Приморью угрожает бензиновый кризис?
Возможно, вопрос пробок на дорогах Приморья решится скоро, но печально: короли бензоколонок предвещают дефицит топлива на АЗС края. В регионе, потребляющем 1,2 млн. тонн ежегодно, - недостаток ресурсов.
- Первостепенная проблема сегодня - это недостаток ресурсов в регионе. Даже растущая цена на топливо, вызывающая нарекания потребителей, не так страшна. Поскольку при отсутствии бензина и говорить уже будет не о чем, - испугал журналистов предстоящим коллапсом руководитель пресс- службы ОАО "Группа Альянс" Андрей Румянцев.
За круглым столом по вопросам обеспечения региона топливом собрались поставщики нефтепродуктов, представители розничных сетей АЗС, антимонопольной службы, администраций края и города.
Столь безрадостные перспективы вызваны растущим потреблением нефтепродуктов на Дальнем Востоке и нехваткой мощностей по выпуску бензина. По данным Андрея Румянцева, регион потребляет 1,2 млн тонн бензина ежегодно, при этом два нефтеперерабатывающих завода - Комсомольский-на-Амуре (входит в структуру Роснефтепродукта) и Хабаровский (НК "Альянс") производят общими усилиями 0,8 млн тонн.
Недостающая часть завозится из других регионов России по железной дороге, и это обстоятельство влияет и на цену, и на своевременное обеспечение местных АЗС.
В НК "Альянс" говорят, что принимают меры для наращивания объемов переработки сырья на Хабаровском НПЗ. Там уже завершен первый этап модернизации производства, в разгаре второй, призванный увеличить выпуск дизтоплива. Но "засада", как выразился представитель компании, в том, что одна модернизация предприятия не решит вопрос обеспечения региона топливом. Низкая пропускная способность железной дороги не позволит ни завезти большее количество сырья, ни отправить готовую продукцию в Приморье.
Требуется принимать и отправлять с заводских терминалов 420 вагонов с сырьем и нефтепродуктами, а по факту железнодорожная магистраль едва успевает обрабатывать до 300 вагонов в сутки.
- Мы рассматриваем возможность реконструировать подъездные железнодорожные пути к НПЗ, грузовые терминалы, а также использовать реку Амур - пустить по речной артерии баржи или танкер, - перечисляет Андрей Румянцев. - Хотя кардинально это ситуацию не поменяет - навигация по Амуру, к примеру, длится с мая по ноябрь. И затраты, которые предстоит понести компании на реализацию этих проектов, огромны. Они отразятся в конечном счете на себестоимости бензина.
Кстати, о стоимости топлива для железных коней. Андрей Румянцев высказал предположение, что крупнейший поставщик нефтепродуктов в регион - Роснефтепродукт, на долю которого приходится более половины розничного рынка, терпит убытки от продаж самых ходовых марок бензина.
- Компания "Роснефть" поставляет на рынок относительно дешевый ресурс и, насколько мне известно, несет убытки, - заметил Андрей Румянцев. - Мы также в течение всего 2011 года терпели убыток от розничной торговли бензином, такая же ситуация складывается в этом году. Мы фактически несем убыток в 50 копеек за каждый литр высокооктанового бензина популярных марок, проданных в розницу. И если производители топлива могут покрыть убытки за счет выпуска других нефтепродуктов, то у коммерсантов, занимающихся только продажей бензина, - розничных сетей АЗС - такой возможности нет. Такая ситуация может привести к сокращению количества АЗС в регионе и в итоге к очередям на оставшихся заправках.
Андрей Румянцев рассказал, из чего складывается цена на бензин. Например, регуляр-92 (рубль/литр): закупка нефти - 10,7, транспортные расходы - 4,5, переработка - 2,13, перевозка по ж/д - 1,05, доставка на базы, АЗС, арендная плата - 2,6, акциз - 6,21, НДС - 4,8. Итого себестоимость - 31 рубль 99 копеек.
- Если нефть будет дорожать, то наше последнее подорожание - не последнее, - подытожил глава пресс-службы "Альянса".
По словам приморских антимонопольщиков, участившиеся в последнее время переписывания ценников на АЗС подозрение не вызвали, все происходит в рамках закона.
- Специалисты антимонопольной службы отслеживают ситуацию на нефтерынке, да и крупные компании регулярно отчитываются о причинах повышения цен, - заметил специалист-эксперт аналитического отдела краевого УФАС Алексей Белоглазов. - Мы расследуем факты завышения ценников небольшими компаниями на мелкооптовом рынке, но это единичные случаи. Сейчас идет разбирательство. Массовыми эти явления не назовешь.
Не видят причин для отчаяния автовладельцев и власти Приморья. Представитель краевой администрации края считает, что очереди на АЗС одного оператора имеют вполне объяснимую причину - значит, у того дешевле, чем в целом по рынку.
- Я бы не стал драматизировать ситуацию, - заявил начальник отдела управления энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности администрации Приморского края Константин Рахматуллин. - На каких заправках наблюдаются очереди? Там, где бензин дешевле. Любой житель края старается заправляться по более низкой цене. На заправках "Альянса" и мелких трейдеров проблем в данный момент нет. Да, есть сложности у сети "Бензо", на это есть ряд объективных причин. Мы эти вопросы пытаемся решить.
Как уже писал "Владивосток", с начала октября на АЗС "Бензо" почти перестали заправлять 95-м. В такой же ситуации, по мнению сотрудника сети, находятся все мелкие АЗС.
По словам руководителя компании "Бензо" Игоря Лапчука,
Роснефть с понедельника полностью прекратила оптовый отпуск бензина мелким операторам,
это и вызывает перебои с топливом на АЗС "Бензо". А завозить из других регионов невыгодно. Например, себестоимость завезенного с НПЗ Уфы бензина марки 92 обойдется в 31 рубль за литр. В розницу выйдет еще дороже, на такой и покупателей не найдется.
- Мы лучше закроем наши АЗС, чем будет торговать "бодяжным" топливом или себе в убыток, - заметил Игорь Лапчук.
Фото: НК Альянс (Хабаровский НПЗ)
Владивосток