← Логистика, грузы

Минтранс собирается пустить зарубежных судовладельцев в российские реки

Минтранс собирается пустить зарубежных судовладельцев в российские реки
Министерство транспорта России впервые исследует возможность пустить иностранных судовладельцев в российские реки и озера, сообщили "Известиям" в пресс-службе ведомства. Этот и другие вопросы войдут в комплексное исследование того, как повысить конкурентоспособность внутренних водных путей. Подотчетная министерству "Ространсмодернизация" заплатит за исследование 60 млн рублей. В том числе необходимо оценить транзитный потенциал российских рек для судов под флагами иностранных государств.
По итогам работы появятся правовые акты и будут вноситься изменения в Водный кодекс, говорится в материалах "Ространсмодернизации". Сейчас статья 23-1 этого документа разрешает плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям только на основании международных договоров или отдельных решений правительства. Исключение делается для спортивных парусных или прогулочных судов под иностранными флагами, но и им разрешено заходить только в порты, перечисленные в специальном перечне.
Источник в "Ространсмодернизации" отметил, что пока непонятно, будет ли привлечение иностранных компаний на рынок определено как приоритет по итогам исследования; возможно, ученые решат, что важнее улучшать инфраструктуру или решать проблемы, которые возникают при преодолении судами шлюзов.
Директор по флоту компании-судовладельца "Прайм-Шиппинг" Сергей Литвенцов отмечает, что приход на рынок иностранных компаний поможет оздоровить отрасль, но тогда когда российские пароходства достаточно окрепнут.
Также в рамках НИР ученые должны выяснить, как можно ликвидировать "узкие места" на реках, и разработать систему господдержки речников. Среди задач значатся "разработка использования методов прямой поддержки организаций внутреннего водного транспорта (субсидии, дотации, государственно-частное партнерство), совершенствование системы государственного регулирования тарифов и др.".
На рынке практически нет государственных компаний - частные фирмы перевозят 90% всего объема речных грузов.
Сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,3 тыс. км. В то же время на долю речного транспорта приходится менее 2% от общего объема перевозок грузов в России. "В других странах особенно быстро растут контейнерные перевозки, которые на внутреннем водном транспорте РФ занимают менее 1% от общего объема перевозок грузов, - отмечается в материалах "Ространсмодернизации". - Стабильный рост объемов перевозок грузов на внутреннем водном транспорте с 2003 по 2007 год сменился серьезным спадом в 2009 году".
Сергей Литвенцов также говорит о необходимости развития инфраструктуры и указывает, что
одно из главных препятствий для развития водного транспорта - габариты водных путей.
- Ширина шлюзов на реке Волга - 30 м, и в них ходят баржи шириной до 30 м. Волга соединяется с Азовским морем через Волго-Донской канал, это выход в Черное море и Средиземный регион, но там ширина шлюзов около 17 м, - пояснил Литвенцов. - Вот первое ограничение: сделай канал шириной такой же (30 м), тогда можно строить другой флот, это будет другой тоннаж.
Вложения в такую реконструкцию должны быть государственными. Одним из вариантов может стать строительство дублера Волго-Донского канала по новому маршруту сразу со шлюзами нужной ширины. Также, по мнению представителя "Прайм-Шиппинг", развитие водного транспорта тормозит то, что не всегда каналы могут обеспечить судам гарантированные глубины - соответственно, требуются затраты на их углубление.
Фото: Ространсмодернизация
Известия