Таможня открывает "одно окно"
В Евразийской экономической комиссии надеются, что вскоре не менее 50 % грузов, пересекающих границу ЕЭП, будет оформляться автоматически. О том, как будет выглядеть работа таможенников через несколько лет и каких изменений следует ожидать в формате наднационального таможенного законодательства, в интервью "Република" рассказал член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин.
- Владимир Анатольевич, уже почти год прошел с того момента, как начал работатьнаднациональный законодательный орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Чем она занимается?
- Наша комиссия - это совершенно новое образование на бывшем постсоветском пространстве. Аналогию можно провести лишь, пожалуй, с союзным Совмином или Европейской комиссией. ЕЭК создана для того, чтобы определять законодательство, правила игры на нашем Едином экономическом пространстве. Мы от Комиссии Таможенного союза унаследовали вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности, такие как установление ставок пошлин, ограничений на ввоз-вывоз товаров, все таможенные вопросы и вопросы технического регулирования.
Но сейчас в связи с началом функционирования ЕЭП добавилась масса новых задач. В частности, мы занимаемся вопросами согласования макроэкономических показателей, обсуждаем помощь или уровень субсидий промышленности, сельскому хозяйству, согласовываем транспортную политику, что, в частности, очень волнует Беларусь. В зоне ответственности также вопросы транспортных тарифов и другие, которые следует решать в формате регулирования ЕЭП, а это оказалось гораздо сложнее, чем Таможенный союз. Комиссия в рамках ранее заключенных соглашений занимается подготовкой выхода к 2015 году на полноценный Евразийский экономический союз. Что касается вопросов регулирования таможенного законодательства, то мне здесь немного проще. Ведь до создания комиссии мы занимались вопросами создания Таможенного союза и таможенного законодательства - Таможенного кодекса, остальных подзаконных нормативных актов и международных соглашений.
В настоящий момент комиссия просто развивает то, что было достигнуто ранее. Но при этом мы отдаем себе отчет в том, что просто механического развития ранее заложенных идей уже явно недостаточно.
- Недавно Евразийская экономическая комиссия внесла на обсуждение новые поправки в Таможенный кодекс Таможенного союза. Озвучивалось, что таковых будет около 300. Однако в деловой среде вас сразу же обвинили в том, что все корректировки, скорее, направлены на упрощение работы таможенных служб, но не бизнеса. Уместны ли такие замечания?
- У нас и ТС, и ЕЭП создавались для равных условий ведения бизнеса, для того, чтобы наши граждане могли зарабатывать нормальные деньги и повышать свой уровень жизни. Ныне действующий Таможенный кодекс, давайте будем реалистами, создавался в очень короткие сроки. Чуть больше чем за год был подготовлен проект нового масштабного документа и согласован с соответствующими министерствами и ведомствами, и не в одной стране, а в трех! И работает он уже два года. Разумеется, когда законодательство создается в таком ускоренном режиме, определенные шероховатости неизбежны. Но, хочу отметить, системных ошибок допущено не было. Поэтому все правки, которые нами подготовлены, а их действительно более 300, я бы сказал, технического характера.
Действительно, в деловой среде звучала критика в адрес работы рабочей группы с акцентом на том, что в ее работе принимали участие только таможенники, поэтому те поправки, которые были подготовлены, учитывают интересы только госорганов, не принимая во внимание потребности и чаяния бизнеса. Такая критика далека от истины. Во-первых, в рабочую группу входят представители не только таможенных служб, но и министерств экономики, финансов, транспорта и промышленности государств - членов Таможенного союза. Во-вторых, рабочая группа и созданная при ней экспертная группа обсуждали и прорабатывали поправки, внесенные от государств - членов Таможенного союза, как официальные позиции сторон.
- Какие принципиальные поправки было предложено внести в документ?
- Мы немного сокращаем количество документов по таможенному декларированию товаров. В частности, исключаем необходимость представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, то, что у нас недавно еще называлось "паспортом сделки". Кроме этого, устанавливается возможность на уровне национального законодательства разрешать декларанту не представлять отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе когда такие документы могут быть получены таможенными органами путем обращения к информационным ресурсам государственных органов. Сокращаются сроки осуществления отдельных таможенных операций, таких как регистрация таможенной декларации, выдача свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.
