← Коммерческий транспорт

Лизинг коммерческого транспорта

Лизинг коммерческого транспорта
В ближайшие годы развитие лизинга - наиболее перспективное направление. Так ли это? Об этом рассуждают Екатерина Цветкова, менеджер проектов ООО "Ивеко Капитал Руссия" - и критически настроенный представитель малого бизнеса.
- Екатерина, расскажите о развитии лизингового рынка в области коммерческого транспорта в России за последние несколько лет.
- Российский рынок лизинга с 2010 года активно растет, несмотря на небольшое замедление, наблюдавшееся в 2011 году (прирост рынка в 2010 году составил130%). Сегмент финансирования грузового автотранспорта также показывает стабильный рост, и с третьего места по объемам в 2011 году переместился на второе место в 2012. Лидирует на протяжении последних нескольких лет финансирование железнодорожной техники. В ближайшие несколько лет мы прогнозируем рост в сегменте автотранспорта вслед за растущим спросом на лизинговые услуги со стороны малого и среднего бизнеса. Данный сегмент бизнеса является основным двигателем роста сектора лизинга автотранспорта:
малые и средние компании часто не удовлетворяют требованиям коммерческих банков и рассматривают лизинг как единственный способ финансирования своей деятельности.
Объем и количество сделок у лизинговых компаний при производителе напрямую зависит от спроса на технику. За последние три года наша компания в России заключила более 600 сделок. За это время мы наблюдали увеличение среднего размера сделки: со 150 тыс. евро в 2009 году до 220 - 250 тыс. евро в 2012. Это, в основном, связано не с увеличением стоимости техники, а с возросшим спросом на нее. К примеру, в 2011 году было продано на 10% процентов больше машин Iveco, чем в 2010, а в 2012 году по результатам первых пяти месяцев прирост составил порядка 7%.
- Отдельно: как повлияла на лизинговые схемы кризисная ситуация 2008-2009 годов? Как вели и ведут себя лизингодатели и лизингополучатели?
- Если говорить об общих тенденциях кризисного периода, то ряд лизинговых компаний столкнулись с приостановлением кредитования или увеличением ставки кредитования российскими банками. В свою очередь, они стали предлагать лизингополучателям досрочное завершение сделок. В отношении предпринимателей со сложным финансовым положением компании, подобные нашей, предоставляли отсрочки по платежам, другие требовали возврат техники. В отношении клиентов, не желающих рассматривать ни один из предыдущих вариантов, лизингодатели были вынуждены инициировать судебные разбирательства.
В отношении к действующим лизингополучателям, готовым к конструктивному диалогу, мы вели достаточно лояльную политику, предоставляя отсрочки по погашению основного долга на разумный период. Данный подход показал свою эффективность, поэтому и сейчас мы всегда ищем совместное решение с клиентами, попавшими в сложную финансовую ситуацию. Вообще,
в настоящее время лизинговые компании стали более взвешенно подходить к оценке рисков и стремятся к лучшей диверсификации портфеля.
- Что кардинально изменилось на этом рынке по сравнению с прошлым временем и почему? Есть ли какие-то инновации в этой области, новые предложения и схемы, которых не было раньше?
- Ранее ООО "Ивеко Капитал Руссия" предлагало услуги только по финансовому лизингу. В настоящее время, перенимая опыт Iveco Capital в европейских странах, мы предлагаем наряду со стандартными схемами финансового лизинга еще и оперативный лизинг. Мы делаем это совместно с официальным представительством ООО "Ивеко Руссия".
Основное преимущество оперативного лизинга для клиента заключается в достаточно низком лизинговом платеже, а также возможности выбора различных сценариев в конце срока действия договора: выкуп машины в свою собственность или trade-in на новую машину.
Компании стараются максимально гибко подходить к финансированию клиентов, предлагая различные схемы. Каждое коммерческое предложение формируется на индивидуальной основе.
Обычно минимальный срок - примерно 13 месяцев, максимальный - 5 лет.
Более долгие сроки возможны, но требуют отдельного обсуждения. Обычно срок лизингового договора соответствует сроку амортизации, но нельзя забывать о специфике бизнеса и сроках окупаемости проекта.
Главной нашей инновацией, на которую мы делаем ставку, является запуск программы финансирования физических лиц, а также ИП и компании, осуществляющих деятельность менее 6 месяцев. Не думаю, что мы тут одиноки.
- Насколько соответствует развитие лизинга коммерческой техники в России западным тенденциям? Насколько важно и возможно такое соответствие?
