← Безопасность и страхование

Ответственность за безопасность на транспорте должна быть межведомственной

Ответственность за безопасность на транспорте должна быть межведомственной
Совсем недавно вступил в силу Федеральный закон N 131-ФЗ, направленный на усиление безопасности на водном транспорте. Чуть позже начнут действовать поправки в закон о железнодорожном транспорте, устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) и др. О значимости этих нововведений "РБГ" рассказывает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов.
Виталий Борисович, что подтолкнуло законодателей к принятию этого закона?
В последнее время на ряде видов транспорта произошли крупные катастрофы. Специалисты транспортной отрасли тяжело переживают каждый подобный случай. Но вот произошла трагедия, и все огульно начали критиковать минтранс. Однако не все зависит от него. Если в стране действуют либеральные законы относительно безопасности на транспорте, минтранс бессилен. Поскольку запрещено проверять предприятия на предмет соблюдения правил безопасности чаще чем один раз в три года. Вот и владелицу "Булгарии" проверяли раз в три года, и чем это закончилось? Но эти правила устанавливал не минтранс, а минэкономразвития.
Новый ФЗ-131 в части, касающейся поправок в КВВТ, перераспределяет государственные функции между Ространснадзором и Росморречфлотом. На базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства созданы администрации речных бассейнов (АРБ), которые призваны осуществлять портовый контроль, госрегистрацию судов в судовых реестрах РФ и реестре арендованных судов, госрегистрацию спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей, навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, содержание судоходных гидротехнических сооружений и др. Сделана попытка восстановить трехступенчатую систему контроля: внутренний (на уровне собственника транспортного средства), ведомственный и надведомственный: последний - уже, скорее, не контроль, а надзор - в компетенции Ространснадзора. Его специалисты могут проверять предприятие, если есть основания полагать, что портовый контроль дал необъективную информацию.
Кстати, 30 августа, в первый день действия закона и, соответственно, работы системы государственного портового контроля, на внутренних водных путях РФ проверено 27 судов. Инспекторами портового контроля выявлено более 70 нарушений обязательных требований безопасности, в том числе 13 случаев выявлены на пассажирских судах.
Представители бизнеса, в том числе и транспортного, и так жалуются на обилие проверок. А их вал все нарастает, вот теперь и на предмет безопасности станут проверять раз в год, то есть в три раза чаще...
Вполне возможно, что налоговая инспекция, санэпидстанция, МВД и прочие организации действительно замучили бизнес проверками по своей линии. А в плане безопасности царило полное попустительство. Судите сами: что такое проверка раз в три года, да еще с предупреждением о ней за 2 недели? За это время можно все "грехи" подчистить, всеми необходимыми бумагами обзавестись и жаловаться потом, что бизнес "кошмарят".
И здесь возникает еще одна проблема. Лет двадцать назад в России было 200 тысяч транспортных предприятий, и для их контроля было задействовано 12,5 тысячи инспекторов транснадзора. Сейчас предприятий - полмиллиона, а инспекторов осталось всего 5500 человек. Но минфин и это количество посчитал избыточным и спустил циркуляр о сокращении их числа на 25%. На 100 тыс. км внутренних водных путей полагается 800 инспекторов - и что они могут сделать?
Другой вопрос - их мотивация к качественной, беспристрастной проверке.
Инспектор с зарплатой 15-17 тыс. рублей приходит проверять капитана речного судна или летчика, у которых заработок выше на порядок - полтора...
При таком раскладе не исключаю, что он действительно начнет "кошмарить" объект проверки. Поэтому считаю, что инспекторы должны получать адекватную возложенной на них ответственности зарплату и необходимый социальный пакет. Хотя бы такой, который имеют сотрудники МЧС. Тогда с них можно будет требовать и реальной отдачи. Так что проблему с обеспечением безопасности на транспорте необходимо решать на межведомственном уровне, комплексно, а не только усилиями минтранса.
ФЗ-131 также внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в разы повышающие штрафы за пренебрежение правилами безопасности. Поможет ли это, как вы считаете?
Санкции, прописанные в КоАП, были просто смехотворны: для физических лиц в среднем - 2 тыс. руб., для юридических - 50 тыс., что несоизмеримо с возможными последствиями. Только подумать: владелица "Булгарии" за гибель более ста человек могла отделаться штрафом в 50 тыс. руб.! При том что с одного рейса она имела чистый доход в 500 тысяч. Сейчас поправки предусматривают увеличение административных штрафов для граждан до 100 тыс., юридических лиц - до 500 тыс. руб. Это уже ощутимо, и предприниматель сотню раз подумает: не дешевле ли соблюдать все правила безопасности? Тем более что при повторном нарушении могут по суду конфисковать предмет нарушения - судно в данном случае.
Над чем еще намерен работать Комитет Госдумы по транспорту?
Необходимо добиться обязательного лицензирования такого вида деятельности, как разовые, так называемые заказные, маршруты. Техническое состояние транспортных средств ужасное, ездят ночами, постоянно попадают в аварии - и при этом никаких проверок!
Считаю, нужен закон о пассажирских перевозках автомобильным транспортом. В Европе, США, по крайней мере, такие законы существуют. Автотранспорт у нас в стране перевозит 70% пассажиров, но в каждом регионе свои правила допуска на рынок. А граждане одной страны должны везде иметь одинаковые по качеству услуги. Экспертная группа комитета такой законопроект подготовила, и он прошел первое чтение. А минтранс неожиданно внес в Госдуму другой проект, касающийся только межрегиональных перевозок. Попытаемся здесь прийти к консенсусу.
Самое время вернуться к обсуждению закона о транзите. На саммите АТЭС в начале сентября Владимир Путин рассказывал гостям о выгодах транзита грузов через Россию. Сейчас же грузы из стран АТР в Европу везут морем через Суэцкий канал, это лишние десятки тысяч километров, и лишь малая часть грузооборота осуществляется через РФ. В том числе и потому, что пока
нет закона, гарантирующего иностранным владельцам грузов, что их товар будет доставлен вовремя и без потерь. Проект закона давно готов, законодатели за него уже 4 года воюют с минтрансом.
Также необходим закон, регулирующий смешанные перевозки, когда груз, например, сначала идет морем, потом железной дорогой, потом автотранспортом. Над этим и другими вопросами комитет намерен плотно работать: мы поставили цель за эти пять лет закончить системное формирование правового поля в транспортной отрасли.
Фото: НМТП
Российская газета