Дефицит есть, но уже не тот
Перевозки цемента традиционно начинают расти со стартом строительного сезона. Однако в этом году добавились и другие факторы, благотворно сказавшиеся на объемах погрузки. Вместе с тем грузовладельцы по-прежнему сетуют на проблемы с обеспечением подвижным составом.
В I полугодии 2012-го производители цемента вышли на рекордные для современной России показатели. Так, по данным ИК "СМПРО", за январь - июнь было произведено 27,7 млн т цемента, что на 14,5% больше, чем за аналогичный период 2011-го.
Существенное влияние на рынок, по словам директора по маркетингу ИК "СМПРО" Евгения Высоцкого, оказал, в частности, ввод в эксплуатацию новых заводов "Тулацемент" (HeidelbergCement) и "Цемент" (группа "ЛСР") суммарной мощностью 3,66 млн т в год. "За первые 5 месяцев 2012-го эти заводы произвели 598,4 тыс. т, что составило 2,8% от всего объема выпуска цемента в России", - сообщил он.
Ситуация в отрасли благоприятно сказалась и на объемах перевозок цемента железнодорожным транспортом. Между тем эксперты отмечают, что еще одним из факторов, оказавшим заметное влияние на рынок перевозок цемента, стало введение в январе 2012 года ОАО "ПГК" нового порядка формирования стоимости услуг для клиентов - производителей цемента. Это было сделано с целью увеличить оборачиваемость вагонов и оптимизировать их использование равномерно в течение года, для того чтобы обеспечить снижение фактора сезонности. Как сообщили в пресс-службе компании, новые условия закреплялись в дополнительных соглашениях к действующим договорам с клиентами ПГК, перевозящими грузы в хоппер-цементовозах. В частности, фактический объем груза, перевезенный клиентом в первом месяце года, определялся как гарантированный объем.
В результате ПГК значительно снизила коэффициент сезонности при транспортировке навального цемента, сократив простои цементовозов в период падения спроса на данный вид перевозок.
Это нововведение, по словам начальника управления логистики ООО "БазэлЦемент" Дениса Назарова, позволило простимулировать грузоотправителей к максимальному сглаживанию дисбаланса между объемами зимнего и летнего потребления, а следовательно, и производственных и перевозочных мощностей. Положительную оценку дает также директор ООО "Объединенная транспортная компания" Татьяна Смирнова. "Введение ПГК новых правил формирования стоимости услуг для производителей цемента в зависимости от гарантируемых объемов и установление повышающих и понижающих коэффициентов при перевозке груза позволило существенно сгладить сезонность", - считает она.
Однако не все грузоотправители придерживаются такого мнения. Так, в ОАО "ХК "Сибцем" нововведение оценивают отрицательно. "В период активного спроса на цемент это привело к значительному увеличению транспортной составляющей в стоимости доставки цемента в хоппер-цементовозах собственности ОАО "ПГК" по причине применения повышающих коэффициентов на привлечение вагонов сверх согласованного объема, что, в свою очередь, повлекло повышение ставок других собственников подвижного состава", - отметили в компании.
Тем временем
из-за роста перевозок острее становится проблема дефицита специализированного подвижного состава.
"В I полугодии действующий парк в полной мере не позволил обеспечить планомерную доставку цемента, - отмечает Е. Высоцкий. - Это следует из продолжающегося снижения доли железнодорожных перевозок цемента, обусловленного в основном дефицитом подвижного состава, его техническим состоянием и децентрализацией управления грузовыми перевозками".
Тенденцию подтверждают и другие эксперты. "Недопоставка вагонов для производителей цемента является основной причиной задержек отгрузок. Заводы-изготовители из-за проблем с вывозом не используют все возможности производства, остаются нереализованными резервы наращивания мощностей", - сетует Т. Смирнова.
Кстати,
косвенно ситуацию с дефицитом усугубило снятие запрета на экспорт зерна с 1 июля.
"В этом году с рынка перевозок цемента были выведены практически все зерновозы, использовавшиеся после введения эмбарго на экспорт зерна в 2010-м. Данный факт, разумеется, не способствует снижению дефицита и нормализации цен", - считает Д. Назаров. В дальнейшем обстановка, по мнению специалистов, может еще более осложниться.
Что касается прогнозов до конца текущего года, то, по мнению руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игоря Куротченко, тенденция дефицита полувагонов продолжится - скажется начало завоза угля для нужд ЖКХ. Но поскольку это ожидается только осенью, то для данной отрасли критических последствий не будет.
В целом же, по мнению экспертов, ситуация в отрасли будет зависеть от общего состояния экономики страны. Как считает Е. Высоцкий, если российская экономика продолжит развиваться без потрясений, то спрос на цемент сохранится на высоком уровне.
Фото: АвтоТрансИнфо
РЖД-Партнер