект системы вызова экстренных оперативных служб с использованием единого номера "112" (система-112). Он выполнен по заказу МЧС России в интересах субъектов Российской Федерации. Планируется, что работы по развертыванию системы будут завершены до 2017 года.
Проведена экспертная работа в части совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы как основы единой технической политики в навигационной сфере. Утверждено 17 нормативно-правовых актов, направленных на коммерциализацию ГЛОНАСС. Одобрены четыре национальных стандарта*, разработанные ОАО "НИС" для обеспечения функционирования системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС". В настоящее время проходят официальную процедуру публичного обсуждения еще пять** национальных стандартов. Совсем недавно (4 июня 2012 года) завершена инициированная ОАО "НИС" процедура публичного обсуждения внесения изменений в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Они касаются установления требований об обязательности оснащения пассажирского и грузового автотранспорта терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" и требований к самим терминалам. Аналогичные изменения вносятся и в российский технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года. Кроме того, утверждены и зарегистрированы в Минюсте России 6 приказов*** Минкомсвязи России, согласно которым установлены обязательные требования к оборудованию сетей подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900/1800 и UMTS по обеспечению приоритетной передачи сообщений системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для вызовов экстренных оперативных служб, а также назначен код DEF=941 для сети подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальной сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
GPS Клуб. Одной из задач "НИС ГЛОНАСС" было продвижение технологий ГЛОНАСС на зарубежные рынки. Что сделано в этом направлении?
Александр Гурко. Международный рынок очень специфичен. Страны ЕврАзЭС, Ближнего Востока потребляют навигационные системы, что называется, под ключ. В Бразилии развит рынок охранно-поисковых систем. Индия заинтересована во всей линейке продуктов, но прежде всего в развитии собственных компетенций.
Мы открыли дочернюю компанию NIS GLONASS PRIVATE LIMITED в Индии, ведется оснащение транспорта российскими терминалами ГЛОНАСС/GPS Cyber GLS. Проходят испытания в рамках пилотного проекта на пассажирском транспорте, в стадии разработки находятся системы предотвращения аварий на базе российских модулей, предназначенные для индийских железных дорог.
Сейчас "НИС ГЛОНАСС" создает в Индии центр для экспорта технологий в третьи страны. То есть Индия для нас не только рынок сбыта, но и партнер по разработке новых сервисов. Индийские специалисты уже доказали, что уровень их компетенций очень высок. Страны с таким технологическим потенциалом для нас - плацдарм для глобальной экспансии.
Что касается сотрудничества с Бразилией, мы уже подписали соглашение с компанией Upaya об оказании консультационно-юридических услуг в области продвижения российской системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
Важными для ГЛОНАСС являются навигационные рынки Белоруссии, Казахстана, Украины, Армении. В этих государствах российские специалисты участвуют в создании национальных операторов, ведут переговоры о программах по моделям российских систем экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и платности дорог для большегрузного транспорта.
Наша задача - активизировать международную деятельность, создать единое навигационно-информационное пространство на основе ГЛОНАСС. Для этого предполагается вступать альянсы с иностранными компаниями - лидерами своих национальных рынков и технологических сегментов.
GPS Клуб. Что сейчас происходит с проектом "ЭРА-ГЛОНАСС"? Что сделано, что предстоит сделать?
Александр Гурко. Как и планировалось два года назад, когда мы подписали первый госконтракт, система будет запущена в промышленную эксплуатацию в декабре 2013 года на всей территории страны. Мы активно ведем работы по развертыванию инфраструктуры, проведению испытаний в рамках пилотных зон, отрабатываем регламенты взаимодействия системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с экстренными оперативными службами, системой-112. В 2011 году в Курске, Москве и Санкт-Петербурге запущены навигационно-информационные центры, отработаны способы взаимодействия автомобильных терминалов с программным обеспечением этих служб. В результате тестирования на автоматизированные рабочие места операторов службы "112" была доставлена вся требуемая информация о ДТП и автомобилях: координаты, VIN транспортного средства, сотовый номер терминала, данные о тяжести аварии и др., проведены сеансы голосовой связи между операторами "112" и водителями аварийных автомобилей.
В течение 2012 года "НИС ГЛОНАСС" развернет пилотные зоны системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в других регионах России - в Новосибирской, Рязанской, Самарской областях, Республике Башкортостан.
В 2013 году инфраструктура "ЭРА-ГЛОНАСС" охватит всю территорию страны.
Она будет состоять из федерального навигационно-информационного центра в Москве, 7 региональных навигационно-информационных центров и 72 региональных коммутационных узлов.
Важно отметить, что
требования к российской системе "ЭРА-ГЛОНАСС" и европейской eCall унифицированы.
Это значит, что пострадавшим в транспорте, оснащенном российской системой, будет оказана экстренная помощь независимо от их места нахождения - в Российской Федерации или на территории стран Европейского союза. Тем самым мы создаем для граждан наших государств единое пространство безопасности на дорогах. Замечу, что старт системы eCall намечен на 2015 год - то есть в решении этой важнейшей социальной задачи мы опередим Евросоюз. Хотя начали мы почти на 10 лет позже!
