Контроль за считанные минуты
О работе пунктов контроля после введения обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта, рассказал начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин.
По его словам, процедура обязательного информирования работает пока только месяц: она вступила в действие 17 июня 2012 года. За это время уже удалось достичь хороших результатов. По сравнению с 2011 годом, количество груженых транспортных средств, которые пересекают границу РФ, выросло с 2,5 тыс. до 3,2 тыс. При этом среднее время всех таможенных процедур сократилось почти на 40%: если раньше водители грузовиков и фур проводили на таможенных пунктах часы, то теперь все процедуры занимают 35-40 минут. Есть самый загруженный пункт пропуска - это Бурачки на российско-латвийской границе. Так вот, в самые лучшие времена пропускная способность этого пункта пропуска колебалась от 360 до 380 груженых транспортных средств в сутки. Сейчас этот пункт уже в норме делает 390-410 грузовиков.
- Я считаю, что это самый лучший показатель за месяц работы системы, - привел пример Владимир Ивин. Для обеспечения широкого доступа к возможности подачи информации о перевозимых товарах был введен в действие бесплатный электронный портал, который не требует электронно-цифровой подписи. Как отметил начальник Управления, круг лиц, которые имеют право подать информацию, очень широк: это могут сделать отправители, уполномоченные представители, в том числе, находящиеся за рубежом, а также перевозчики - в любой момент следования, - если кабины автотранспорта оборудованы доступом в Интернет. Владимир Ивин напомнил, что система добровольного информирования о ввозимых товарах уже работала за полтора года до введения обязательной процедуры, благодаря чему и удалось добиться хороших показателей. Мы подошли к 17 июня с такими цифрами: почти 100% информирования было в регионах Сибири и Дальнего Востока, наименьшие показатели на уровне 50-60% были в деятельности Северокавказского таможенного управления, - рассказал Владимир Ивин, отметив, что за первый месяц работы не удалось избежать и ряда проблем. В основном были проблемы технического характера: в частности, был ряд нареканий к каналам связи.
Многие перевозчики практиковали такую схему: пока машина находится в пути, владелец груза либо перевозчик подает предварительную информацию на портал, затем по телефону ему передается 36-ти символьный код из цифр и букв, который ему нужен на таможне. Соответственно, водитель приезжал в пункт пропуска, предоставлял этот штрих-код, и в каком-то символе могла быть ошибка. К осени эта проблема будет решена.
Владимир Ивин заявил, что первые полгода работы новой нормы "репрессивные меры, связанные с привлечением к ответственности либо возврату транспортного средства за пределы страны, как это сейчас практикуется в ЕС, применяться не будут, однако, такие ситуации будут отрабатываться через систему управления рисками". А в будущем введение обязательного предварительного информирования планируется и для других видов транспорта.
Торговая газета