← Коммерческий транспорт

КМУ: комплексный подход оправдан

КМУ: комплексный подход оправдан
Рынок грузовых автомобилей с КМУ в России находится в стадии становления. Пока его объем несравненно мал, но высокая динамика указывает на огромные перспективы в ближайшем будущем. К тому же он неоднороден. Почему данная техника получает все большее распространение, разбирался корреспондент Auto-sib.com.
Известно, что на дорогах развитых стран около четверти грузовиков оборудованы крано-манипуляторами. Причина такой популярности кроется в банальной экономии. При оценке экономической эффективности выясняется, что использование автомобилей, оснащенных КМУ, выгодно. Идея совместить подъемное оборудование в единое целое с грузовиком сказывается на экономии топлива, уменьшении затрат на обслуживание, ремонт, оплату труда водителя и оператора. В целом, эксплуатация автомобиля, оснащенного крано-манипуляторной установкой, экономически привлекательна.
"Главное преимущество в возможности использовать один автомобиль для погрузки, перевозки и разгрузки. Если грузовой автомобиль не оснащен КМУ, потребуется еще одна машина для осуществления погрузо/разгрузочных работ (чаще всего автокран), а это дополнительные расходы - как минимум ГСМ и работа водителя-оператора автокрана, - говорит Дмитрий Андреев, начальник отдела маркетинга PALFINGER СНГ. - Безусловно, есть и минусы: установка КМУ на грузовую машину увеличивает ее снаряженную массу и соответственно уменьшает общую максимальную массу перевозимого груза. Однако достоинства этого решения в подавляющих случаях перевешивают недостатки".
При этом на развитых рынках пошли далее в совершенствовании этой спецтехники. Стали выпускаться автомобили с увеличенной грузоподъемностью: для этого устанавливают КМУ на длиннобазных автомобильных шасси. Другой вариант - когда мощную КМУ устанавливают на раму седельного тягача, к которому зацепляют двух-, либо трехосный полуприцеп.
В отечественных условиях степень распространения грузовиков с КМУ ограничена. Сейчас доля затрат на погрузку в себестоимости услуг отечественных грузоперевозчиков либо в продукции строителей не такая значительная, чтобы начинать задумываться о замене парка автомобильных кранов на грузовые автомобили, оснащенные КМУ. Впрочем, в строительном и в транспортном комплексе есть другие источники экономии. Стоимость топлива в России так же не подошла к запредельной черте, стоимость рабочей силы не слишком высока. Да и собственно первоначальная цена на кран-манипулятор показывает, что данное изделие является довольно дорогим в сравнении с автокраном. Но тем не менее, популярность КМУ растет с каждым годом.
Помогла распробовать грузоперевозчикам и строителям преимущества автомобилей с краном-манипулятором японская б/у техника марок Tadano и Unic, которую начали ввозить из Страны восходящего солнца еще в 90-е годы прошлого века. В некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока этой технике принадлежит неоспоримое лидерство. Отметим, что основными покупателями такой спецтехники являются индивидуальные предприниматели, на их жаргоне грузовой автомобиль с КМУ называют "воровайкой". Для выполнения грузоперевозок эта категория потребителей выбирает малотоннажную спецтехнику, преимущественно б/у японскую. Это грузовая техника с универсальными качествами, ее грузоподъемность не выше 3 тонн, а вылет стрелы до 10 метров. Сейчас на вторичном рынке хорошо представлены, помимо японских, также и корейские модели. Для тех, кто предпочитает все же новую технику, в данном сегменте - огромный выбор, причем произведенной на отечественных заводах как на отечественных, так и на зарубежных шасси. По данным экспертов, сейчас соотношение на региональном сибирском рынке б/у и новой техники не в пользу последней. Однако сколько бы надежной и качественной она ни была, физический износ постепенно делает свое дело, и доля новой техники со временем будет только возрастать.
