Франкфурт "автомеханический"
Давно уж закончилось лето, а теперь и осень на исходе. Вместе с ними подошел к концу богатый выставками сезон. Сегодня поговорим о крупнейшей отраслевой ярмарке - Automechanika, проходившей во Франкфурте-на-Майне с 11 по 16 сентября сего года. Тем более, что один из новых разделов этой выставки ("Truck Competence") был целиком посвящен автомобильной грузовой технике.
Официальная статистика франкфуртской выставки лаконична и информативна: на ярмарке было зарегистрировано рекордное число экспонентов, а именно 4 593 компании-участника из 74 стран. В павильонах побывали почти 148 000 посетителей из 174 стран мира. А сама экспозиция разместилась на площади в 305 000 квадратных метров, заняв всю территорию Франкфуртского выставочного комплекса.
Что же было предложено вниманию посетителей? Наряду с "вечными ценностями", а именно оборудованием, технологиями, автокомпонентами, системами и т.д., на выставке были четко обозначены три новые темы, три перспективных направления (организаторы даже называют их основными):
- грузовая автомобильная техника ("Truck Competence");
- электромобили и все что с ними связано;
- профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников отрасли.
Надо сказать, что идея сосредоточить внимание на грузовой автомобильной технике пришлась по душе посетителям и участникам. Причина проста: многие автосервисные предприятия обслуживают как легковые, так и грузовые автомобили. А тут - все новации на одной площадке.
Выставка сопровождалась очень интересными и полезными презентациями. Их проводили в павильонах и на открытых площадках практически все ведущие компании.
В этом году впервые на выставке было можно:
- ознакомиться с раллийными, гоночными и испытательными грузовыми автомобилями на площадке под открытым небом между павильонами 9 и 11;
- посетить семинары по повышению квалификации в сфере металлообработки и кузовной окраски в павильоне Galleria;
- посмотреть, какие нынче предлагаются электромобили и даже испытать их на тест-драйвах на площадках Agora и перед павильоном 10.
Кстати, об электромобилях. Все мероприятия по этой тематике были подготовлены членами немецкого Федерального объединения производителей электромобильной техники, а также компанией Linde Material Handling GmbH. Майк Мэнтей, вице-президент компании, отвечающий за направление электрических систем и приводов, так прокомментировал участие в выставке: "Многие посетители спрашивали - что же делает компания Linde на выставке Automechanika? Ответ на этот вопрос простой: мы хотим показать на деле, что "электрическая мобильность" может быть реально доступной".
Весьма насыщенной и разнообразной оказалась программа дополнительных мероприятий. Среди них назовем инновационный конкурс на приз Automechanika Innovation Award, издание экологического каталога Green Directory, а также "выставку на выставке", где были представлены олдтаймеры, классические и тюнинговые автомобили и прочая интересная техника. Эта экспозиция располагалась павильоном Festhalle.
Вот как комментирует прошедший форум Детлеф Браун, управляющий делами компании Messe Frankfurt: "Рынок послепродажного обслуживания переживает настоящий бум. Выставка Automechanika вновь подтвердила свою репутацию надежной торговой площадки на автомобильном рынке, на котором сегодня происходят серьезные изменения. Рост числа посетителей из Восточной Европы и России и некоторое уменьшение количества посетителей из южной части Европейского союза отражают ситуацию в мировой экономике".
Клаус Бургер, президент немецкого Федерального объединения производителей и импортеров автосервисного оборудования (ASA), так прокомментировал ситуацию: "Несмотря на то, что на выставке было зарегистрировано меньше посетителей из Южной Европы, общее количество было компенсировано ростом числа визитеров из Германии, стран Бенилюкса и Восточной Европы".
А что думают о форуме Automechanika участники? Результаты проведенного опроса таковы: 70% экспонентов остались довольными (или даже очень довольными) уровнем общения со специалистами-посетителями. На предыдущей выставке Automechanika 2010 года этот показатель составил 64%. Так что рост активности налицо. В частности, немецкие участники выставки заключили гораздо больше контактов, чем в 2010 году.
