Как мини-НПЗ пережили введение налогового режима "60-66"
Налоговый режим "60-66" снизил экспортную пошлину на нефть с 65% до 60%, зато повысил пошлину на тёмные нефтепродукты (мазут и битум) с 40% до 65% от пошлины на нефть. А топочный мазут и прямогонный бензин - основная продукция небольших НПЗ. Сокращение разницы между пошлинами на нефть и нефтепродукты должно было заставить крупные нефтяные компании инвестировать в развитие вторичных процессов переработки нефти. В то же время рентабельность мини-НПЗ должна была значительно уменьшиться, а в перспективе такие заводы должны были и вовсе закрываться.
Но достичь задач введения этого налогового режима не удалось. Вывоз из страны тёмных нефтепродуктов в I квартале вырос по сравнению с I кварталом 2011 года на 25% до 39,4 млн тонн, а доля светлых нефтепродуктов сократилась на 11% до 27,4 млн тонн. Увеличились и закупки нефти на мини-НПЗ. Так, в мае поставки сырья для мини-НПЗ по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" выросли на 5,8% по сравнению с маем и составили 214,2 тыс тонн. Рост продолжился и в следующие летние месяцы, говорят данные ценового агентства Argus. Среди предприятий, увеличивших поставки - Славянский битумный завод, Анжерская нефтегазовая компания, "Сибросьпереработка".
Некоторые представители самих заводов словно бы и не слышали мрачных пророчеств относительно будущего своей отрасли и вполне оптимистично смотрят на собственный бизнес.
- Мы сумели эффективно организовать свою работу в условиях лабильности данной отрасли, что дает нам возможность развиваться дальше, - говорит генеральный директор ОАО "Первый завод" (Калужская область) Павел Булгаков, отмечая, что малые предприятия способны конкурировать даже с предприятиями ВИНК "за счёт гибкости".
Однако не все коллеги по отрасли разделяют оптимистичный столь взгляд на вещи. Так, по мнению, председателя совета директоров Антипинского НПЗ Дмитрий Мазурова, мини-НПЗ представляют собой "абсолютно нежизнеспособную форму": такие предприятия не решают проблемы глубокой переработки нефти и повышения качества нефтепродуктов, не позволяют достичь уровня переработки нефти с высокой эффективностью.
- Конечно, можно построить мини-НПЗ по дорогостоящим технологиям, которые позволяют поддерживать высокое качество нефтепродуктов и обеспечивать глубокую переработку нефти, - отмечает он. - Однако это представляется абсолютно нерентабельным, поскольку годовой объем переработки мини-НПЗ не превышает 500-700 тыс тонн, а, следовательно, период окупаемости затрат, связанных с внедрением современных технологий, будет чересчур длительным - 20-30 лет.
Кроме того, интеграция России в европейское сообщество и стремление к современным экологическим стандартам неминуемо ведут к тому, что требования к промышленной безопасности и экологии в нефтепереработке ужесточаются существенным образом, отмечает Дмитрий Мазуров.
С этим согласен и Андрей Вишняков технического директора расположенного в Ростовской области перерабатывающего предприятия "Неклиновскнефтепродукт". По его словам, к настоящему моменту половина предприятий региона закрылась, будучи не в силах выполнять "требования надзорных органов по выполнению нормативов".
- Строительство необходимой инфраструктуры, установка очистных сооружений, проведение защитных мероприятий, автоматизация процессов, соблюдение требований безопасности - все это не по силам предприятиям подобного уровня, - говорит он. - Сам завод стоит недорого, в общей сумме затрат это 5-10%. остальное - железнодорожные и автоналивные эстакады, обеспечение безопасности. Неудивительно, что переработка только падает, заводы закрываются.
По мнению Андрея Вишнякова, выходом могло бы стать увеличение глубины переработки на основе дешёвых альтернативных технологий.
- Например, выпуск товарных бензинов не при помощи смешения присадок, а на основе изомерации алканов, - уточняет он, - Но получить доступ к ним для малых предприятий зачастую проблематично.
Задевают мини-НПЗ и все проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в нашей стране. Среди основных называют проблемы с получением сырья - перебои с добычей нефти у независимых поставщиков, с перевалкой и погрузкой, со своевременным получением вагонов-цистерн, высокие объемы налогов на имущество, большие сроки получения разрешений на проектную документацию, чрезвычайно большой объём контролирующих органов. Кроме того, представители предприятий в один голос твердят о кадровом голоде - нехватке квалифицированных специалистов-технологов, особенно в провинции. По словам представителей НПЗ "Терек", именно нехватка кадров стала причиной долгосрочных (по полгода) простоев в работе этого завода.
