Перекресток интересов - в ожидании дорог
Многоязычием звучала на прошлой неделе Белокуриха. Только официальных языков Молодежного форума ШОС, который город-курорт принимал 30 октября - 1 ноября, было три: русский, китайский, английский. В числе участников - более шестисот представителей десяти государств-участников и наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества, а также из Белоруссии, имеющей статус партнера по диалогу. В рамках мероприятия прошел круглый стол "Приграничная торговля и транспортные коридоры".
Редкая встреча в те дни обходилась без разговоров о приграничном сотрудничестве. Целиком этому вопросу был посвящен круглый стол "Приграничная торговля и транспортные коридоры". Заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Тен, открывая мероприятие, напомнил: Сибирь рассматривается как перспективный транспортный коридор для товаров, поступающих из государств АТР в страны ЕС и обратно, а на территории Большого Алтая сходятся не только административные границы четырех государств, но также ихкоммерческие и культурные интересы. Однако возможность воспользоваться конкурентными преимуществами своего географического положения у сибирских регионов появится лишь в том случае, если будет приведена в нормативное состояние дорожная сеть и расширена пропускная способность пограничных пунктов.
На необходимости развития дорожной сети акцентировал внимание участников круглого стола и губернатор свободной экономической зоны "Цагааннуур" Онгош Нигамет (Монголия, хоть пока и не полноправный член ШОС, а лишь страна-наблюдатель, активно участвует в мероприятиях Шанхайской организации сотрудничества). Он рассказал, что МНР собирается сделать эту СЭЗ одним из крупных культурных и туристских центров Большого Алтая.
"Наша основная цель, - пояснил господин Нигамет чуть позже в интервью корреспонденту "МК", - используя расположение Баян-Ульгийского аймака между Россией и Китаем, соединить двух великих соседей экономическими и торговыми взаимоотношениями". Для этого необходимо построить асфальтированную дорогу от туристской зоны в Китае вокруг озера Канас, что принимает до полутора миллионов туристов в год (то есть от китайского пропускного пункта Хуншаньцзуй), до российских "Алтайской Долины" и "Бирюзовой Катуни" (имеется в виду Ташанта с ее выходом на Чуйский тракт и далее - к ОЭЗ). Разумеется, будущая магистраль имеет значение не только для развития туризма:
монгольские власти намерены создать в Цагааннууре крупный логистический и международный торговый центр,
где будут представлены товары из России, Китая, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также построить поблизости ряд предприятий, таких как нефтеперерабатывающий, мукомольный, деревообрабатывающий и другие заводы. (Непонятно только, как они намерены сочетать такие производства с развитием туризма). К слову, через Монголию путь, а, следовательно, и цена китайских товаров, которые сегодня поступают в Россию из Урумчи (именно этот город считается "дверью в Европу"), должны сократиться как минимум в четыре-пять раз. К осуществлению проекта по автодороге активно приступила китайская сторона, уже проложившая значительную часть современной автострады от своей границы до Цагааннуура.
Ну никак без геополитики!
С позицией России по этому вопросу участников круглого стола ознакомил советник по внешним связям министра экономического развития Республики Алтай, непосредственно граничащей с Баян-Ульгийским аймаком МНР, Андрей Архипов. Он сообщил, что в регионе имеется проект создания таможенно-логистического терминала в Ташанте. Предприниматели и власти республики также заинтересованы в развитии пункта пропуска Даян (монгольское название китайского Хуншаньцзуй) и придания ему статуса многостороннего: расстояние до него от Ташанты составляет 212 километров, тогда как до Тайкишкена (он является многосторонним с 2010-го) - более семисот. Соответственно, России выгодно и всестороннее развитие СЭЗ "Цагааннуур", и вопрос о создании транспортного коридора Ташанта - Хуншаньцзуй (Даян) представители региона неоднократно поднимали на совещаниях МКС "Наш общий дом - Алтай".
Что касается приграничного туризма, в частности, кольцевого маршрута "Алтай - Золотые горы", то проблема здесь не только в необходимости обустройства монгольских дорог (в трех других государствах они вполне приемлемы для развития туризма, в том числе автомобильного), но и в отсутствии правовых оснований для нахождения на территории МНР граждан сопредельных стран. В связи с этим было решено обратиться в правительства государств Большого Алтая с предложением о возможности открытия границ хотя бы для уполномоченных туристских предприятий, которые обеспечат свободное движение автотранспорта с туристами по главному трансграничному маршруту.
Доклад преподавателя Академии общественных наук СУАР Ху Хун Пин о развитии приграничного сотрудничества послужил поводом к вопросу доктора исторических наук из Барнаула Владимира Бойко о геополитическом подтексте участия Китая в международных проектах: "Все понимают, что КНР - лидер Центральной Азии и крупнейший партнер многих государств. Но есть одна проблема: если взглянуть внимательнее, в том числе и на проекты, касающиеся дорожного строительства, возникает впечатление - и у обывателей, и у транспортников, и у ученых, - что Китай делает это неспроста, во всем есть некий геополитический подтекст: Экономическая составляющая заметно уступает геополитике".
"Я не согласна с такой постановкой вопроса. Мы - соседи и обречены на сотрудничество, - парировала представительница Поднебесной. - А впечатление, что взаимодействие с азиатскими странами является частью скрытой геополитической стратегии Китая, складывается из-за разницы культур и менталитета, а также в результате недостатка общения: Наши отношения с Россией и другими странами ШОС строятся на взаимовыгодной основе. Мы должны больше общаться и больше понимать друг друга".
Олимпиада Большого Алтая? Почему бы нет!
Максимум возможностей для неформального дружеского общения и понимания должен предоставить соседям, особенно представителям молодого поколения стран Большого Алтая, международный туристско-спортивный фестиваль с одноименным названием. Об этом "МК" рассказал председатель Алтайской ассоциации детского и молодежного туризма Антон Сергеев, позже представивший проект на другой площадке форума, посвященной возможностям этнокультурного и экономического сотрудничества в туристской сфере. Фестиваль, идея которого принадлежит президенту Федерации спортивного туризма Алтайского края мастеру спорта СССР по туризму Евгению Горбику, будет включать массу разнообразных состязаний, от спортивного ориентирования до альпинизма, в том числе соревнования по водному, пешему и конному туризму, а также другим видам (всего около двадцати), ориентированным на проведение в природной среде. Предполагается, что первое мероприятие пройдет уже летом 2013 года на территории Монголии, далее фестиваль примут Китай, Казахстан и, разумеется, Россия. Со временем все это должно вылиться в Большие алтайские игры, некий аналог Олимпиады для неолимпийских видов.
Завершая круглый стол по приграничному сотрудничеству, заместитель губернатора Алтайского края Борис Ларин резюмировал: приграничная торговля - лишь часть приграничного сотрудничества, тем временем, несмотря на наличие соответствующего законопроекта, самого закона, регулирующего эту сторону взаимодействия стран-соседей, до сих пор нет. А потому назрела необходимость, обратившись в правительство России и Государственную думу РФ, стимулировать процесс принятия такого документа. Борис Владимирович также отметил: необходимо уделять больше внимания перспективам развития в Центральной Азии Таможенного союза ЕврАзЭС, тем более о желании вступить в него сегодня говорят другие страны-участницы ШОС, в частности Кыргызстан, возможно подключится Таджикистан, а это уже - огромное пространство.
Фото: elim.kz
Московский Комсомолец