← Спецтехника

Китайский рынок строительной техники за 10 лет

Китайский рынок строительной техники за 10 лет
Производство строительной техники является одной из важнейших отраслей Китая. За последние 10 лет этот сектор промышленности достиг небывалых результатов. Объемы производства строительной техники выросли в 6 раз! При этом заметно выросла конкурентоспособность китайских машин и доля их присутствия на мировом рынке.
"Продажи и производство строительной техники из Китая сейчас занимают первое место в мире. Техника с лэйблом Made in China сегодня встречается в любой стране мира. - заявил Ли Ин, директор отдела статистики и информации Китайской ассоциации строительного машиностроения, - за минувшие десять лет, нам удалось не только достичь общемирового уровня, но и в некоторых областях производства - выйти на лидерские позиции. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что на рынке есть китайские бренды, которые являются ведущими в мире в своем сегменте".
В 2011 году уровень доходов от продаж строительной техники составил 546,5 млрд. юаней. В 2002 году эта цифра была в 6 раз меньше, а именно - 77,3 млрд. юаней. Членство Китая в ВТО для китайского тяжелого машиностроения стало не только главным вызовом, но и главной возможностью для развития. Именно возможности Всемирной торговой организации позволили китайским промышленным гигантам получить доступ к новейшим технологиям и качественно модернизировать собственное производство. Самую высокую динамику продаж показал сегмент гидравлических экскаваторов. В 2011 году китайские производители выпустили 173 700 экскаваторов. Это в 20 раз больше, чем в 2001 году. Высокую динамику роста показал также сегмент строительных подъемных кранов. В 2011 году китайцы произвели 35 457 единиц этого строительного оборудования, в то время, как в 2001 году, в стране было произведено всего 4 000 подъемных кранов. Многие модели кранов и экскаваторов были разработаны с нуля и запущены в массовое производство. Речь идет о таких машинах, как: роторная буровая установка, вездеходные тяжелые колесные автокраны, установки подземного горизонтального бурения, тоннелепроходческие щиты и так далее.
Не менее впечатляющие результаты показывает КНР и в области экспорта и импорта машиностроительной продукции.
Сегодня Китай является третьей в мире страной по объемам экспорта строительных машин.
Объем экспорта данной техники в денежном выражении составляет на конец 2011 года 740 млрд. долларов, в то время, как в 2002 году этот показатель составлял лишь 15,9 млрд, долларов США. При этом, более 20 % экспорта приходится на 15 моделей ключевых экспортных моделей техники. За последние 10 лет общий объем импорта и экспорта строительной техники Китая вырос почти в 8 раз. При этом объем импорта вырос более чем в 3 раза, а объем экспорта более чем в 20 раз. Таким образом, китайской промышленности удалось совершить гигантский скачок от дефицита торгового баланса в размере 1,298 млрд. долларов в 2002 году, до профицита в размере 6.864 млрд. долларов в 2011 году.
На протяжении многих лет, строительная отрасль Китая зависела от импорта. Чтобы изменить ситуацию, ведущие промышленные предприятия КНР, при политической и финансовой поддержке со стороны правительства страны, на протяжении нескольких лет проводили целенаправленную политику по изучению и внедрению в производство новых технологий. В итоге, уровень присутствия строительной техники собственного производства значительно вырос. В 2009 году Китай обеспечивал потребности своего строительного рынка на 88,5%.
Настоящего прорыва удалось добиться производителям Китая в сегменте тяжелых машин. Сегодня в стране производятся 200-тонные гидравлические экскаваторы, бульдозеры мощностью 525 л.с., фронтальные погрузчики грузоподъемностью 12 тонн, многоосные вездеходные автокраны грузоподъемностью от 500-т до 1000-тонн, гусеничные краны, грузоподъемностью от 1000-3000 тонн, установки для бурения диаметром штока до 12 метров. В настоящее время Китай имеет возможность производить до 26 видов продукции тяжелого машиностроения, которые традиционно используются на международном рынке. Это тяжелые гусеничные краны, вездеходные автокраны, карьерные бульдозеры, мощные автобетононасосы. Данная техника уже сегодня продается в десятках стран мира.
Рост конкурентоспособности китайских брендов
До 11-го пятилетнего плана на рынке экскаваторов в Китае безоговорочно доминировали иностранные бренды. Из 33,000 единиц, проданных в 2004 году, 27,000 единиц принадлежали иностранным брендам, что составляло боле 81%. За время 11-й пятилетки, в Китае предприятия, производящие экскаваторы, в том числе Sany, Liugong, Xiagong, Longgong, Yuchai Heavy Industry и Sunward, интегрировались с ведущими мировыми производителями, обновили парк оборудования и сделали качественный рывок вперед. В 2011 году общий объем продаж отрасли составил около 170,000 единиц, а доля иностранных брендов на рынке Китая упала ниже 60 процентов. Тем самым, китайские производители не только заняли комфортные позиции на внутреннем рынке, но и начали активно осваивать международный рынок.
Производитель автокранов и многоосных полноприводных кранов XCMG в 2008 году экспортировал 6 088 единиц, заняв первое место по этому показателю в мире, а общие объемы продаж достигли 28 627 единиц Производитель колесных фронтальных погрузчиков, компания Liugong, продала в 2009 году 149 000 единиц техники, также занимая первое место в мире по этому показателю. Эта компания внесла весомый вклад в долю импорта фронтальных погрузчиков из Китая, сделав эту страну основным экспортером колесных погрузчиков в мире.
Интеграция в мировое производство
В последние годы, предприятия, производители строительной техники значительно улучшили свои технологии. Усилия ведущих участников рынка направлены на то, чтобы стать конкурентоспособными за рубежом, а это для китайских производителей возможно лишь при условии тесной кооперации с ведущими мировыми производителями. Простой пример: в 2008 году ежегодный доход от продаж Caterpillar, составил $ 5.1324 млрд, В этом же году доход от продаж 200 предприятий строительной техники из Китая составил всего 250 млрд. юаней. Радикальные изменения последовали в течение трех последующих лет. В октябре 2008 года Zoomlion и её партнеры заплатили 250 миллионов долларов за покупку 100 процентов акций CIFA, которая была третьей компанией в отрасли по производству автобетононасосов. В июле 2011 года, XCMG приобрела две крупные компании по производству гидравлических компонентов для экскаваторов в Германии и Голландии. В 2012 г. корпорация Sany и её партнеры приобрели 100 процентов акций Putzmeister, ведущего производителя бетононасосов в Европе, Liugong Mashinery в том же году покупает польскую компанию Huta Stalowa Wola, которая является одним из крупнейших производителей фронтальных погрузчиков и бульдозеров в Европе. На этом экспансия китайских производителей не закончилась. Компания XCMG купила компанию Schwing, встав в один ряд с Sany и Zoomlion в сегменте бетонной техники. Через слияния и поглощения китайские производители довольно быстро вышли на один уровень с ведущими мировыми игроками рынка строительной техники. В 2011 году общая стоимость продаж строительной техники Китая превысил 500 млрд. юаней, что в 2 раза больше, чем в 2008 году. И хотя расстояние между китайскими компаниями и Caterpillar всё ещё очень велико, китайские производители предпринимают довольно энергичные усилия к тому, чтобы догнать их и поменять ландшафт мировой индустрии строительной техники.
Фото: АвтоТрансИнфо
ChinaTechnika.ru