Steinbichler рассказала о преимуществах применения ширографии в восстановлении грузовых шин
В интервью Tyres & Accessories эксперт немецкой компании Steinbichler Optotechnik рассказал о технических преимуществах и экономической выгоде использования ширографии в восстановлении грузовых шин. В данный момент ширография становится все более распространенной среди европейских компаний, занимающихся восстановлением шин, и для этого есть две главные причины.
Во-первых, поставлять каркасы становится все сложнее из-за текущей слабости шинного рынка и увеличивающегося внимания к восстановлению со стороны производителей новых шин - они предпочитают оставлять собственные каркасы внутри разработанных ими производственных циклов. Во-вторых, фокус на качестве среди компаний среднего размера становится все более важным - этого требуют и потребители, и сама конкурентная среда. В интервью T&A представители Steinbichler, лидера рынка ширографических устройств, рассказали о том, почему неправы те европейские компании, которые продолжают верить, что не могут позволить себе инвестировать 100 тысяч евро или даже больше. Причина, по их словам, в том, что все их клиенты, выделившие средства на ширографию, в итоге получили выгоду.
Ширографию с использованием дорогостоящей покрытой серебром пленкой применяют в восстановлении шин для авиации на протяжении десятилетий. В начале 1990-х, когда появились беспленочные системы, технология стала доступной и для предприятий из других отраслей, в первую очередь для фирм, занимающихся восстановлением грузовых шин. Сейчас, как отмечает Steinbichler,
ширографию уже широко используют крупные, уделяющие большое внимание качеству компании из Германии, где базируется и сама Steinbichler, и других стран Западной Европы, но в странах Восточной Европы такие методики пока что используются довольно редко.
Так что же представляет собой эта технология?
"Ширография - это процесс сравнительного анализа. Система способна распознавать мельчайшую деформацию. Шины с воздушными пузырями или расслоениями погружаются в среду с пониженным давлением, вследствие чего эти пузыри расширяются и деформируют протектор. С помощью ширографии можно обнаружить мельчайшие расслоения безопасным и неразрушающим способом", - объясняет Райнер Хубер (Rainer Huber), менеджер, ответственный за системы для неразрушающего контроля.
Сегодня ширография используется не только для инспекции грузовых покрышек перед восстановлением, но и во всей остальной шинной промышленности. Подобные системы применяются и в других отраслях, в первую очередь в аэрокосмической, чтобы обнаруживать полости и расслоения в композитных материалах. Steinbichler сотрудничает и с несколькими автокомпаниями, такими как Audi и BMW, а также поставляет мобильные устройства для авиастроительной фирмы Airbus.
Ширография, применяемая вместе с вакуумной камерой, позволяет обнаруживать различные дефекты, характеризуемые воздушными пузырями и расслоениями в области, то есть отделение края брекера, разрежение корда, коррозию, сломанный корд в боковине, отслоение бутилкаучукового гермослоя и т.д. "Воздушные пузыри, которые могут привести к выходу шин из строя, способны образовываться как во время частичной вулканизации восстановленных шин, так и в производстве новых шин. Всех их можно обнаружить с помощью ширографии", - отмечает г-н Хубер.
Подобные небольшие повреждения может не заметить даже самый опытный специалист по контролю качества. Визуальный осмотр может позволить только иногда идентифицировать внутренние повреждения при помощи внешних признаков. "После серьезной поверки специалист может признать шины относительно безопасными. Как бы то ни было, внешний осмотр никогда не позволит увидеть все дефекты, которые можно идентифицировать с помощью ширографии. Кроме того, у человека уйдет намного больше времени на полный осмотр, и он не сможет полностью концентрироваться на своей задаче восемь часов в день, - объясняет г-н Хубер. - Именно поэтому опытные специалисты с особенным энтузиазмом прибегают к ширографии". Индикаторы дефектов в большинстве случаев недвусмысленны, и поэтому сотрудники могут инспектировать "проблемные" шины, которые раньше сразу не допускались к повторному использованию. "Это особенно важно сейчас, учитывая уменьшающуюся доступность каркасов, и кроме того таким образом компании могут повысить свою эффективность и значительно сократить количество возвратов продукции", - добавляет г-н Хубер.
Как бы то ни было, ширография не может выявить все дефекты. Такие проблемы, как неравномерная дисперсия материала, ослабленный или перекрученный корд и воздушные пузыри меньше одного миллиметра в диаметре, эта технология определить не позволяет. Кроме того, из-за выравнивания давления воздуха в порезах на поверхности шины эти повреждения также не выявляются.
Вторая причина
Помимо технических аспектов особое внимание компаний привлекают экономические преимущества использования ширографии. Минимизация ошибок во время проверки поступающих шин помогает сократить расходы при покупке каркасов.
Ширография дает надежное доказательство причины, по которой какой-то конкретный каркас покупать нельзя, и благодаря этому проблем с поставщиками тоже не будет.
