Куда ведет ГЛОНАСС
За последние годы развитие навигационных технологий на базе ГЛОНАСС набирает обороты, причем устойчивый рост сохранится в течение ближайших 15-20 лет. Особым спросом пользуется двухсистемное оборудование ГЛОНАСС/GPS, в том числе и на мировых рынках, поскольку существенно превосходит по своим характеристикам любую отдельно взятую систему. Однако до сих пор ГЛОНАСС сохраняет роль второй, резервной системы GPS.
На сегодняшний день проведена большая работа по развитию и внедрению системы ГЛОНАСС в России, однако для привлечения отечественного бизнеса в данный сектор экономики требуются более интересные условия. Ведь впереди реализация таких масштабных и значимых проектов, как "ЭРА-ГЛОНАСС", Интеллектуальная транспортная сеть, система платности дорог, социальный ГЛОНАСС и т.д. Сегодня уже существуют коммерческие организации, которые обладают необходимой инфраструктурой для реализации этих проектов, но государство предпочитает создавать все с нуля.
Как ни велика наша Родина, однако просторов ее недостаточно для такого значимого и масштабного проекта, как ГЛОНАСС. Одним из основных условий для успешной коммерциализации ГЛОНАСС является эффективное присутствие на мировых рынках: в этом вопросе государство и бизнес должны консолидировать свои усилия. Необходимо создавать льготные условия для российского бизнеса и инвестиций, для разделения рисков и ответственности между разными секторами экономики. Лишь немногие участники рынка телематики позволяют себе сегодня инвестировать средства в инновации. Локомотивом в развитии навигационного рынка является автомобильная навигационная аппаратура и персональные мобильные приложения.
В последнее время растет спрос на сервисы, основанные на определении местоположения (LBS - Location-based service), и все большее количество людей используют сервисы навигации, что поднимает вопрос о защищенности такого рода сервисов от несанкционированного определения местоположения пользователей.
Бесспорное лидерство, за исключением военной отрасли, сохраняет навигационная аппаратура для автотранспорта.
Сегодня автомобиль является подвижным навигационно-информационным узлом.
Он создает беспроводную локальную сеть, объединяя бортовое оборудование и носимые устройства водителя и пассажиров, связывает автомобиль с внешним миром через систему мобильной передачи данных (GPRS, 3G, LTE), использует спутниковую навигацию как ключевую информацию в интересах безопасности, управления, локализации сервисов.
Интеграция телематических устройств в автомобиль обеспечивает связь в движении и реализует основные социальные и коммуникационные потребности водителей и пассажиров: всегда находиться на связи, пользоваться привычным интерфейсом, экономить время и быть в безопасности.
В перспективе произойдет качественный переход от "сети в автомобиле" к "сети автомобилей", что позволит решать новые задачи в сфере безопасности на транспорте. Например, станет возможным раннее предупреждение о ситуации по маршруту: ДТП, пробки, метеоусловия, дорожные работы или даже маневры соседних машин и др.
Мобильные приложения с функцией определения местоположения догоняют по популярности переносные навигационные устройства и позволяют определить местонахождение автомобиля, дистанционно заблокировать замки, запустить обогреватель, показать приборную панель, проверить техническое состояние автомобиля, оповестить о краже и многое другое.
Бизнес будет использовать все возможности мобильных приложений для налаживания контакта со своей целевой аудиторией. Миллионы потребителей по всему миру будут приобретать товары и услуги с большими скидками, получая информацию о проходящих поблизости акциях на экран своего мобильного телефона. Мобильные приложения позволят делиться с друзьями информацией о своем местоположении. Это поможет пользователям вместе изучать мир! Сервис будет способствовать общению с друзьями, коллегам и даже с брендами.
А если вы окажетесь в незнакомом месте, у вас не будет повода для беспокойства, поскольку в мобильном телефоне будет персональный ГЛОНАСС-гид!
Cистема экстренного реагирования при аварии - еще одна платформа для развития ГЛОНАСС в России, которая поможет сохранить тысячи жизней, как это уже происходит в Европе на базе системы e-call. В России уже с 2007 года представлены коммерческие аналоги данной системы на автомобилях "Вольво".
Уже совсем скоро с помощью телематических блоков на базе ГЛОНАСС возможно будет предупреждать о возможной аварии не только водителя, но и других участников движения, мгновенно выявлять поломки и предоставлять возможность онлайн-записи к дилеру на ТО, оплачивать парковку или платный участок дороги. А компания Google, например, тестирует автомобиль, способный передвигаться самостоятельно, благодаря данным с телематических терминалов ГЛОНАСС.
Однако все это станет возможным только при консолидации усилий государства и бизнеса. Ни бизнесу, ни государства в одиночку не под силу освоить столь масштабный проект, недаром же система называется глобальной.
Автор - директор по развитию и маркетингу телематического сервис-провайдера "Автолокатор"
Фото: Volvo Trucks
ComNews