← Автосервис, запчасти, шины

Грузовой шиномонтаж: балансировка для больших колес

Грузовой шиномонтаж: балансировка для больших колес
Сегодняшний разговор касается только балансировочного оборудования. Дело в том, что два года назад журнал Auto-sib.com уже публиковал статью о том, как организовать пункт замены грузовых шин. В самый разгар кризиса поставщики автосервисного оборудования говорили о том, что практически не востребованы балансировочные стенды и посты развал-схождения для грузовых колес. Предприниматели покупали только самое необходимое - бутылочные домкраты, шиномонтажный станок, вулканизатор для ремонта серьезных повреждений и расходные материалы. Но это было в то время, когда транспортные компании и владельцы независимых пунктов замены грузовых шин считали каждую копейку. Причем считали весьма своеобразно - покупку балансировочного стенда считали слишком дорогим удовольствием, а ускоренный износ шин и связанные с этим расходы заказчиков в расчет, как правило, не принимались. Какова ситуация сегодня?
Начнем с организационных моментов. Полноценный пункт замены грузовых колес уже невозможно разместить в обычном вагончике. Потребуется хотя бы небольшой бокс. Найти такое помещение не проблема. Сложнее подобрать место в городе, куда могли бы беспрепятственно подъехать несколько фур с полуприцепами либо тяжелых самосвалов. Помимо чисто физической пропускной способности, площадка должна быть удобной для транспортников, то есть располагаться неподалеку от крупных магистралей и шоссе, по которым разрешено движение грузового транспорта. Выбор площадок получается не столь большой - придется либо осваивать выезды из городов либо располагаться в помещениях оптовых баз, бывших АТП и так далее.
"Чаще всего на выездах из крупных городов располагаются независимые пункты грузового шиномонтажа. Там проще арендовать или построить помещение и нет проблем с подъездом. Но владельцы таких пунктов, как правило, не оказывают услуги по балансировке колес. Да и спрос на эти услуги у них не высокий, - отмечает директор компании "Автосервисное оборудование" Михаил Тимошенко. - У них высокая доля случайных клиентов, у которых в дороге прокололось или лопнуло колесо".
На полную замену колес в такие пункты приезжают, как правило, частники - владельцы одного грузовика. Это далеко не самая платежеспособная категория клиентов. Что касается владельцев больших автопарков, то они предпочитают организовывать собственные пункты замены шин. Именно они чаще всего и занимают наиболее удобные площадки для грузового шиномонтажа.
"Если компания имеет в собственности несколько фур зарубежного производства и хоть какое-то помещение для выполнения ТО, то уже есть смысл ставить собственный грузовой шиномонтаж, - уверен Михаил Тимошенко, - Замена одного колеса с балансировкой обходится в сумму около 1500 рублей. Замена шин  на одном автопоезде стоит уже более 10 000 рублей. Так что оборудование по замене шин довольно быстро окупит себя даже при обслуживании собственного парка. Если же попытаться раскрутить шиномонтаж и привлечь клиентов со стороны, то вы получите вполне самостоятельный вид бизнеса, причем с неплохой рентабельностью".
Видимо, большинство владельцев транспортных компаний рассуждают примерно в таком же ключе, поскольку именно они являются основными покупателями полных комплектов шиномонтажного и балансировочного оборудования для грузовиков.
"Профессиональные грузоперевозчики очень хорошо умеют считать деньги. Они знают, сколько стоят сегодня импортные шины для грузовиков и к каким последствиям может привести поездка на несколько тысяч километров на автомобиле с разбалансированными шинами. Их не надо убеждать в том, что балансировочный стенд нужен", - говорит Евгений Ровнов, менеджер компании "Импакт-Сибирь"
Окупаемость
С точки зрения срока окупаемости балансировочный стенд для грузовых шин конечно не столь выгоден, как шиномонтажный станок. Стоимость замены грузовой шины на диске  (диаметр от 21 до 26 дюймов) составляет в среднем от 500 до 600 рублей. Балансировка колеса стоит в среднем около 300 рублей - в два раза меньше. При этом в балансировке реально нуждаются далеко не все грузовики. К примеру, отечественные грузовики, ещё советского образца, которые продолжают использовать недорогие диагональные шины, совсем не требовательны к дисбалансу колес. На этих шинах и с этими дисками даже очень серьезный дисбаланс водитель не заметит. Впрочем, доля таких грузовиков среди тех, кто меняет колеса на шиномонтажных пунктах, сегодня не велика. Самих автомобилей становится всё меньше, и их владельцы чаще всего самостоятельно занимаются и ремонтом, и обслуживанием данной техники.