Но
самое главное - в Таможенный кодекс Таможенного союза будут инкорпорированы нормы нескольких международных договоров в таможенной сфере.
На сегодняшний день у нас законодательство ТС и ЕЭП состоит из 18 международных соглашений, и после доработки Таможенного кодекса их будет, как минимум, на три меньше. Процесс совершенствования таможенного законодательства непрерывный, он проводится как в трехстороннем формате, так и каждой страной самостоятельно. В настоящий момент рабочая группазавершает работу над проектом протокола, который содержит поправки, внесенные сторонами еще задолго до разработки этих новаций - в конце 2011-го - начале 2012 года. Но, на наш взгляд, сейчас надо просто завершить работу и приступить к следующему этапу совершенствования таможенного законодательства ТС, с учетом уже новых приоритетов и новаций, выработанных как в Беларуси, России и Казахстане, так и в ЕЭК.
- Не так давно стало известно, что в ближайшие два года ЕЭК планирует фактически заново переписать Таможенный кодекс Таможенного союза. Почему возникла такая необходимость, каких изменений стоит ожидать?
- Да, действительно, в планах ЕЭК - разработка модернизированного Таможенного кодекса Таможенного союза. Это решение базируется на объективных предпосылках и соответствует текущему этапу развития экономической интеграции наших стран. Наши коллегии, отвечающие в ЕЭК за вопросы интеграции, уже ведут работу по созданию кодифицированного законодательного акта, который будет включать в себя все имеющиеся правовые нормы, определяющие функционирование ЕЭП. Мы полагаем, что также настал момент и для создания нового модернизированного документа, который уже будет учитывать опыт нашей предыдущей работы и перспективы, приоритеты, которые позволят сделать большой шаг вперед и вплотную приблизить наши страны к прототипу евразийской интеграции - Европейскому союзу.
Новая редакция ТК ТС будет базироваться и на таких аспектах, как сокращение национальных сегментов таможенного регулирования, совершенствование электронного декларирования, изменение подходов к применению информационных технологий, ставя в приоритет применение электронных документов над бумажными. Предполагается и совершенствование таможенного контроля за счет оптимизации применения системы управления рисками, а также автоматический выпуск товаров. Чтобы решение о вовлечении товара в экономический оборот на территории страны принимал не человек, а компьютер - специальная программа, которая анализирует поступившие данные из декларации и принимает решения.
Таможенным службам стран ТС следует полностью уйти от субъективного человеческого фактора.
Чтобы не было такого: принеси мне бумажку, которая подтверждает сведения, заявленные в одной из деклараций.
В таможенной декларации 54 графы, так что, если таможенник начнет требовать дополнительные бумаги, процесс оформления груза может растянуться на недели. Мы хотели бы все перевести по максимуму на автоматическое оформление -
после 2015 года минимум 50 % всех пересекающих границы ТС товаров должно оформляться в автоматическом режиме.
Мы видим, что 90 % товаров, идущих через границу, - это товары, которые перемещаются законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности, и ни эти товары, ни сами участники не создают проблем таможне. А вот таможенники должны иметь возможность сосредоточиться на оставшихся 10 %, где есть потенциальный риск, и там проводить контрольные операции.
Понятно, что это потребует изменения всех наших информационных технологий, и не только таможенных. Важно, чтобы к этому подключились наши коллеги, которые выдают различные разрешения и лицензии. Чтобы субъект хозяйствования единожды подавал информацию в виде таможенной декларации в таможенную компьютерную систему и она автоматически общалась со всеми аналогичными системами различных министерств и ведомств. Ведь в таможенной декларации содержится минимум 95 % сведений, которые необходимы для получения лицензии. Какой смысл идти в министерство и, давая одну и ту же информацию, получать две бумажки, если все можно сделать через однократное предоставление информации от субъекта хозяйствования?
