Россия теряет на плохих дорогах миллиарды долларов ежегодно
Каждый дополнительный процент транзита товаров между Европой и Азией через Россию добавил бы в нашу экономику 1 млрд долл., подсчитали деловые круги на саммите АТЭС во Владивостоке. Но зарубежный бизнес не решается на такой транзит: никогда заранее не скажешь, сколько времени займет перевозка.
На сегодня Россия де-факто исключена из транспортно-логистических цепочек АТЭС - на ее долю приходится менее 1% транзита товаров между Европой и Азией (объем ежегодной торговли между регионами превышает 1 трлн долл. и постоянно растет).
Дело не только в плохих дорогах и неудобных железнодорожных маршрутах. Неэффективность таможенных процедур отбрасывает Россию на 160 место в мире по удобству международной торговли, оценил Всемирный банк. "Моя компания занимается перевозками по всему миру, но транзитом через Россию не пользуется, хотя очень в этом заинтересована, - признался глава крупной логистической компании Wachsmuth & Krogmann (создана в 1797 году) Матиас Краних. - Проблема в том, что заранее невозможно предсказать, сколько времени займет перевозка. Потенциальная экономия 10-12 дней при транзите - это хорошая возможность, но это возможно только при надежных, стабильных и предсказуемых перевозках, а для этого необходимо улучшать железнодорожную систему".
Наземная инфраструктура для перевозки товаров в странах АТЭС развивается далеко не такими темпами, как морская. В ближайшие годы необходимо довести качество наземных перевозок хотя бы до европейского уровня, задались целью бизнес-круги стран-участниц. Сегодня на заседании Делового консультативного совета (ДКС) АТЭС Россия представила результаты годичного исследования достаточности развития транспортно-логистической системы. В соответствии с выводами, уровень контейнеризации международной торговли постоянно повышается, увеличивается скорость оборота контейнеров. В результате инвестиции в портовую инфраструктуру и морские перевозки в отличие от наземных растут.
Наиболее перспективные проекты: развитие транзита в Европу, что требует инвестиций в наземные перевозки в западном Китае, развитие транзита через Транссибирскую магистраль, а также через Северный морской путь.
По словам главы ДКС, председателя совета директоров группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, "каждый процент торговли между Европой и Азией, проходящий через нашу территорию, будет приносить в российскую экономику около миллиарда долларов, однако такие проблемы, как отсутствие полноценного электронного документооборота, системы "одного окна" на таможне, а также неэффективная диспетчеризация, не дают нам возможность пока увеличить свою долю на этом рынке".
По словам главы Jardine Matheson Holdings Энтони Найтингейла, представляющего в ДКС Гонконг, "благодаря высокому уровню личной вовлеченности г-на Магомедова, транспортно-логистическая проблематика стала одним из успехов ДКС в 2012 году, и обсуждение этой темы позволят улучшить цепочки поставок в регионе в интересах всех экономик".
РБК