В итоге простой и весьма оптимистичный вывод. Выставка Automechanika продолжает оставаться местом встречи номер один для специалистов из всех сфер автомобильной отрасли - промышленности, автосервиса и торговли. Очередная выставка Automechanika во Франкфурте-на-Майне будет проходить с 16 по 20 сентября 2014 года.
Мы намеренно не описываем здесь инновационных решений и новых технологий, представленных на выставке ведущими компаниями. Эти решения слишком интересны, чтобы излагать их несколькими фразами. О них стоит рассказать отдельно: обстоятельно и с большим количеством иллюстраций. А сейчас предоставим слово организаторам выставки и экспертам.
На вопросы редакции "АБС-авто" отвечает генеральный директор компании "Мессе Франкфурт Рус" Ойген Аллес.
- Господин Ойген, довольны ли Вы результатами выставки Automechanika 2012 во Франкфурте? Что особенно порадовало? В чем ожидания не оправдались?
- Очень доволен. Это самая большая Automechanika, она побила все прежние рекорды, собрав 4 593 компании из 74 стран мира. Наши коллеги во Франкфурте подсчитали: чтобы обойти всю экспозицию выставки всего один раз вдоль каждого прохода, пришлось бы прошагать более 50 км.
Более 70% экспонентов удовлетворены качеством общения с посетителями выставки. Очень порадовало число посетителей-специалистов из России, которых в этом году было значительно больше, чем в предыдущие.
- Каков общий тренд франкфуртской выставки Automechanika? Растет ли доля экспонатов, так или иначе связанных с бережным отношением к окружающей среде?
- Абсолютно верно, доля экспонатов, связанных с бережным отношением к окружающей среде, продемонстрировала стремительный рост. Одной из наиболее обсуждаемых тем стал переход на альтернативные источники энергии для автомобилей, а именно - электричество. Поэтому трендом выставки, с моей точки зрения, можно назвать e-mobility.
- Автомобиль перестает быть долгожителем. Владельцы все чаще меняют машины через 3-5 лет. В этой связи - каково отношение участников и посетителей к кузовным проблемам? В частности, к ремонту и восстановлению кузовов? Интерес прежний? Снижается? Возрастает?
- Мы не заметили серьезного изменения интереса к этой теме. Я бы сказал, что он остается на прежнем уровне.
- В развитие предыдущего вопроса. Оборудование для утилизации автомобилей входит в сферу интересов участников и посетителей выставки Automechanika?
- Да, конечно. Если говорить в целом, участников и посетителей Automechanika интересуют все этапы жизни автомобиля с момента продажи: эксплуатация, обслуживание и далее вплоть до утилизации.
- Какова в тематике франкфуртской выставки доля автокомпонентов? Она увеличивается? Снижается? Остается на прежнем уровне?
- Доля автокомпонентов и запасных частей выросла в этом году вместе с общим размером всей экспозиции. Это одна из ключевых тем выставки Automechanika.
- Будет ли в будущем развиваться грузовая тематика?
- Да, безусловно.
В этом году мы ввели специальный логотип Truck Competence,
который вместе с отдельным путеводителем по данной теме дал возможность посетителям легче ориентироваться на выставке с целью посещения компаний, которые представляют продукты и решения по данной тематике. Мы убедились, что это удобно не только для посетителей. Новшество было позитивно воспринято и участниками выставки.
- Ваши впечатления от московской выставки MIMS Automechanika?
- Результаты московской выставки 2012 года превзошли все наши ожидания. Несмотря на то, что в этом году сменилось место проведения мероприятия (выставка заняла 5 павильонов ЦВК "Экспоцентр"), мы нисколько не потеряли ни в количестве посетителей, ни, что самое главное, в качестве профессиональной посетительской аудитории. В этом году за 4 дня работы MIMS powered by Automechanika Moscow посетили около 17000 специалистов.
- Будет ли расширение выставок на постсоветском пространстве? В частности, планируется ли проведение Automechanika в Белоруссии, Украине, Казахстане?
