← Логистика, грузы

О мультимодальных узлах и логистических компаниях

О мультимодальных узлах и логистических компаниях
Одной из первых в рамках Международного авиатранспортного форума прошла конференция "Мир - Россия - Регион в грузовых авиаперевозках". Первая сессия - "Грузовые авиаперевозки - главный тренд глобальной логистики" была посвящена собственно перевозкам и их роли в современной экономике. Вторая - "Грузоперевозки - ключ к успеху: от аэропорта к мультимодальному хабу" - необходимости создания мощных транспортных узлов.
Открывавший встречу региональный директор IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) по России и СНГ Дмитрий Шамраев рассказал о месте и роли России в системе глобальных авиаперевозок. Увы, завидными назвать их нельзя. При том, что, по данным агентства Oxford Economics, воздушный транспорт России - это 649 тысяч рабочих мест, 478 миллиардов рублей ВВП, 103,2 миллиарда рублей налогов, а по числу перевозимых пассажиров (71 миллион человек) занимает девятое место в мире, по индексу развитости путей воздушного сообщения мы где-то в хвосте четвертого мирового десятка. И это в то время, когда
доходы западных компаний от грузовых авиаперевозок втрое выше, чем от продажи билетов I класса, и всего на два процента меньше доходов от продажи билетов бизнес-класса (львиную долю авиапирога приносит экономкласс - 70 процентов), и по воздуху, в ценовом измерении, перевозят 35 процентов мирового транспортного груза.
Так что увеличение потока грузовых авиаперевозок - важный экономический индикатор развития государства.
Для скорейшего участия в дележе рынка нам, уверен Шамраев, необходимо начать с перевода грузовых документов на электронную основу. "Мы пока еще не потеряли свой потенциал и не должны этого допустить", - заключил он.
О том, что делается в Ульяновской области для удержания и развития этого потенциала, рассказали глава Ульяновского филиала ОАО "Особые экономические зоны" Денис Барышников и вице-премьер регионального правительства Вильдан Зиннуров. Первый презентовал потенциал ПОЭЗ, позволяющий до 30 процентов сократить издержки инвесторов и крайне выгодный для авиаперевозчиков (чего только стоит топливозаправка без НДС). Второй, отметив, что в области в развитие инфраструктуры авиаперевозок будет вложено 7,73 миллиарда рублей, рассказал об ульяновском инвестиционном климате. "Правительство региона делает все, чтобы Ульяновск стал авиационной столицей. Наша область должна стать абсолютным лидером в грузовых авиаперевозках, для этого трансформируется региональное законодательство и создаются условия для привлечения инвесторов", - подчеркнул Вильдан Зиннуров.
Закончилась сессия и вовсе на оптимистичной ноте. Исполнительный старший вице-президент по продажам авиакомпании AirBridgeCargo Вольфганг Майер отметил, что Россию уже в ближайшее время должен ждать заметный скачок грузовых авиаперевозок, вызванный глобальным ростом электронных заказов, которые в стране пока не развиты.
Но в современных условиях грузовые авиаперевозки не могут полноценно развиваться без развития мультимодальной логистики. Об этом и говорили участники конференции на второй сессии.
Открыл ее замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, отметивший, что среди 12 инициатив разработанной в прошлом году Минтрансом концепции развития грузовых перевозок есть и посвященная теме сессии. По сути, любой аэропорт мультимодален изначально - на его территории есть, как минимум, два вида транспорта: авиа и авто. Но этого мало, так как для создания полноценного мультимодального узла необходимо два условия: базирование в порту авиакомпании и, главное, логистического оператора. Крупнейшие из них работают по принципу "от двери - к двери", осуществляя доставку груза без участия его хозяина разными видами транспорта, по единому документу и с использованием сквозного тарифа. Из-за отсутствия таких операторов
в России по пути мультимодального хаба идет только Москва,
да и то полноценным назвать его нельзя, так как и в столицу, и из нее в регионы большинство грузов идет одним и тем же путем - воздушным.
Итак, что мешает России развивать мультимодальную логистику? Отсутствие операторов, отсутствие необходимых инфраструктур в большинстве региональных аэропортов и их негибкая ценовая политика, проблемы стыковки между разными видами транспорта, законодательные проблемы регулирования как рынка грузовых авиаперевозок, так и логистической деятельности, отсутствие технологии e-freight (международный стандарт безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок пока апробируется у нас только в трех аэропортах - Москва, Красноярск и Новосибирск - и только для международного транзита):
Выступавшие затем генеральный директор аэропорта Париж-Ватри Юрий Бусаан и управляющий директор аэропорта Лейпциг-Халле Дирк Нотхер только подтвердили необходимость наличия логистического оператора, рассказав, как их предприятия буквально за два десятка лет выросли "с нуля" при участии одного из лидеров логистического рынка DHL. Представитель другого крупного игрока - Panalpina - Йорг Сейферт пояснил, почему мощные логистические операторы не идут в Россию. "Для нас главное - скорость, а у вас очень тяжело с таможенными процедурами и с электронным документооборотом, сопровождающим перевозки...".
Выход подсказал первый заместитель генерального директора ООО "Международный таможенный брокер" Александр Зюзин. По его мнению, ситуацию исправит только появление федерального оператора мультимодальной логистики с единым информационным пространством и единым документооборотом.
Как видим, в первую очередь конференция касалась Ульяновска и аэропорта "Ульяновск-Восточный". Именно он является готовым мультимодальным хабом мирового уровня. Тем более, когда на территории ПОЭЗ заработают предприятия технического обслуживания воздушных судов мировых брендов. Но где взять логистического оператора и как ускорить введение e-freight? Остается надеяться, что эти вопросы получат скорейшее разрешение, как и их предшественники, поднятые на МАТФ-2011. Пока же в Лейпциг-Халле складские площади занимают 48 тысяч квадратных метров, в то время как на "Ульяновск-Восточном" - три тысячи:
P. S. Год назад в компании "Волга-Днепр" была создана инженерно-логистическая служба, занимающаяся мультимодальной доставкой грузов. Пока еще только тех, которые в итоге будут перевезены самолетами компании.
Фото: Volga-Dnepr Group
AviaPort.ru