← Топливо, масла и автохимия

Путин дал добро на очередной рост цен на бензин

Путин дал добро на очередной рост цен на бензин
Президент Владимир Путин фактически дал добро на очередной рост цен на бензин в России. Его спровоцирует ускоренное повышение акцизов на топливо более чем на планировавшиеся ранее 6%. Официально это реакция на просьбу Союза транспортников о поддержке дорожного фонда, однако аналитики связывают такую политику с желанием скорректировать крайне неуравновешенный бюджет на 2013 год. В итоге цена бензина в следующем году может вырасти еще на рубль.
В ближайшее время российское правительство проработает вопрос размера акцизов на топливо и, возможно, примет решение об их дополнительном повышении. Соответствующее поручение президент Владимир Путин дал на встрече с представителями Союза транспортников России. "Думаю, что правительство должно будет еще раз к этому вернуться и внимательно посмотреть на экономику отдельных отраслей", - приводит слова г-на Путина РИА Новости.
Участники встречи озвучили беспокойство по поводу уменьшения финансирования дорожной отрасли, которое усугубил вступивший в силу в ноябре прошлого года 338-й федеральный закон. В результате акцизы были снижены на все виды топлива. По подсчетам транспортников, торможение роста акцизов ведет к тому, что в 2013-2015 годах финансирование дорожного развития уменьшится на 100 млрд руб., а в 2016 году - на 200 млрд руб. В то же время, уверены автодорожники, на 75-80 млрд руб. сократится и объем средств, собираемый в региональные дорожные фонды.
Президент пояснил, что самым главным в решении об отмене повышения акцизов на топливо была позиция нефтяной отрасли, просившей сохранить ей доходы от продажи топлива для последующего инвестирования около 1 трлн руб. в нефтеперерабатывающие предприятия. Вместе с тем глава государства пообещал, что сокращения финансирования дорожных фондов не произойдет, тем более что "у нефтянки запас прочности определенный имеется" и сегодня к вопросу роста акцизов вполне можно вернуться.
По данным Минтранса, источниками формирования Федерального дорожного фонда на 2012 год являются бюджетные средства в объеме 270,0 млрд руб. и доходы федерального бюджета, полученные за счет акцизов на автомобильное топливо в размере 1 руб. за 1 л с 1 января 2011 года, т.е. порядка 94 млрд руб.
"Правительство рассмотрит вопрос дополнительного повышения акцизов для пополнения акцизов. Небольшой дополнительный рост предусмотрен с 1 июля 2013 года, но нельзя допустить избыточного роста цен на нефтепродукты. Поэтому рассматривается вопрос о введении дифференцированной ставки акцизов в зависимости от мировых цен на нефть", - рассказал РБК daily заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович. Ранее правительство предлагало повысить с 1 июля 2013 года ставки акцизов на топливо Евро-4 и Евро-5 в среднем на 6%.
Рост акцизов напрямую скажется на розничном рынке и цене бензина для конечного потребителя, не сомневаются аналитики. По их мнению, повышение ставок тесно связано с версткой бюджета на 2013 год, в проекте которого пока наблюдаются заметные нестыковки в расходной и доходной частях.
"Повышение акцизов на топливо может быть вызвано только нехваткой средств в бюджете", - уверен президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, следствием повышения акцизов в любом случае станет увеличение цен на бензин, которое скажется на потребителе - невозможно переложить эту нагрузку на нефтяные компании. "Насколько повысят акцизы - настолько вырастет цена", - заключает г-н Аркуша.
С ним согласен и начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. "Известно, что там в работе нестыковки в доходах и расходах - они уже всплывали неоднократно, так что вот сейчас они такими крупными мазками попытаются их урегулировать", - говорит он. По словам г-на Подлевских, "акцизный вариант" более предпочтителен для бюджета и для системы регулирования, так как, имея большую долю акцизов в конечной цене, можно влиять на цену и на различные стремления нефтеперерабатывающих заводов. В Европе, где доля акцизов - больше половины стоимости топлива, регулирование осуществляется с помощью акцизов, и мы видим, насколько эффективно это регулирование. "Хотя, безусловно, это напрямую дает повышение цены на заправках", - сказал эксперт, предположив, что
при росте акцизов на топливо на 10% цена бензина вырастет примерно на 3%.
При этом, по предварительным расчетам, повышение ставки на 1% дополнительно принесет в дорожный фонд около 10 млрд руб. дохода.
Фото: АвтоТрансИнфо