Так что во главу угла ставятся реализация принципов "одного окна" во внешнеэкономической деятельности и реализация принципа "одной остановки" на границе для прохождения всех служб. Это наши глобальные приоритеты, которые мы ставим перед собой. Документ очень масштабный, комплексный. Мы обозначаем горизонт, так сказать, цель, к которой нужно стремиться, но для ее достижения потребуются очень большие финансовые вложения: на компьютеры, на организацию информационного обеспечения он-лайн, чтобы министерства, банки были завязаны в одну цепочку. Чтобы действительно компьютер мог собирать информацию и буквально за секунду выдавать результат, чтобы субъект хозяйствования не тратил время, деньги, другие ресурсы во время простаивания на границе.
- Но внедрение подобных систем - это очень дорого:
- Это как посмотреть. Подсчитано, что
сокращение простоя груза на границе на один день дает увеличение национального ВВП на 1 %.
В Беларуси, конечно, никто столько на границе давно уже не стоит, мы ведем счет на часы. В среднем грузовик где-то 1,5-2 часа проводит на границе, но мы хотели бы сократить это время до получаса, а в идеале и вовсе до 15-20 минут. Нечего ему там стоять! Если это законопослушный субъект хозяйствования, который ведет свою деятельность прозрачно, то есть у него нормальная налоговая и таможенная репутация, ну какой смысл его держать?
Наоборот, ему нужно помогать, способствовать, чтобы его грузы как можно быстрее вовлекались во внешнеторговый оборот. А это, соответственно, и более быстрая уплата не только таможенных пошлин, но и других внутренних налогов. В конечном счете государство получает прибыль. Разовые вложения, конечно, потребуются: на создание программного обеспечения, на компьютеризацию отдельных министерств. С одной стороны, это чувствительные траты, но общая выгода от того, что ускорится внешнеторговый оборот, увеличится поступление налогов, гораздо выше.
- Нынешняя редакция ТК ТС дала жизнь такому институту, как "уполномоченный экономический оператор". Какова будет его роль в обновленном варианте кодекса? Планируется ли расширить перечень возможностей для получения этого статуса и следует ли ожидать каких-то послаблений?
- Нет, послаблений не предвидится. Мы хотим показать бизнесу, что нужно иметь абсолютно прозрачную историю в отношениях с таможней, с налоговой инспекцией, и тогда ему будут предоставлены определенные льготы. А вот их количество мы будем расширять. Уже сегодня пересекающие границу товары предоставляются уполномоченному оператору в пользование на срок до месяца - это время, за которое он должен осуществить платежи. То есть субъекту хозяйствования предоставляется фактически беспроцентная отсрочка таможенных платежей.
Что мы хотим еще упростить для уполномоченного экономического оператора? Да просто доверять им еще больше, чтобы прямо с границы товар шел на склады предприятий, где они по своему усмотрению вовлекали бы его в переработку или отправляли на продажу. А взамен мы хотим видеть абсолютно чистую бухгалтерию. Чтобы предприятие раз в месяц уплачивало все необходимые платежи, само вело учет поступивших товаров и чтобы при случае мы могли сверить эти данные с таможенной базой данных. Чтобы проверка, приходящая время от времени на предприятие, могла сказать: да, у вас все чисто и красиво, вы абсолютно честно себя ведете, поэтому льготы за вами сохраняются. С другой стороны, на пути не самых добропорядочных участников поставить надежный заслон.
- Насколько велико число участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в получении статуса экономического оператора?
- Заинтересованных много, другое дело, что далеко не всем предоставляется такое право. Мы в Беларуси впервые ввели институт "Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности", как он тогда назывался, в виде эксперимента в 2004 году. В 2007-м его легализовали на уровне указа главы государства. Первым такой статус получило витебское предприятие "Марко", и его пример показывал, почему с таможней выгодно работать открыто и честно, какие это дает экономические преимущества. Сейчас таких участников в Беларуси уже 387, но в России и в Казахстане таковых гораздо меньше. Для наших партнеров по ЕЭП - это абсолютная новелла. Если говорить в количественном выражении, то у нас число операторов обозначается трехзначной цифрой, у соседей пока только двухзначной.