В рамках проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" мы сотрудничаем с ведущими российскими и иностранными производителями автомобильного оборудования в части разработки терминалов. В ноябре 2011 года успешно проведено тестирование опытных образцов "ЭРА-ГЛОНАСС", предоставленных компаниями Peiker acоustic, "Форт-Телеком", "Голден Ай", "КЗТА", "ЕНДС", "М2М телематика", "Ритм". Производители Continental, Ficosa, Meta System готовы начать серийное производство терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" с декабря 2012 года в требуемых объемах. Это подтверждено на официальном уровне.
Реализация проекта позволит России выйти на принципиально новый уровень развития в области использования навигационных технологий: создаст новый массовый рынок оборудования и сервисов, единую для всех операторов инфраструктуру, что даст им возможность сосредоточиться на своих ключевых компетенциях - самих услугах.
В истории России последних 20 лет трудно найти программу, сравнимую по организационной сложности с системой "ЭРА-ГЛОНАСС".
Это и федеральный охват, и межведомственное, межрегиональное взаимодействие, и совместимость с международными системами экстренного реагирования. Плюс кратчайшие сроки - четыре года - и привлечение большого числа компаний из разных отраслей: навигации, автомобилестроения, телекоммуникаций, микроэлектроники, картографии. В мире нет действующих аналогов "ЭРА-ГЛОНАСС" или eCall.
GPS Клуб. Чем была вызвана необходимость создания Некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий"? Что оно будет делать, какие решать задачи?
Александр Гурко. Создание некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" связано с началом нового этапа в коммерциализации технологий ГЛОНАСС в результате произошедших за последние два года изменений на внутреннем и мировом навигационном рынках. Технологии ГЛОНАСС уже стали мировым стандартом и требуют привлечения инвестиций для дальнейшего развития.
Для глобальной экспансии необходимо объединение усилий ведущих участников рынка - сотовых операторов, информационных компаний, специализированных навигационных компаний. Основная деятельность партнерства будет направлена на развитие в России конкурентного рынка навигационно-информационных услуг, внедрение решений на основе ГЛОНАСС в регионах страны, а также продвижение решений на основе технологий ГЛОНАСС/GPS за рубежом.
В задачи некоммерческого партнерства входит в первую очередь ускорение развития и внедрения технологий ГЛОНАСС за счет создания благоприятных условий для российского бизнеса в сфере навигации, содействие в совершенствовании законодательной базы и проведение единой технической политики в навигационной сфере, поддержка глобальной экспансии российских навигационных компаний, стимулирование инновационной активности.
Кроме того, партнерство будет оказывать помощь федеральным и региональным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в разработке, внедрении, сервисном и информационном обслуживании систем на основе ГЛОНАСС/GPS.
GPS Клуб. Что должно сделать государство, чтобы Россия стала ведущей навигационной державой? Что и как противопоставить китайской и европейской системам?
Александр Гурко. Сегодня глобальная навигационная отрасль находится в стадии формирования. ГЛОНАСС - это уникальное конкурентное преимущество России, позволяющее отечественным компаниям стать лидерами нового массового рынка в процессе глобальной экспансии. Однако
благоприятное "окно возможностей" ограничено 3-4 годами: до развертывания систем Galileo (к 2015 г.) и Compass (глобально к 2020 г., а как региональная система уже в 2012 г.).
Они конкурируют с ГЛОНАСС за статус второй глобальной системы. За Galileo и Compass огромные внутренние рынки (ЕС имеет 1-й ВВП в мире, а Китай - 3-й по ВВП и 1-й по населению), массовое производство, развитые технологии, глобальные сети продаж, активная государственная поддержка. На мой взгляд, основной конкурент - китайская система, так как развивается она с трехлетним опережением графика. ГЛОНАССу необходима системная государственная поддержка в продвижении отечественных технологий в России и за рубежом.
GPS Клуб. Какие задачи предстоит решить российской навигационной отрасли в ближайшие пять лет?
Александр Гурко. Российский навигационный рынок должен расти - причем быстрее, чем он развивается сейчас. Первостепенная роль в этой задаче отводится экспансии отечественного бизнеса за рубежом. Собственных ресурсов для конкуренции с мировыми компаниями у российских фирм недостаточно (мы лидеры внутреннего рынка, выручка нашей группы компаний в 2011 г. составила около 6 млрд руб.), поэтому необходимо участие государства.
Отдельно я бы хотел отметить важность поддержки отечественных навигационных дизайн-центров. Три года назад, еще работая в группе компаний "М2М телематика", мы создали чипсет ГЛОНАСС/GPS ГеоС-1. Сегодня две трети оборудования, которым оснащен транспорт в России, работает на нем. Все эти годы ГеоС-1 доминировал на внутреннем навигационном рынке. Сейчас ему на смену пришел чипсет ГеоС-3, который по уровню технических характеристик и, главное, цены (а это около 15 $) на уровне лучших мировых образцов.
