Дороги в Подмосковье признаны самыми загруженными во всей Европе
Недавно в Московской областной думе обсуждали перспективы развития автодорог области в ближайшие три года. Но начал свое выступление перед депутатами Анатолий Насонов, заместитель председателя правительства Московской области, с плохой новости: на подмосковных трассах коэффициент перегрузки близок к критическому. В час пик наступает полный транспортный коллапс - скорость движения падает до 5-10 км/ч. Подмосковные дороги - самые загруженные во всей Европе.
Власти области вынуждены признать, что уровень автомобилизации в Подмосковье достиг европейского уровня. А плотность дорог составляет только 370 метров на 1 кв. км. Это в 3-4 раза меньше, чем в развитых европейских странах. Там даже в час пик скорость движения составляет не менее 30-40 км/ч. Причины такой ситуации очевидны: плохое качество дорог. Сегодня сеть автодорог в области составляет более 38 000 км, но состояние 72% из них признано ненормативным, 40% путепроводов также нуждаются в ремонте. Кстати, тех путепроводов, которые есть сейчас, хронически не хватает. В огромных очередях на переездах автомобилисты теряют в ожидании порой по часу и более, хотя сейчас интенсивность движения поездов не очень высока. Сегодня переезды закрыты 8-10 часов в день. Но уже в ближайшее время власти хотят увеличить количество пригородных электричек и сократить интервал между поездами до 2-3 мин., тогда переезды окажутся практически совсем закрыты.
Стоит сказать еще об одной специфической проблеме подмосковных дорог: 35% в общем потоке движения занимает транзитный транспорт, а это в основном фуры-тяжеловесы, которые очень сильно разбивают дороги. Недавно на Егорьевском шоссе был продавлен путепровод, сейчас там идут большие ремонтные работы. Причина - ненормативная нагрузка. ГИБДД нашла виновника, теперь через суд областное правительство старается взыскать с виновника ущерб. И это далеко не единичный случай. По данным мониторинга, 70% тяжелой техники идет с большим перегрузом. Решение этой проблемы дорожники видят в том, чтобы создать единую систему, которая будет отслеживать и контролировать прохождение транзитного транспорта. А нарушителей за "перевес" жестко наказывать.
Но вывод напрашивается сам собой: если не начать в самом скором времени интенсивно строить новые дороги и не следить тщательно за состоянием старых, то никакие карательные меры не помогут. Похоже, это хорошо понимают и в правительстве области. Губернатор Подмосковья Сергей Шойгу практически с первых дней своего правления включил дорожные проблемы в число самых приоритетных. Однако и его предшественник Борис Громов много говорил о необходимости строительства новых дорог и ремонте старых, была даже создана перспективная целевая программа, которая, по оценкам экспертов, изначально была признана вполне успешной. Но из-за отсутствия финансирования сейчас она устарела минимум на 2 года. Поэтому новому правительству придется создавать новую программу или актуализировать старую.
Главный вопрос в дорожном деле - это вопрос денег. И он вроде бы частично решен с помощью федерального бюджета. В 2012 году на программу "Дороги Подмосковья" было выделено почти 13 млрд рублей. Возможно, до конца года цифра эта увеличится до 15 миллиардов. Однако сами дорожники признают, что освоено только 51% средств.
Причин такого торможения несколько, и все главные. Первая - проектный портфель практически пуст.
Проектировщиков не хватает либо они заламывают немыслимые цены.
Например, за проект сельской дороги в Ногинском районе длиной менее километра с местного муниципалитета проектировщики потребовали 4 млн рублей. Если учесть, что весь бюджет сельского поселения составляет 40 млн рублей в год, то такая дорога может его разорить даже при условии дотаций и субсидий от федералов и областников.
Вторая - землеотвод, оформление документации, согласование по переносу коммуникаций занимает огромное время. Как недавно признался на Госсовете Сергей Шойгу, подчас дорога уже функционирует, а документы на нее все еще согласовывают.
Еще одна немаловажная причина, тормозящая строительство новых дорог и реконструкцию старых, - это протестное движение населения, которое с каждым годом нарастает. Люди выступают против вырубки лесов под дороги и не хотят переезжать в другие места, когда вдруг оказывается, что через их дом и двор пройдет новая трасса.
"Мы зашли в тупик по трассе в Климовске и Жуковском, уперлись и не двигаемся в Подольске, - признался депутатам Анатолий Насонов, - из 13 млрд руб., которые получены в виде субсидии на этот год, почти 3 млрд не будут освоены именно по этим причинам".
По мнению чиновника, ситуация в Балашихе также близка к тупику, хотя новые микрорайоны этого подмосковного города еще заселены только на 15%. Единственный выход - реконструкция Щелковского шоссе. Но для этого нужно изъять 21 га у заповедника. С какой бурей народного гнева властям придется столкнуться в этом случае, всем хорошо известно на примере Химкинского и Цаговского лесов.
"В Жуковском уже вырублено 14 га леса. Надо вырубить еще 1,7 га, но активисты не дают, - жаловался чиновник депутатам. - Мэр запуган до смерти. Из-за этих 1,7 га не будет введен подъезд к Жуковскому и загублена перспектива решить транспортную проблему города Раменского". Выход из этого тупика правительство видит в совершенствовании законодательной базы. По-видимому, власти надеются, что после принятия соответствующих законов они смогут изымать земли у заповедников и людей под строительство дорог без шума и борьбы.
Однако, несмотря на все перечисленные проблемы и трудности, кое-что из дорог в Подмосковье будет все-таки построено и отремонтировано уже в самое ближайшее время - в 2013-2014 гг. Речь идет о вводе в строй Лихачевского шоссе, путепровода в Котельниках, автодороги Щелково-Фряново, путепроводе около Нового Ступина и путепроводе рядом со станцией Хлебниково. Чтобы полностью удовлетворить потребность в новых путепроводах и отремонтировать старые, области потребуется более 76 млрд руб.
"Мы решили сконцентрироваться лишь на тех объектах, где наблюдается интенсивное движение, - сообщил Анатолий Насонов. - За 3 года 70% из них будет отремонтировано".
Одно из приоритетных направлений в работе областных дорожников - строительство хордовых дорог.
Они смогут значительно разгрузить федеральные трассы, пустить в объезд Москвы транзитный транспорт. Всего помимо ЦКАД будет построено 6 таких хорд. Они "зацепят" главные аэропорты столицы ("Внуково", "Шереметьево", "Домодедово") и пройдут по всей территории области, не пересекая столицу. Вот главные направления:
Лыткарино-Томилино-Красково-Железнодорожный
Подольск-Домодедово-Раменское-ЦКАД
Солнцево-Бутово-Видное
Виноградово-Тарасовка
Пушкино-Ивантеевка-
Фрязино-Щелково-Лосино-Петровский
ЦКАД-Ногинск-Орехово-Зуево
Много говорили о значении для Московской области стройки века - Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и том, как было бы хорошо, если бы ее строительство и управление доверили областной администрации. Однако, как стало известно на днях, Минтранс России выступил против передачи Московской области полномочий по возведению этого объекта. По мнению ведомства, у подмосковных властей не хватит средств на его финансирование. Всего на строительство ЦКАД требуется 239 млрд руб., до 2019 г. планируется вложить 168 млрд руб. из федерального бюджета, остальные средства - из внебюджетных источников. Четверть суммы - это порядка шестидесяти миллиардов рублей - нужно найти подмосковным властям.
Фото: mmsayt.ru
Московский Комсомолец