- Безусловно, мы планируем расширять географию бренда Automechanika в регионах России. Если говорить о долгосрочной перспективе, то постсоветское пространство входит в планы нашей компании. Мы всегда стремимся к развитию нашего бизнеса, особенно сейчас, когда российский выставочный рынок стоит на рубеже качественных глобальных изменений. Если говорить об Украине, то на протяжении нескольких лет там достаточно успешно функционирует представительство Мессе Франкфурт. Для бренда Automechanika регион также перспективен.
- И в заключение несколько слов о Ваших автомобильных пристрастиях. Какой автомобиль был у Вас первым? На чем ездите сегодня? Обслуживаете машину только в автосервисе или что-то делаете сами?
- Мой первый автомобиль был английской марки Rover 25. Но, к сожалению, сервисному обслуживанию я уделял больше времени, чем управлению автомобилем. При покупке такого, разумеется , не предполагалось. Через год у меня появился Opel Kadett. А сейчас я за рулем Volvo XC90. Авто отличное, я доволен.
Сергей Удалов, исполнительный директор АА "Автостат":
"Автомеханика" во Франкфурте, на мой взгляд, интересна тем, что вне зависимости от экономической ситуации в Германии или в Европе, выставка собирает максимально возможное количество участников и посетителей - ведущих игроков в сфере автомобильного бизнеса. Причем автомобильного бизнеса в очень широком смысле этого слова - от производства и продажи автокомпонентов самого различного уровня, обслуживания автомобилей, тюнинга до программного обеспечения и исследований в этих сферах. При этом круг участников выставки не ограничивается только немецкими или европейскими предприятиями или теми компаниями, которые хотят выйти на немецкий рынок. Это одна из немногих выставок, которая является не региональной, а фактически мировой, а продукты и решения, предлагаемые участниками выставки,могут быть интересны для любого из региональных рынков, в том числе и российского.
Во время посещения "Автомеханики" можно решить целый спектр разноплановых задач. Во-первых, увидеть основные тенденции развития автопрома и соответственно производства компонентов. Так, в этом году очень широко были представлены компоненты для гибридных автомобилей, электромобилей, оборудование для обслуживания и зарядные установки. Понятно, что для российских посетителей, все это можно считать скорее экзотикой, но
для понимания того, где находимся мы, и куда идет Европа, такой экскурс в будущее весьма познавателен.
При этом есть нана что посмотреть и всфере обслуживания и производства "традиционных" автомобилей. Важным моментом является то, что можно увидеть продукцию целого ряда конкурирующих производителей, сравнить собственно продукт, условия поставки и здесь же провести переговоры о сотрудничестве. Понятно, что вряд ли первая встреча может завершиться подписанием контракта, но разговор "глаза в глаза" и возможность задать напрямую длинный перечень вопросов приводит к более быстрому принятию решений при дальнейшем сотрудничестве.
Также весьма интересной, на мой взгляд, является возможность участия в деловой программе выставки. Так, в этом году в течение нескольких дней проходил Форум по послепродажному обслуживанию автомобилей. В первый день форума был представлен доклад профессора доктора CharlesMcKay, директора Move!-института о сегодняшнем состоянии и тенденциях развития сервиса в Германии, озаглавленный как "Новые шансы". Несмотря на то, что по объему рынка мы уже в отдельные месяцы догоняем Германию,
наш рынок сервиса имеет пока еще гораздо больше отличий, чем сходства с немецким,
тем не менее, некоторые тенденции вполне вероятно будут актуальны в будущем и для руководителей российских станций технического обслуживания. Назвал доктор Mckayи наиболее важные шаги к успеху: оптимизация и непрерывное улучшение существующих процессов, предложение новых услуг, расширение обслуживаемых сегментов, подключение новых каналов продаж, использование возможностей интеграции и кооперации с другими участниками рынка.