Есть и другая категория потребителей, которым требуется более крупная техника, - грузовые автомобили, оснащенные КМУ с г/п от 5 до 7 тонн и вылетом стрелы до 25 метров и выше, а также для шасси г/п от 10 тонн.
В сегменте с большей грузоподъемностью несколько иной состав заказчиков. Здесь уже потребителями выступают предприятия разных отраслей хозяйства. "Выделяется несколько категорий заказчиков грузоподъемного оборудования - в зависимости от того, в какой отрасли работает компания. В нефтегазовой отрасли используются самые разные краны-манипуляторы - от HIAB 026T и HIAB 033Т малой серии, которые выполняют роль вспомогательного оборудования на спецавтомобилях, до кранов-манипуляторов HIAB тяжелой серии.
В строительных и энергетических компаниях наибольшим спросом пользуются КМУ средней серии с грузовым моментом от 10 до 22 тм, в меньшей степени - тяжелые манипуляторы с грузовым моментом свыше 22 тм. К средней серии относятся краны-манипуляторы в три сложения - HIAB 111, HIAB 122, HIAB 144, HIAB 166 и HIAB 211, а также телескопические краны с тросовой подвеской крюка моделей 160T и 190T, - отмечает Юлия Мусатова, специалист по маркетингу компании CARGOTEC RUS LLC (г. Санкт-Петербург).
Дмитрий Андреев из PALFINGER СНГ замечает:
"Наибольшей популярностью уже несколько лет пользуются модели с грузовым моментом 15-16 тм - PK 15500, PK 16001-K и ИМ 150. Основными потребителями этих установок являются строительные компании и компании, осуществляющие грузоперевозки. Установки ИНМАН широко применяются в нефте-газодобывающей отрасли. Есть модели, которые специально предназначены для определенного применения, например, крано-манипуляторы серии T для эвакуаторов".
Почувствовав рыночную конъюнктуру в этом сегменте, отечественная промышленность освоила выпуск КМУ на отечественных и импортных шасси. Среди них есть ряд успешных коммерческих проектов. Этот пример стал заразительным и для такого производителя как КАМАЗ, который на шасси Mitsubishi Fuso пробует себя в сегменте различных надстроек, в том числе и КМУ. Количество заводов, выпускающих автомобили с крано-манипуляторами, растет. И это естественный рыночный ход событий.
Производство грузовых автомобилей с КМУ у нас не имеет достаточно длительных традиций и глубоких корней. Поэтому одним из важнейших моментов развития этого сегмента спецтехники является партнерство с зарубежным производителем КМУ. Многолетний опыт производства высокотехнологического оборудования - залог высокого качества и конкурентоспособности манипуляторных установок такого совместного производства.
"Успешно освоено производство спецтехники с кранами-манипуляторами производства Южная Корея, - отмечает Сергей Волик, заместитель директора ГК "Спецавтотехника" (Екатеринбург). - Их рыночный успех обусловлен следующим: высокими грузовыми характеристиками, оснащением рабочих органов гидроприводом, удобным расположением места оператора, а также многофункциональностью и универсальностью оборудования".
Отметим, что на данном предприятии освоен выпуск КМУ на шасси отечественного производства корейских марок Kanglim и Dongyang. Это - хорошаяальтернатива японской б/у техники.
"Наша компания - официальное представительство австрийского концерна PALFINGER в России и СНГ и дистрибьютор КМУ одноименной марки, она также производит крано-манипуляторы на российском заводе ИНМАН, входящем в состав концерна. Реализация крано-манипуляторов происходит через дилерскую сеть. Наши дилеры самостоятельно осуществляют монтаж КМУ на шасси различных марок и продажу готовых грузовых автомобилей заказчикам", - говорит Дмитрий Андреев.
