← Логистика, грузы

Затяжное падение Калининградского морского рыбного порта

Затяжное падение Калининградского морского рыбного порта
В то время как грузооборот портов Балтийского бассейна увеличивается, по портам Калининградского региона прослеживается резкое снижение объемов перевалки грузов. ФГУП "Калининградский морской рыбный порт не стал исключением в данной ситуации. По результатам работы за пять первых месяцев текущего года объем перевалки грузов в порту снизился на 46% по отношению к аналогичному периоду 2011 года, и составил 644,5 тыс. тонн против 942 тыс. тонн. О массовых поставках рыбы в рыбный порт давно уже забыли. Цифры говорят сами за себя: всего в первом полугодии 2012 года перегружено 19 222 тонн рыбопродукции против 48 209 тонн за аналогичный период прошлого года.
Рыбаки упорно избегают поставлять свои уловы в Калининград, предпочитая направлять суда в Санкт-Петербург.
"Мы не от хорошей жизни идем в Питер и выгружаем рыбу на холодильники там, тратя дополнительные четверо суток на переходы туда и обратно, - говорит генеральный директор ЗАО РПК "Рыбфлот-ФОР" Владимир Серенков. - Опыт доставки уловов в более удобный для нас Калининградский морской рыбный порт крайне отрицательный. Наш БАТМ поставил в Калининград 1300 тонн рыбы из зоны Марокко. Выгружали ее 2,5 месяца в "африканском варианте". Это когда выгрузишь 30-50 тонн на продажу и ждешь, пока не продадут в регионе, и не появится новый покупатель. В конечном счете, пришлось загрузить нереализованную в Калининградской области рыбопродукцию на вагоны и отправить ее в центральную Россию, где она неконкурентоспособна, поскольку из-за транспортировки по территории Литвы и Белоруссии ее стоимость увеличивается на 15-20 процентов".
Калининградская область в силу своей небольшой территории неспособна "переварить" большие объемы рыбопродукции. По словам Владимира Серенкова, в лучшем случае в месяц его компания могла реализовать 400 тонн рыбы. Зная о весьма ограниченных возможностях калининградского рынка, портовики, в свою очередь, не хотят брать рыбу на холодильники. В этих условиях привлечь рыбаков в Калининградский рыбный порт может только возможность продажи своей продукции на основной территории России. Без решения вопроса снижения железнодорожных тарифов сделать это практически невозможно.
"По большому счету, только целевое предоставление скидок на перевозки всей номенклатуры грузов по железной дороге на первом этапе сможет удержать клиентов порта, а в дальнейшем и привлечь новых грузовладельцев, в том числе и рыбаков, - рассказал "Рыбацкой газете" заместитель генерального директора Калининградского МРП Константин Гонышко. - Наши расчеты показывают, если применить к ставкам перевозки грузов уменьшающие коэффициенты от 0.5 до 0.8, ожидаемый прирост грузооборота, в том числе и по рыбной продукции может составить 35 процентов. Очень многое здесь зависит от тарифной политики не только Литвы и Белоруссии, но и Российской железной дороги.
Россия в течение последних двух лет 4 раза повышала железнодорожный тариф, Литва, кстати, лишь единожды.
Если федеральное правительство действительно заботит социально-экономическое развитие Калининградской области, что мешает с учётом анклавности региона не повышать железнодорожные тарифы на грузоперевозки в калининградском направлении, либо предоставить скидки по всей номенклатуре грузопотока".
Подтверждением того, что Россия имеет потенциал установления тарифов в сторону понижения, стал сравнительный анализ тарифов, приведенный на состоявшемся в Калининграде в конце июня Круглом столе по вопросам сотрудничества Литвы и Калининградской области в целях привлечения дополнительных грузов. Он показал, что уровень тарифов в направлении портов Калининградской области значительно выше, чем в направлении других портов Балтии и Северо-Западного региона.
Более высокие тарифы на перевозку грузов в направлении Калининграда по отношению к другим российским портам Балтийского региона хоть и основная, но не единственная причина потери груза.
"Нужно учитывать и более высокую стоимость аренды вагонов для калининградских грузов по сравнению с арендой вагонов по однотипным грузам для других портовых регионов России.
Владельцы вагонов крайне неохотно выделяют их для калининградского направления из-за отсутствия обратной загрузки,
- говорит Константин Гонышко. - Существует и проблема возврата НДС, процедура которого более сложная и длительна по времени".
Руководство Калининградского морского рыбного порта уверено, что без государственной поддержки проблему загрузки мощностей предприятия не решить. Чтобы привлечь внимание федерального центра к одному из старейших предприятий Калининградской области, которое совсем недавно, 21 июля, отметило свой 65-летний юбилей, в Первопрестольную ушло уже не одно обращение за подписью директора порта Александра Белько. Рассчитывают в порту и на поддержку региональной власти. Впрочем, к ней у калининградских рыбопромышленников накопилось немало претензий.
"Складывается устойчивое впечатление, что областное правительство поставило крест на рыбохозяйственном комплексе региона, - заявил на недавнем заседании Совета Союза рыбопромышленников Запада президент СРПЗ Эрнст Смелов. - Отрасль действительно переживает далеко не лучшие времена: вылов в океанической зоне сокращается, береговые рыбоперерабатывающие фабрики в состоянии перманентной стагнации, Калининградский морской рыбный порт простаивает из-за отсутствия грузов и вынужден сокращать рабочие места. Но кому, как не губернатору области обозначать эти проблемы в федеральном правительстве и на других площадках федерального уровня. Ведь обусловлены они, прежде всего, анклавным положением Калининградской области, а значит, и решены могут быть только в Москве. Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Нам приходится самим "пробивать" нужные калининградским рыбакам, портовикам, рыбопереработчикам решения в федеральных органах власти, не получая при этом, в отличие от других приморских регионов, никакой поддержки со стороны областного руководства".
Фото: Korabley.net
Fishretail.ru