Евгений Ровнов говорит, что и на более современных грузовиках дискомфорта от вождения на колесах с дисбалансом не наблюдается.
"Допуски по балансировке грузовых колес довольно высокие, отсюда и нежелание подавляющего большинства владельцев грузовиков тратить лишние деньги на балансировку. Колеса тяжелые, скорости передвижения не очень высокие, поэтому многие владельцы в ответ на предложение сделать балансировку говорят, что у них и так всё в порядке. На самом деле это не так.
Дисбаланс колес, конечно, не влияет на износ шин так же сильно, как неправильные углы установки колес, но он отражается на ресурсе деталей подвески,
- отмечает он. - Так что если владелец грузовика не уделяет внимания состоянию ходовой части, это неизбежно приводит к увеличению эксплуатационных расходов. Причем увеличение расходов в разы превышает стоимость своевременной балансировки колес и регулировки развал-схождения".
Из чего выбрать?
Выбор балансировочных стендов на рынке оборудования для шиномонтажа грузовых автомобилей довольно широк. В нижнем ценовом сегменте лидерство по представленности на рынке удерживает небезызвестный российский стенд СБМП-200 (Sivik).
"Это добротный стенд, с отличным соотношением "цена-качество". К тому же применение дополнительных конусов позволяет использовать его не только для работы с грузовыми шинами, но и с легковыми. Станок успешно балансирует колеса диаметром до 24 дюймов и весом до 200 кг. Оборудован лифтом для подъема грузовых шин, а также дисплеем. Кроме того, разработчики станка учли чисто российские особенности эксплуатации и включили в его комплектацию блок защиты от перепадов напряжения", - рассказывает Михаил Тимошенко.
"В нижнем ценовом сегменте традиционно конкурируют китайские и российские производители балансировочных стендов.
Наша компания в последние годы отдает предпочтение российскому оборудованию. Оно немного дороже китайского, однако опыт эксплуатации показал, что СБМП-200 более надежен. Кроме того, постпродажный сервис у российских производителей оборудования отлажен намного лучше, чем у китайских", - дополняет Евгений Ровнов.
В верхнем ценовом сегменте представлены различные стенды итальянского и немецкого производства: Sicam, Sice, Hofmann и многие другие.
"Стоимость стенда HofmannGeodyna 980 L из-за роста курса евро сегодня составляет почти 300 000 рублей. Российский стенд стоит дешевле - 200 000 рублей. Впрочем, функциональные возможности немецкого стенда намного выше. В частности, он работает с колесами диаметром до 30 дюймов и весом до 275 килограммов. Есть запатентованная программа оптимизации плавности хода, удобный ЖК-дисплей. Однако высокая цена стенда отпугивает потребителей, заказывают его крайне редко", - говорит Евгений Ровнов.
"Импортное оборудование для шиномонтажа грузовых автомобилей покупают, как правило, крупные транспортные компании, имеющие в собственности большой парк современной техники. В таких компаниях предпочитают один раз инвестировать в самое надежное оборудование, чтобы оно потом работало долгие годы. Предприниматели, организующие грузовой шиномонтаж как самостоятельный вид бизнеса, начинают работать на недорогом оборудовании, и если бизнес уже успешно развивается, то покупают более дорогие стенды", - добавляет Михаил Тимошенко.
Продавцы оборудования все же стараются убедить клиентов в том, что шиномонтажное оборудование для грузовой техники должно быть максимально качественным. Замена колес на одном автопоезде стоит немалых денег. Если вдруг у вас сломался станок, то вы можете лишить себя половины месячного дохода буквально за 1-2 дня простоя.
Сегодня, в среднем, на 3 шиномонтажных станка продается 2 балансировочных.
Это уже больше, чем два года назад. Новые предприятия, которые создаются в этом сегменте, нынче стараются закупать полный комплект оборудования. Специалисты уверены, что в скором времени грузовой шиномонтаж без балансировочных стендов попросту исчезнет как класс, поскольку не смогут конкурировать с новыми участниками рынка, предлагающими полный спектр услуг.
Фото: Sicam
Auto-sib.com