Рынок двухсистемных чипсетов и оборудования ГЛОНАСС/GPS с прошлого года стал глобальным,
такое оборудование теперь есть у всех мировых лидеров, в частности у китайских компаний, которые в 2011 году одним махом заняли треть внутреннего рынка. Условия конкуренции на рынке навигационных чипсетов резко изменились, и вопрос сохранения национальных компетенций в этой сфере очень актуален. Без поддержки государства мы рискуем потерять весь рынок чипсетов - и мировой, и даже внутренний.
Существующие российские дизайн-центры (а их можно пересчитать по пальцам одной руки) не способны выдержать прямую и фронтальную конкуренцию с мировыми лидерами, такими как Qualcomm, Broadcomm или uBlox.
Это надо ясно понимать - как и то, что ГЛОНАСС - это не только орбитальная группировка, но прежде всего навигационный чипсет. Утратим возможность создавать собственные чипсеты - лишимся рынка. В этом вопросе нужны ресурсная поддержка со стороны государства, эффективная стратегия в части альянсов с иностранными компаниями, мировыми лидерами, селекция и защита своих производителей.
ГЛОНАСС - мировой стандарт. Это новые возможности, но и новые риски, связанные с повышенной конкуренцией. Для их снижения нужно в кратчайшие сроки обеспечить для ГЛОНАСС "эффект масштаба" - охватить сотни миллионов потребителей.
Стратегическим вариантом для реализации глобального потенциала было бы создание международного консорциума ГЛОНАСС, в который вошли бы Индия, Бразилия, страны ЕврАзЭС, государства Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и другие страны. Вклад России - орбитальная группировка и наземная инфраструктура ГЛОНАСС. Остальные страны - участники консорциума получили бы гарантированный доступ к спутниковому навигационному сигналу, а также возможность развивать вместе с нами новые технологии. Россия в результате подобного решения сможет в разы снизить бюджетную нагрузку, получить доступ к необходимым технологиям и инвестициям, например, в микроэлектронике, создать эффективную систему управления проектом ГЛОНАСС. Но главное - бессрочные гарантии статуса ГЛОНАСС как мирового технологического стандарта за счет "эффекта масштаба" на рынках стран - членов консорциума.
Приложение
*
по НТД для системы "ЭРА-ГЛОНАСС"
I. Национальные стандарты, разработанные ОАО "НИС" и утвержденные приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) со сроком введения в действие с 01 сентября 2012 года:
1. ГОСТ Р 54620-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования" (утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 755-ст);
2. ГОСТ Р 54619-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ. Протокол обмена данными автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях" (утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 754-ст);
3. ГОСТ Р 54618-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям" (утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 753-ст);
4. ГОСТ Р 54721-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ. Общий порядок оказания системой базовой услуги" (утвержден приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 882-ст).
**
II. Проекты национальных стандартов, разработанных ОАО "НИС" и проходящих в настоящее время процедуру публичного обсуждения
1. Проект ГОСТ Р "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных"
2. Проект ГОСТ Р "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Программа и методики испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства"
3. Проект ГОСТ Р "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Программа и методики испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии"
4. Проект ГОСТ Р "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Программа и методики испытаний модулей беспроводной связи автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб"
5. Проект ГОСТ Р "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Программа и методики испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб"
***
III. Приказы Минкомсвязи России для обеспечения функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС"
1. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.08.2011 № 215 "О мерах по дальнейшей реализации бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, в части использования ресурса нумерации" (зарегистрирован Минюстом России 21 сентября 2011 г., регистрационный № 21847), согласно которому код DEF=941 назначен для сети подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальной сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".
2. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2012 № 27 "О внесении изменений в Правила применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть V. Правила применения оборудования систем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.02.2010 № 31" (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2012 г., регистрационный № 23323);
3. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2012 № 28 "О внесении изменений в Правила применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть II. Правила применения подсистем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 12.04.2007 № 45" (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2012 г., регистрационный № 23334);
4. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2012 № 29 "О внесении изменений в Правила применения оборудования коммутации систем подвижной радиотелефонной связи. Часть И. Правила применения оконечно-транзитных узлов связи сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 31.05.2007 № 58" (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2012 г., регистрационный № 23312);
5. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2012 № 30 "О внесении изменений в Правила применения оборудования коммутации сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VI. Правила применения узлов связи с территориально-распределённой архитектурой стандартов UMTS и/или GSM 900/1800, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.06.2011 № 160" (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2012 г., регистрационный № 23316).
6. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2012 № 31 "О внесении изменений в Правила применения оборудования коммутации систем подвижной радиотелефонной связи. Часть V. Правила применения оконечно-транзитных узлов связи сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.08.2007 № 101" (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2012 г., регистрационный № 23324).
Фото: GPS Club
GPS Club