- В России, как и любой другой стране, есть свои особенности. К примеру, в Европе основной формой финансирования коммерческой техники является оперативный лизинг. В нашей стране он пока не сильно развит. Но, как уже было сказано выше, некоторые игроки начинают внедрять подобные схемы. И это, конечно, крайне важно.
- Как Вы видите перспективы развития лизинга коммерческой техники в России?
- Дальнейший рост лизинга коммерческой техники возможен в связи с отложенным в кризис инвестиционным спросом со стороны потенциальных лизингополучателей. В текущем году мы ожидаем увеличение портфеля в первую очередь за счет увеличения объема ритейловых сделок в сегменте среднего и малого бизнеса. Также мы ориентируемся на start-up проекты. В ближайшие несколько лет развитие лизинга автотранспорта будет являться наиболее перспективным направлением, за счет его востребованности и доступности.
Лизинг коммерческого транспорта: мнение представителя малого бизнеса
- Насколько мы понимаем, у Вас - да и не только у Вас - в результате Вашей бизнес-деятельности накопился ряд претензий к такому инструменту, как лизинг. Каковы они?
- Попробую пояснить на простом примере, почему в лизинговой схеме, на мой взгляд, изначально сокрыта ловушка для владельцев малого бизнеса, которые решили этой схемой воспользоваться. Скажем, вы берете в банке кредит на развитие дела - допустим, миллион рублей. Постепенно выплачиваете и, наконец, остаетесь должны незначительный остаток, 50 000 тысяч. Не можете выплатить его в срок. Плохо, конечно, но: все, что вы должны кредитодателю, это лишь 50 000 тысяч и какие-то не очень серьезные пени за просрочку. Не то в случае лизинга.
Техника, которая предоставляется вам по договору, остается собственностью лизингодателя все время, пока не произойдет окончательный выкуп. И если происходит задержка - она означает нарушение договора, и лизингодатель вправе эту свою собственность, за которую вы практически рассчитались и не можете лишь внести последний платеж в связи с каким-то форс-мажором, - он вправе эту собственность изъять. И вы остаетесь с носом.
Договоры пишутся максимально запутанно и жестко.
Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что, подписав лизинговый контракт, ты тут же начинаешь нарушать его условия.
Поэтому, несмотря на бесконечные разговоры о помощи малому бизнесу у нас в стране, на этом участке никакой помощи ожидать не приходится. Конечно, можно сказать: не можешь справиться, не ввязывайся. Но зачем тогда эти разговоры?
- И почему все-таки, несмотря на подобные трудности, лизинговые схемы пользуются такой популярностью среди бизнесменов? Почему эта услуга пользуется активным спросом?
- Для тех, у кого есть другой стабильный бизнес, не зависящий от лизинговый схем, вполне возможно вступить в них на каком-то отдельном направлении деятельности. Скажем, есть магазин, приносящий постоянный доход, и тогда волноваться о том, что техника простаивает месяц, не приходится. К тому же лизинг является, по моему мнению, хитрым способом возвращения НДС.
- У Вас есть собственный пример конфликта с лизингодателем. Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Да, мой случай показывает как раз, что, являясь лизингополучателем, я автоматически сам являюсь виноватым в простое техники, который приносит мне убыток. Мы сами указали лизингодателю те машины, которые хотели бы взять под договор. Нам ответили: да, прекрасно, туда выедет наш специалист по безопасности и оценит, можно ли там вообще брать машины, можно ли брать конкретно эти и т. д. В общем, проверит, нет ли какой-либо проблемы или подвоха. Специалист дал зеленый свет. Машины взяты и отправлены на регистрацию в ГИБДД. Оттуда приходит ответ: на учет не поставим, у машин ржавые номера, необходима двухмесячная экспертиза. И что вы думаете - нам эти два месяца вычли из оплаты? Ничего подобного. Договор составлен так, что мы сами оказались виноваты! Мы резонно возмущаемся: ведь ваш собственный эксперт осмотрел технику и дал добро! Нам отвечают: ну и что? Эксперт экспертом, но сами-то вы куда смотрели? И далее в том же духе. Казалось бы, в любом другом случае (нелизинговом) компания, предоставляющая услуги даже если б не признала своей неправоты, то хотя бы пошла навстречу клиенту. А тут нет - машут договором. Из того, разумеется, следует, что вина полностью наша.
Фото: Iveco
Рынок АВТОзапчастей