Тенденция разнонаправленная
По итогам первого полугодия 2012 года "АвтоВАЗ" снова стал убыточным, а доля Lada в денежном выражении упала до исторического минимума. Горьковский автозавод также отчитался об убытках. Между тем на "КамАЗе" и у российской Sollers ситуация абсолютно противоположная. Эксперты объяснили, почему так произошло.
"АвтоВАЗ" получил чистый убыток в 469 млн рублей по РСБУ в первом полугодии 2012 года против прибыли в 2,06 млрд рублей за аналогичный период прошлого года, отчиталась компания. Горьковский автозавод в Нижнем Новгороде, который входит в группу "ГАЗ", зафиксировал 79,061 млн рублей чистого убытка по РСБУ против чистой прибыли в 341,802 млн рублей годом ранее, говорится в отчете компании.
Однако "КамАЗ" в конце прошлой недели отчитался о чистой прибыли по РСБУ в размере 2,187 млрд рублей против 285,398 млн рублей чистого убытка годом ранее. Еще одна российская автокомпания Sollers пока не опубликовала итоги первого полугодия. Но, по экспертным оценкам, у нее дела идут так же, как у "КамАЗа", в гору. По международной отчетности в первом полугодии этого года Sollers получит чистую прибыль в районе 1,2 млрд рублей против чистой прибыли в 897 млн рублей годом ранее, прогнозирует аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Таким образом, чистая прибыль компании вырастет на 33-35%, полагает эксперт.
На "АвтоВАЗе" говорят, что "на получение убытка по итогам шести месяцев 2012 года повлияло снижение рентабельности продаж по автомобилям". Из отчета завода следует, что доля "АвтоВАЗа" в денежном выражении упала до самого минимального значения за всю историю завода. В первом полугодии россияне потратили 1,04 трлн рублей на покупку новых автомобилей, из которых на покупку Lada ушло всего 7,5%, или 79,19 млрд рублей. Для сравнения: в первом полугодии 2011 года Lada занимала 10,09% продаж в деньгах, в кризисный 2009 год ее доля не опускалась ниже 9%.
Объем продаж других российских брендов: УАЗа, группы "ГАЗ" и т. д. - в первом полугодии 2012 года составил 8,75 млрд рублей. Таким образом,
доля всего российского автопрома в деньгах равняется 8,27%. Остальные деньги россиян пошли в копилку иностранных автопроизводителей.
"В этом полугодии у "АвтоВАЗа" отмечается падение продаж автомобилей из-за окончания программы утилизации, что было ожидаемо. Вторая причина полученного убытка - в увеличении затрат на модернизацию производства, вывод на рынок новых моделей", - говорит газете ВЗГЛЯД замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Продажи "АвтоВАЗа" упали в первом полугодии на 14,2% до 250 тыс. автомобилей, тогда как рынок легковых автомобилей в целом растет. Завод уже начал выпуск в этом году двух новых моделей: Lada Granta и Lada Largus. В конце года должно начаться производство Nissan Almera.
К 2020 году "АвтоВАЗ" планирует увеличить модельный ряд до девяти моделей и производить 1,24 млн автомобилей в год. Для выпуска моделей на базе B0 (Logan) к весне была модернизирована производственная линия, на которой ранее выпускалась "классика". Ее мощность составит 350 тыс. автомобилей в год. Здесь будут выпускать машины под тремя брендами: Lada, Renault и Nissan. Инвестиции в этот проект оцениваются в 400 млн евро, из которых 25% вложил "АвтоВАЗ", 25% - Nissan и 50% - Renault.
У ГАЗа ситуация похожая: продажи падают (на 1% за шесть месяцев 2012 года), а затраты растут. "ГАЗ модернизирует производственные линии, вкладывается в запуск новой линии вместе с партнером Volkswagen", - говорит Удалов. Если в 2011 году группа "ГАЗ" инвестировала около 5 млрд рублей, то в 2012 году будет освоено целых 12 млрд рублей. Об этом в мае заявлял президент группы Бу Андерсон.
Порядка 5 млрд рублей в 2012-2013 годах будет инвестировано в проект производства новой "Газели-Next". Около 3 млрд рублей в этом году потребуется на создание окрасочной камеры. Еще 5,1 млрд рублей будет инвестировано в проекты контрактного производства автомобилей Volkswagen, Daimler и GM.
На собственные проекты группа "ГАЗ" тратит свою прибыль, а на контрактные проекты - заемные средства.
По соглашению группы "ГАЗ" с VW партнеры инвестируют 200 млн евро в организацию производства в Нижнем Новгороде около 20 тыс. Skoda Yeti, 50 тыс. Skoda Octavia и около 40 тыс. VW Jetta. Причем группа "ГАЗ" вложит 85 млн евро в подготовку зданий и общую сборку, а VW внесет остальные средства в виде оборудования. Контрактная сборка немецких моделей будет организована на бывшей линии производства Volga Siber и старой "Волги".
Интересно, что руководство тольяттинского и нижегородского автозаводов намерено закончить этот год с прибылью. Глава "АвтоВАЗа" Игорь Комаров по-прежнему рассчитывает продать по итогам 2012 года 700 тыс. автомобилей и получить положительный финансовый результат.
В группе "ГАЗ" планируют произвести в 2012 году столько же легких коммерческих автомобилей, как и в прошлом, то есть 105 тыс. штук, и сохранить на уровне 2011 года финансовые показатели.
Эксперты не уверены, что им удастся вернуться к прибыли в этом году, возможно, на это потребуется больше времени. Однако Удалов указывает, что "АвтоВАЗ" и группа "ГАЗ" вполне разумно увеличивают сейчас затраты с перспективой отбить их в будущем. На ГАЗе уже запустили производство Skoda Yeti и дальше будут расширять сборку иностранных моделей. "АвтоВАЗ" начал сборку новых Lada Granta и Lada Largus, идут работы с Renault-Nissan по другим моделям.
"Рост затрат того же "АвтоВАЗа" разумный. На заводе понимают, на что тратятся деньги. Сейчас не та ситуация, которая была перед кризисом, когда продажи падали, государство финансировало завод, было непонятно, как из "этого" выбираться. Сейчас имеется четкий план, ясно, какие новые модели и когда будут запущены, более-менее понятно, как они будут продаваться", - говорит Сергей Удалов.
Что касается "КамАЗа", то рынок грузовой техники растет, российский автозавод растет вслед за ним.
"В этом году ситуация у завода лучше по объемам продаж, чем в прошлом году. Кроме того, "КамАЗ" объявил о программе по сокращению затрат", - говорит Удалов.
По итогам шести месяцев 2012 года "КамАЗ" продал почти 20 тыс. грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 21,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Как указывают на заводе, себестоимость продаж выросла на 8,9% до 47,012 млрд рублей. Прибыль от продаж выросла в 14 раз - с 260 млн рублей до 3,7 млрд рублей.
Sollers работает в прибыль благодаря расширению портфеля иностранных моделей автомобилей, которые она собирает по контракту на своих мощностях. Так, SsangYong начал собирать новый модельный ряд, увеличив тем самым продажи и прибыль - свою и партнера Sollers, указывает Андрей Рожков. Продажи автомобилей группы Sollers (бренды UAZ, SsangYong и Isuzu) в первом полугодии 2012 года увеличились на 23% до 46,8 тыс. штук. При этом продажи автомобилей SsangYong выросли на 63% почти до 15 тыс., а продажи внедорожников УАЗ - на 14% почти до 32 тыс. штук.
Фото:
ВЗГЛЯД.РУ