Компании же, которые при поступлении каркасов используют только визуальный осмотр, рискуют понести ненужные убытки, если дефектный каркас выйдет из строя уже после процесса восстановления. Или же, если это произойдет, когда восстановленные шины уже поставит на свой автомобиль конечный пользователь, компания всегда сможет представить доказательства того, что каркас был в оптимальном состоянии.
Что еще важнее, ширография обладает огромным преимуществом в том плане, что позволяет компании избежать жалоб, которые не только неприятны, но и могут привести к существенным затратам. "Эта технология позволяет одновременно уменьшить отходы производства, увеличить качество продукции и повысить степень удовлетворенности потребителей, - комментирует г-н Хубер. - И в дополнение к этому увеличить надежность шини безопасность при их использовании. Ширография необходима для качественного восстановления шин. Это выгодно для репутации и позволяет избежать неприятных и дорогостоящих возвратов продукции. И вдобавок к этому сэкономить при покупке каркасов", - добавляет г-н Хубер.
За последние годы на рынок было выпущено множество систем для улучшения контроля качества в шинной промышленности, но пока что достойных альтернатив ширографии никто не разработал, и именно поэтому она так широко востребована на высокоразвитых рынках Западной Европы. До внедрения этой технологии компании тестировали шины и каркасы ультразвуком. "Такой метод оказался непригодным к широкому использованию, и по большей части его уже заменили ширографией, - говорит г-н Хубер. - Рентген может дать информацию о дефектном металлокорде, но из-за высокой стоимости эксплуатации подобного оборудования его редко используют в восстановлении шин. Испытания при помощи давления, когда его доводят до рабочего уровня для шины, выявляет дефекты боковин и за счет этого устраняет риск инцидентов во время монтажа. В данный момент это необходимая процедура, дополняющая ширографию".
Компания Steinbichler также уверена, что еще одной процедурой, дополняющей ширографию, является тестирование шин при помощи высокого напряжения. "Проколы от гвоздей на данный момент можно эффективно искать только при помощи высокого напряжения, - соглашается г-н Хубер. - И такие системы особенно полезны, потому что возвраты, связанные с необнаруженными во время начального контроля отверстиями от гвоздей, являются очень частым явлением". Steinbichler сейчас использует мультифункциональную испытательную установку Intact V20, позволяющую проводить проверку при помощи ширографии, высокого напряжения и визуального осмотра.
Стоимость современной ширографической системы может составлять 70-100 тысяч евро или даже больше.
"Простая система для контроля от борта до борта может стоить менее 100 000 евро, - говорит г-н Хубер. - Но эта сумма может быть гораздо больше, если аппарат будет более функциональным. Как бы то ни было, эти дополнительные расходы создают диспропорционально более широкие возможности в плане контроля качества. Время цикла, к примеру, Intact 30 или Intact 80 такое же, как у машин, используемых в производстве новых шин, и к тому же их пригодность к полной автоматизации создает фундамент для дальнейшего роста в этом сегменте рынка". Самым недорогим вариантом пока что является система Steinbichler Intact V20t для проверки протектора и плечевин, который можно приобрести менее чем за 70 000 евро. Со временем V20t можно модифицировать для инспекций от борта до борта.
"В будущем избегать дефектов и возвратов будет еще важнее, - отмечает г-н Хубер. - И без ширографии будет сложно оправдывать ожидания всех потребителей кроме тех, кто ориентирован только на цену. Будет еще сложнее купить качественные каркасы. Потенциал, которым обладает Intact в плане устранения ненужных затрат при покупке и работе с каркасами, особенно велик, если говорить о секторе восстановленных крупногабаритных шин, где очень высокая трудоемкость работы и очень дорогие каркасы".
Steinbichler Optotechnik GmbH базируется в Баварии на юге Германии. Во главе компании стоит доктор Маркус Стайнбихлер (Marcus Steinbichler), сын доктора Ханса Стайнбихлера (Hans Steinbichler), основателя предприятия, умершего в 2005 году. Доктор Стайнбихлер, быстро осознавший перспективы систем неразрушающего контроля, основал компанию в 1987 году и она быстро стала одним из лидеров рынка благодаря внедрению только начавших развиваться компьютерных технологий. Сегодня доля систем для восстановления шин составляют треть в структуре продаж компании -
в 2011 году выручка на этом рынке составила 27 миллионов евро, что на 32% больше, чем за год до этого.
"Помимо этого оборудования мы предлагаем новые решения в области цифровых оптических измерений, сканирования поверхностей и медицинских технологий. Наша цель, как и раньше, в том, чтобы быстро развиваться во всех наших сегментах рынка. У нас есть для этого все необходимое, и мы уверены, что сможем добиться успеха, несмотря на нестабильность рынка", - заключил г-н Хубер.
Фото: steinbichler.com
Колеса.ру