Как пешком до Китая
Под самый конец года у автоперевозчиков Казахстана возникает проблема с выездом в КНР. Количество бланков-разрешений на пересечение границы с соседом жёстко квотировано. Они в большом дефиците. А власти Поднебесной, защищая своих грузоперевозчиков, не спешат открывать свои ворота для казахстанских бизнесменов, говорит председатель Комитета транспортного контроля (КТК) Министерства транспорта и коммуникаций РК Бахыт АБИШЕВ.
- Бахыт Шалкарович, в СМИ появилась информация, что чиновники возглавляемого вами комитета по уши погрязли в коррупции. Ваших подчинённых обвинили в том, что они создают искусственный дефицит бланков, дающих право на въезд в Китай, после чего перепродают эти разрешения автоперевозчикам, накручивая до $1000.
- Это всего лишь голословные обвинения, ни одного подобного факта правоохранительными органами не зарегистрировано. Если кто-либо располагает конкретными фактами спекуляции разрешительными документами со стороны сотрудников КТК, прошу сообщать - хотя бы по телефону доверия 117. А мы, будьте уверены, примем меры. Сообщу также, что для исключения коррупционных проявлений в распределении этих разрешительных бланков, а также во исполнение указаний главы государства мы разработали программу электронного распределения этих документов. Сейчас данная программа тестируется в пяти городах. Благодаря этому новшеству мы полностью исключим контакт между руководством транспортных компаний и сотрудниками КТК. Этот проект мы надеемся реализовать через ЦОНы уже с нового года.
- В перевозках с КНР установлены три категории бланков: разрешения вида "А" позволяют осуществлять регулярные перевозки сроком действия один календарный год до Урумчи в СУАР, разрешения вида "В" - выполнять нерегулярные перевозки пассажиров, а разрешения вида "С" дают право перевозить грузы туда и обратно один раз. И это самый востребованный вид бланков. И именно их катастрофически не хватает.
- Вы правы. По соглашению между Казахстаном и Китаем стороны ежегодно выдают друг другу по 35 тысяч таких разрешений вида "С", 700 бланков разрешений вида "А" и 1500 бланков разрешений вида "В". Эта цифра остаётся неизменной в течение последних пяти лет. Для Казахстана этого слишком мало, для Китая - слишком много. У нас одних только заявок перевозчиков на разрешения вида "С" 65 тысяч, а реально мы располагаем только половиной. Китай использует от силы 1000-1500 выделенных квот. Оно и понятно: это мы ввозим товар из Поднебесной, а не они из Казахстана. Китай увеличивать количество разрешений не спешит, он ведёт политику защиты своих грузоперевозчиков.
- На какой сезон приходится пик спроса на разрешения автоперевозок в Китай?
- Как правило, ажиотаж начинается с октября. Количество желающих ехать за грузом в Китай резко увеличивается. Что вполне объяснимо: конец года, впереди новогодние праздники. Это настоящая головная боль для нас - как распределить разрешительные документы? Ежегодно на ноябрь мы оставляем 1000-1200 бланков, это наш резерв, который мы используем в самых необходимых случаях. К тому же именно в ноябре поступают дополнительные заявки от перевозчиков. За счёт резерва мы частично удовлетворяем их потребности. К примеру, в этом году в Алматинской области резко возросло количество дополнительных заявок, образовался дефицит. Поэтому 900 бланков мы распределили между Восточно-Казахстанской, Алматинской областями и городом Алматы. Сейчас в нашем резерве осталось порядка 350 бланков. Каждый год в это время мы обращаемся к китайской стороне, чтобы они предоставили нам дополнительно 5000 бланков. Последние три года они нашу просьбу выполняли. 20 ноября состоятся переговоры по данному вопросу, и мы надеемся на положительный исход.
- Только ли из-за "несговорчивости" китайцев создаётся дефицит разрешительных документов?
- Нет, конечно. Пользуясь ситуацией, отдельные транспортные компании свои неиспользованные бланки разрешений передают третьим компаниям. А это незаконно, если компания на арендуемое транспортное средство не оформит и не получит в органах транспортной инспекции в установленном порядке карточку допуска на осуществление международных перевозок грузов и международный сертификат технического осмотра. Делают это, увы, не все. Они просто оформляют договора аренды и выдают бланки разрешений третьим компаниям для проезда привлечённых автомашин в Китай. Это является нарушением Правил разрешительной системы. Получение карточек допуска на арендуемые автотранспортные средства исключит повторную регистрацию за другим перевозчиком этих же автотранспортных средств, что, в свою очередь, исключит возможность заявления одних и тех же автотранспортных средств.
Также отмечу, что согласно Правилам разрешительной системы в выдаваемых бланках разрешений указывается только наименование перевозчика с его юридическим адресом без записи номеров автомашин. Поскольку если машина сломается или, не дай бог, в аварию попадёт, этот бланк сгорает. При существующей нехватке это роскошь. Это даёт перевозчикам определённый люфт для привлечения другой машины в случае форс-мажора.
Однако нерадивые транспортные компании, пользуясь тем, что в бланках разрешений не указываются государственные номера автомашин, передают их третьим компаниям. Мы не вмешиваемся в деятельность компаний-перевозчиков. По закону они имеют право арендовать бесчисленное количество автомашин, мы туда не лезем! То есть эта потребность искусственно создаётся.
- Пятая часть всех грузоперевозок между Казахстаном и Китаем осуществляется автотранспортом. А это настоящий Клондайк для мздоимцев:
- Вообще, этот вопрос не по адресу. Как вы знаете, в 2010 году функции транспортного контроля на границе были переданы таможенным органам. Мы оттуда фактически ушли, и теперь вся ответственность за незаконное пересечение границы возложена на плечи таможни. Особо подчеркну, что мы не располагаем какими-либо данными о злоупотреблениях наших коллег на границе.
Фото: scsgroup-consult.com
Мегаполис