- Владимир Анатольевич, в последнее время вы выступаете в роли активного поборника отхода от бумажного документооборота в таможенном деле и внедрения прогрессивных технологий, в частности, предварительного информирования о грузах. Насколько готовы службы трех государств к работе в новом формате?
- Предварительное информирование развивается, и вполне успешно. В Беларуси оно было введено с 17 июня нынешнего года, и пока ни одной жалобы на то, что это ущемило чьи-то права или создало дополнительные неудобства, не было. Фактически предварительное информирование - это один из элементов электронного документооборота. Я продолжаю настаивать на том, что если мы в течение ближайших нескольких лет не автоматизируем таможенные процессы, то таможенные службы просто захлебнутся во внешнеэкономическом потоке грузов, которые идут через границу. У нас просто нет другого пути, раз уж автоматизируются производственные процессы, роботы собирают автомобили, то почему компьютер не может обрабатывать простую таможенную декларацию? Мы хотели бы в этом вопросе начать с экспорта - направления, представляющего наименьший риск.
Белорусская таможенная служба, равно как и банковские структуры, в плане информатизации достаточно продвинутая. В стране неплохо организовано их взаимодействие, вплоть до того, что можно вести учет платежей, которые участники ВЭД осуществляют в автоматическом режиме. Но я пока вижу проблемы с другими нашими коллегами, которые выдают различные документы. Кстати, есть еще один важный момент: как только решение о выдаче или невыдаче тех или иных разрешений будет принимать компьютер, необходимость в лице, которое выдает бумажные документы, отпадет.
- Стоит ожидать недовольства сродни движению луддитов?
- Определенного саботажа я не исключаю. Конкретный человек, который сидит в разрешительной системе, прекрасно понимает, что в случае автоматизации процессов он лишится рабочего места. Когда вместо 10-20 человек, которые занимаются выдачей разрешений, необходимо будет 3-4 для обслуживания системы, это может вызвать определенное противодействие.
- Скажите, много ли существует нестыковок в национальных таможенных законодательствах Беларуси, России и Казахстана, насколько они мешают интеграции таможенных служб? Будут ли предприняты в новой редакции ТК ТС попытки сблизить законодательства и сократить количество отсылочных норм?
- В идеале должно существовать только союзное таможенное законодательство. Но поскольку в настоящий момент продолжается переходный период, к этому мы придем не сразу. К примеру, в самом ТК ТС заложено более 80 отсылок на национальные законодательства. То есть в самих статьях кодекса указано, что такой-то вопрос регулируется таким-то пунктом национальных законодательных актов. В особенности это касается порядка взимания косвенных налогов и сборов. От таких отсылок мы постараемся уйти по максимуму, ведь в таможенном законодательстве экономического объединения не должно быть национальных особенностей, и, конечно же, постараемся обеспечить единую правоприменительную практику. Это будет сделать гораздо сложнее, чем обеспечить единое законодательство на бумаге.
Надо заметить, что к моменту создания ТК ТС опыта работы по единому таможенному законодательству и на единой таможенной территории тогда еще не было. Параллельно разрабатывались международные договоры по другим важным для стран вопросам, таким как распределение и зачисление ввозных таможенных пошлин, применение единых мер технического регулирования. Единый таможенный тариф тогда содержал в себе достаточно большой перечень изъятий, а речи о возможной унификации валютной и налоговой политики государств - членов Таможенного союза вообще не было.
Поэтому в ТК ТС и получилось так много отсылочных норм на иные международные соглашения и национальное законодательство государств - членов Таможенного союза. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Таможенный союз сформирован, таможенные службы трех стран, каждая на своем участке таможенной границы Таможенного союза, защищают наши общие, союзные интересы. Мы с пониманием относимся к тому, что существует ряд переходных моментов, которые невозможно исключить автоматически. Например, до сих пор сохраняется принцип резидентства, то есть каждый субъект хозяйствования каждой страны оформляется только на своей таможне. Но когда будут созданы законодательные условия для того, чтобы исключить этот принцип, законодательство должно стать действительно единым.
Фото: News.21.by
TKS.ru