Говоря об "Автомеханике" нельзя обойти вниманием тот факт, что в качестве экспонентов российские компании на выставке представлены очень слабо. В этом году их было немногим более десятка из общего количества в 4,6 тысяч экспонентов. Наши не слишком сильные позиции в автомобильной промышленности и замкнутость рынка в течение многих лет не позволили развиваться компетенциям и в сопутствующих сферах. Однако, не все так плохо, и у нас в стране есть компании, которые смогли разработать и предложить рынку достойные продукты и не только в сфере нефтегазодобычи. При этом радует, что несколько компаний - наших соотечественников пришлось увидеть на выставке не в первый раз, что говорит о том, что они смогли найти здесь партнеров, а предлагаемый ими продукт соответствует европейским требованиям и находит сбыт на очень конкурентном рынке. Вероятно, следует еще сказать о том, что кроме достойного продукта важна стратегия выхода на внешние рынки и понимание покупателя на этих рынках. А эту задачку могут позволить себе решать только организационно сильные компании.
Подводя итог впечатлениям об "Автомеханике" хотелось бы сказать о том, что посещение этой выставки, на мой взгляд, является обязательным для руководителей компаний, которые нацелены на развитие своего бизнеса и готовы использовать имеющиеся на рынке передовые решения и продукты, а также возможности партнерства с ведущими на рынке компаниями.
Бизнес-шоу по-франкфуртски
Алекcандр Хрулев, директор компании "АБ-инжиниринг", канд. техн. наук:
Франкфуртская выставка - это грандиозное шоу. И этим все сказано. Его трудно сравнить с отечественными выставками хотя бы только по размерам - 12 огромных павильонов, многие из которых в 3 этажа, растянулись более чем на километр. Пройти их все за один день - совершенно нереальная задача, если только пробежать, нигде не останавливаясь.
Но остановиться кое-где все же надо. Чтобы не пропустить специфическую атмосферу выставки. Потому что она того стоит :
Не секрет, что немцы - ведущие мировые разработчики новых технологий автомобилестроения и производители автокомпонентов, гаражного оборудования и всего, что связано с автоиндустрией. Стенды известных немецких компаний традиционно занимают главные площади шоу. Не отстают от них и известные международные корпорации. И каждый такой стенд - это нередко сотни квадратных метров. А стендов компаний поменьше со всех стран мира - вообще просто не сосчитать.
Если вам пока не довелось там побывать, то вы, наверное, подумали, что все эти гигантские площади заняты новейшими образцами самой современной продукции? Так далеко не везде. И даже иногда совсем не так. Если такая продукция и представлена, то не исключено, занимает весьма скромное место где-нибудь в уголке стенда. Все остальное - это столы и стулья для посетителей. А посетителей на каждом стенде - десятки и сотни, иногда столько, что буквально "яблоку негде упасть". Что они там делают? Да ничего особенного - просто переговоры переговаривают. С 10 до 18 часов каждый день, и так все 6 дней выставки. Ну, или может, 5 - потому что последний день короткий.
Когда видишь это впервые, вначале кажется - ну как же можно вот так целыми днями ничего не делать? Их бы энергию, да в мирных целях! Но это впечатление весьма обманчиво. Ко всем компаниям прибывают их региональные представители, дистрибьюторы, агенты. И со всеми надо обсудить текущие дела. Необходимо ознакомить их с новой продукцией, дать необходимые указания, и т.д. и т.п. Ну, и найти новых партнеров здесь тоже нетрудно - все как обычно на подобных выставках.
Но если есть время хорошенько присмотреться, то и это еще не все. Одна из главных задач каждого участника - не проглядеть конкурентов. Что они делают, как у них идет бизнес? Стенд в этом году больше? Ага, значит, дела идут лучше. А куда пропали: (и называется известная компания)? Видимо, дела у них совсем плохи: Доходит до курьезов - два конкурента занимают одинаковую площадь с одинаковым номером стенда в одном павильоне, но на разных этажах друг над другом - и попробуйте определить, кто из них главнее.
А еще можно заметить - "злейшие" конкуренты при встрече раскланиваются друг с другом, улыбаются и ходят друг к другу в гости. Зачем? Все просто - так можно не только запустить конкуренту "пыли в глаза", но и много чего узнать. К примеру, "Вы не знаете, что говорит директор той компании о продукции вот этой? Жаль:"
Короче, автомобильный бизнес - такой, какой он есть на самом деле. И нам там есть чему поучиться. Если только внимательно посмотреть:
Фото: messefrankfurt.com
Автомобиль и сервис