Российский рынок автомобильных шин в 1 полугодии 2012 года
Полностью восстановившись после кризисного периода, российский рынок шин в 1 полугодии 2012 года продолжает свой рост. С объемом продаж 30,9 млн. штук российский рынок достиг наилучших показателей за посткризисный период. Совокупный объем продаж в денежном выражении на уровне 130, 9 млрд. руб. также показал рекордные темпы роста. Некоторое замедление темпов роста реализации автомобилей, наметившееся в конце 1 полугодия 2012 г., не окажет существенного влияния на емкость шинного рынка, который по итогам 2012 года может достичь 57 млн. штук.
По оценкам ОАО "Кордиант", за 1 полугодие 2012 года российский рынок шин (с учетом всех видов) вырос в натуральном выражении на 19% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года и составил 30,6 млн. шт. (рис. 1). Аналогичный показатель за 1 полугодие 2012 года в денежном выражении составил 130,9 млрд. руб. (+21% к 2011 году) (рис. 2).
Структура основных игроков рынка шин в 2012 году претерпела качественные изменения. Так, ухудшив свое положение (-2% от объемов продаж в первой половине 2011 года) на внутреннем рынке, ТОП-3 покинул Amtel, увеличили свое присутствие на отечественном рынке компании "Кордиант" (+2 %) и Nokian (+6 %), замыкающая по итогам 1 полугодия 2012 года тройку лидеров.
Компания "Кордиант" среди отечественных игроков занимает лидирующую позицию на рынке с объемом продаж 17,6 млрд. руб. (рис.3).
В разрезе основных товарных групп рынка наибольшим ростом отметился сегмент индустриальных шин - +39%,
а также легковых шин - +27% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (рис.5). Основными драйверами роста индустриального сегмента является увеличение объемов строительства и горнодобычи, развитие инфраструктурных проектов; легкового сегмента - стремительный рост парка легковых авто в России. В данных сегментах рынка шин рост спроса покрывается в основном импортной продукцией, объемы импорта индустриальных и легковых шин выросли на 35% и 29% соответственно.
В сегменте сельскохозяйственных шин ситуация разительно отличается: отмечен рост емкости российского рынка на 18% при падении объемов импорта на 9%.
При общей тенденции роста рынка шин в России в разрезе всех основных товарных групп, рынок грузовых шин в первой половине года показал падение на 16% по отношению к 2011 году, причем как в сегменте комбинированных (-14%), так и в сегменте ЦМК (-17%) шин.
Рынок грузовых шин в 2010 и 2011 гг. характеризовался реализацией отложенного спроса, сформированного во время кризиса, а также активным переходом потребителей с комбинированных на появившиеся на рынке китайские ЦМК шины.
По итогам 2011 года рынок грузовых шин достиг точки насыщения отложенного спроса, что привело к незначительному падению рынка в первом полугодии 2012 года относительно аналогичного периода предыдущего года.
По итогам 1 половины 2012 года произошли существенные изменения в структуре рынка шин в разрезе ценовых сегментов. В первой половине 2012 года наиболее высокие темпы прироста в ценовой сегментации показал сегмент А, доля которого увеличилась на 42% (в штучном выражении), и на 46% в денежном выражении по сравнению с 2011 и превысила абсолютные показатели 2008г., в первую очередь за счет роста премиального импорта. Рост сегмента В российского рынка шин составил около 5% в денежном выражении по отношению к предыдущему периоду. Смещение спроса обусловлено ростом покупательной способности населения и увеличением количества премиальных авто в парке транспортных средств.(рис.6)
Объем внутреннего производства шин всех видов в Российской Федерации составил в первой половине 2012 года 20,3 млн. шт (рис.7).
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прирост составил почти 10% (1 пол. 2011 года - 18,5 млн. шт.)
За истекший период текущего года в Россию было импортировано 15,1 млн. шт. шин, что на 23% превысило показатель аналогичного периода предыдущего года. Основные объемы импортной продукции представлены в сегменте легковых шин (почти 12,5 млн. шт. в 1 полугодии 2012 года).
Почти в два раза выросли объемы поставок легкогрузовых шин.
Снижение экспортных поставок на 5% объясняется растущими потребностями внутреннего рынка, требующими от отечественных производителей фокусировать усилия на внутрироссийских операциях.
По прогнозам аналитиков ОАО "Кордиант", при сохранении текущей динамики роста шинного рынка и общей стабильности российской экономики, емкость российского шинного рынка по итогам 2012 года может достичь рекордного уровня в 57 млн. штук.
Фото: Scania
Topof.ru