Помочь здесь могла бы государственная поддержка. По мнению Павла Булгакова, необходимы налоговые послабления, с учетом большой капиталоемкости производства, например льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль на период 5-6 лет с момента выхода на проектную мощность, упрощение формальных процедур (например, сокращение числа необходимых разрешений и согласований, выдаваемых контролирующими органами, сокращение сроков рассмотрения).
Впрочем, сейчас ведомства наоборот обсуждают повышение пошлин на экспорт нефтепродуктов.
Новый налоговый режим в отрасли может выглядеть как "55-75" (то есть снижение экспортной ставки по нефти до 55% и повышение её для нефтепродуктов до 75% от нефтяной).
Есть ли в свете всего этого хоть какие-то перспективы у мини-НПЗ? По мнению Дмитрия Мазурова, их существование может быть оправдано там, где они находятся максимально близко к месту потребления нефтепродуктов. Например, при удаленных экспедициях, т.е. в тех районах, куда нет возможности поставлять топливо, столь необходимое для эксплуатации техники. В подобных условиях основной задачей мини-НПЗ будет являться обеспечение горюче-смазочными материалами (дизеля - для техники, мазута - для отопления).
Генеральный директор компании "Алгоритм. Топливный Интегратор" Виктор Костюков также отмечает, что заводы, которые обеспечивают работу нефтедобычи в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой, производящие топливо для генерации, сохранят свою роль и в дальнейшем.
- Надо отличать такие мини-НПЗ от чисто коммерческих, которые не могут производить топливо, удовлетворяющее требованиям технического регламента - говорит он. - У вторых перспективы, на мой взгляд, нет никакой. Их сбыт обеспечивается лишь за счет "бодяжников", покупающих дешевое низкокачественное топливо и разбавляющих им топливо более высокого качества. Но усиление контроля за качеством нефтепродуктов со стороны государства скоро не оставит им шансов. Множество таких заводов работают по различным "серым" схемам, и рано или поздно на них выходят контролирующие органы.
Впрочем, полагает генеральный директор исследовательской группы "Петромаркет" Яков Рудерман, при нынешних ценах на нефть и нефтепродукты они могут функционировать и вполне легально, выпуская ту продукцию, которую могут продать на рынке - прямогонный бензин, который идет на экспорт, печное топливо, которое используется на внутреннем рынке, мазут.
- Такие предприятия имеют свою нишу, и рядом с ними всегда есть близкие потребители, которые купят эту продукцию, - полагает он.
Существует в малой нефтепереработке и теневой бизнес, часто - криминальный. Одна из распространенных схем - переработка нелегальной, а проще говоря, ворованной нефти. Показателен пример Самарской области, где в ближайшее время должен состояться суд над главарем банды врезчиков в нефтепроводы Алексеем Измайловым. Преступная группа делала врезки в магистральный нефтепровод "Альметьевск-Куйбышев 2" и выкачивала "чёрное золото". В фигурирующем в уголовном деле эпизоде сообщники за четыре дня вывезли на машинах с полуприцепами 179 тонны нефти. По оперативным данным, данная нефть поступала на одно из нефтеперерабатывающих предприятий региона - "Эликс брокер", в настоящее время обанкротившееся. Причём компания использовала в том числе и легально приобретённую нефть, а на ворованное сырье всегда имелись поддельные документы.
Случаи хищений нефти не редкость и в других регионах - так, о происшествиях на своих трубопроводах в Оренбургской области и Нижневартовске областях сообщала "ТНК-ВР". Об обнаруженных врезках в магистральные нефтепроводы регулярно сообщает "Транснефть". По данным "Нефтетранспортной территории",
одним из наиболее проблемных регионов в этом отношении является Дагестан. По оперативным данным из 25 зарегистрированных на ее территории мини-НПЗ работает 18, из них лишь два получают легальное сырье.
Остальные, по документам, везут нефть из Калмыкии. При этом Дагестан находится на втором месте по количеству обнаруженных незаконных врезок в нефтепроводы - по данным "Транснефти", в 2011 году их было 33.
По мнению экспертов, использование "серых" и откровенно криминальных схем делает малый нефтеперерабатывающий бизнес настолько рентабельным, что его не убьёт никакой налоговый режим. При этом обнаружить, что предприятие работает на нелегальном сырье зачастую непросто: достаточно "разбодяжить" топливо от различных поставщиков - и никакая экспертиза не поможет обнаружить ворованную нефть. К слову сказать, правоохранительные органы и не всегда имеют возможность провести дорогостоящую (около 30 тыс рублей) экспертизу.
Так что говорить, что российские мини-НПЗ находятся на грани вымирания, несколько преждевременно - эти предприятия всё ещё существуют и многие из них всерьез намерены так или иначе бороться за свое выживание.
Фото: ООО Техстрой
Нефтетранспортная территория