Совершенствование захвата
Развитие данного сегмента спецтехники происходит по двум направлениям. Помимо крюкового захвата, в отрасли растет выпуск установок с гидроманипуляторами. Потенциал у крана-манипулятора с гидроприводом на оголовке стрелы увеличивается еще больше за счет применения навесного оборудования.
"Особого внимания заслуживают бурильно-крановые установки JUNJIN SA 040C на шасси КАМАЗ-4326 или 43114. Данная машина сочетает в себе 4х-тонный кран с длиной стрелы 12,8 метров и буровое оборудование, позволяющее бурить на глубину до 10 метров, и диаметром до 1000 мм. Неоспоримым преимуществом этой машины является радиус бурения (расстояние от оси вращения поворотной колонки до места бурения): он составляет 9,6 метра. Кроме этого, машина имеет кронштейны для перевозки опор и гидроразводку для подключения ручного гидроинструмента. Все рабочие органы бурильно-кранового оборудования управляются с одного места оператора, - отмечает Сергей Волик из ГК "Спецавтотехника". - Данная техника заслужила положительную репутацию у энергетиков, строителей, связистов и многих других специалистов. Немаловажную роль в приобретении спецтехники играет финансирование и гарантия на оборудование".
Практика показывает, что КМУ с гидрофикацией и навесным оборудованием особую популярность завоевали в энергетике - они используются для того, чтобы пробурить отверстия под сваи, прокопать траншею или подняться на люльке для высотных работ на электрических столбах. Если компания специализируется в строительстве или перевозке стройматериалов, то для загрузки паллет с кирпичом или мотков с проволокой пригодятся паллетные вилы или захват для кирпича.
Гидроманипулятор рассчитан на интенсивную и быструю работу, поэтому его конструкция включает дополнительный распределитель и РВД. Основная задача здесь связана с тем, чтобы избежать перегрева масла и, следовательно, необходимости снизить темп работ. Оснащение строительного крана гидроприводом к оголовку стрелы не уменьшает его грузоподъемность или скорость. Но есть некоторые особенности, которые при выборе типа КМУ нужно принять во внимание. Второе направление - увеличение грузовысотных характеристик КМУ, совершенствование механизмов и уменьшение веса кранов.
Дмитрий Андреев приводит пример кранов Palfinger новой серии K - PK 7001-K, PK 11001-K, PK 16001-K, PK 24001-K. Эти установки имеют ряд преимуществ по сравнению со своими предшественниками. Более низкий вес крана с одновременно увеличенной грузоподъемностью как в сравнении с моделями КМУ предыдущего модельного ряда PK, так и с аналогами других марок. Благодаря сниженному весу КМУ, исключается перегруз передней оси шасси, снижается вероятность поломки автомобиля, повышается грузоподъемность автомобиля. Система Power Link - рычаг между основной и вспомогательной стрелой, который улучшает грузовысотные характеристики установки. Необслуживаемая система выдвижения стрелы за счет установки пластин скольжения. Плавающий подпятник стоек опор способствует более надежному контакту стойки опор крана с землей, не повреждается дорожное покрытие. Простая и надежная система защиты от перегрузки крана OSK. Защитный рукав шлангов гидравлики. Отдельный клапан управления стойками опор. При работе крана повышается удобство и безопасность.
А в марте 2012 года PALFINGER начал выпуск новых КМУ серии High Performance для эвакуаторов. PK 13500T и PK 17500T - это усовершенствованные модели, которые сменят популярные краны PK 12000 T и PK 18000 T. Новые КМУ укомплектованы системой выдвижения стрел, не требующей технического обслуживания. Необслуживаемая система стрел значительно сокращает объем работ по ее обслуживанию, снижая общую стоимость эксплуатации крана. Кроме того, она обеспечивает плавное выдвижение и втягивание стрел и предотвращает загрязнение рабочего пространства автомобиля смазкой. Грузоподъемность новых моделей КМУ стала больше на 10 % по сравнению с их предшественниками.
Фото: Palfinger.com
Auto-sib.com