Минтранс удешевит ГЛОНАСС для перевозчиков в три раза
Минтранс принял принципиальное решение дать возможность перевозчикам объединить в одной коробке обязательные к установке телематические устройства, которыми в скором времени предстоит оснащать автомобили. Речь идет об интеграции таких устройств, как аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (обязательна к установке с 1 января 2013 года для пассажирского транспорта и перевозчиков опасных грузов), устройств экстренного оповещения об авариях ("ЭРА-ГЛОНАСС" обязательно к установке с 2015 года) и тахографов (обязательны к установке перевозчиками людей и грузов с апреля 2012 года).
- Каждый последующий прибор уже будет включать в себя предыдущий, - рассказал "Известиям" замминистра транспорта Алексей Цыденов. - Текст приказа Минтранса "Об утверждении требований к средствам навигации ГЛОНАСС/GPS, предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и опасных грузов" проходит регистрацию в Минюсте. В нем мы прописали минимальные требования не только для устройств, упомянутых в названии документа, но и для терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС". Соответственно производитель может, руководствуясь этими требованиями, выпустить совмещенный прибор.
Требования к тахографам, по словам Цыденова, пока не утверждены, но и этот прибор, во многом аналогичный авиационному "черному ящику", в перспективе будет совмещать в себе навигационные и телематические функции.
Решение Минтранса устроить конвергенцию всего необходимого к установке оборудования напрашивалось, поскольку коммерческие перевозчики неустанно критикуют намерения регулятора оснастить их целым набором новых девайсов, возложив при этом на перевозчиков все затраты по их приобретению, установке и эксплуатации. Немалые трудности в плане подготовки регулирующих процесс документов испытывает и сам Минтранс. Так, упомянутый Цыденовым приказ "Об утверждении требований к средствам навигации ГЛОНАСС/GPS..." планировалось выпустить еще в прошлом году. А проект постановления правительства РФ "О создании системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" в июле отказалось согласовывать Минэкономразвития, дав отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия.
- Пока закона о внедрении системы "ЭРА-ГЛОНАСС" нет, говорить о внедрении соответствующей аппаратуры смысла нет, потому что на согласовании такие документы могут пребывать годами, - говорит исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Если говорить о действующих нормативных документах, то есть требования иметь отдельно средство навигации ГЛОНАСС/GPS и отдельно тахограф.
Мы еще в прошлом году в рамках совета по автомобильным перевозкам, созданного при Минтрансе, ставили вопрос: зачем нужен тахограф, если все те же функции выполняются оборудованием ГЛОНАСС/GPS?
Оно также определяет, когда ты стоял, когда двигался, с какой скоростью. Поэтому решение Минтранса интегрировать устройства, возможно, родилось на основании наших вопросов. Теперь важно понять, сколько будет стоить такое интегрированное устройство. Если оно будет стоить как одно из них, а не как три вместе, тогда это, возможно, выход для перевозчиков.
Свешников отметил, что при изменении концепции оснащения транспортных средств телематическим оборудованием важно вовремя унифицировать законодательство:
- Есть закон "О техрегулировании", есть технический регламент, есть постановления правительства, есть закон о внедрении ГЛОНАСС. Выпуская новые документы, нужно не забывать изменять старые, иначе получится, что одна контролирующая инстанция будет требовать один прибор, другая - второй и третий, еще одна - все, в интегрированном виде. И каждая будет ссылаться на действующий документ или инструкцию.
В компании "НИС ГЛОНАСС" знают о решении Минтранса разработать интегрированное устройство.
- Это логичное решение, поскольку в трех этих устройствах много общего, - если ставить три разных, то получится неэффективное задействование компонентов, - пояснили в компании. - Три устройства в сумме стоят сейчас от 45 тыс. рублей, а единое будет стоить 15 тыс. На подготовку технических требований для такого устройства требуется около полутора месяцев. Думаю, мы способны завершить эту работу в течение ноября этого года.
Фото: Scania