Поволжская шинная компания берет курс на "премиум"
Журналисты Tyres & Accessories побывали на производстве Поволжской шинной компании и рассказали, как ПШК "самостоятельно строит в России рынок восстановленных шин премиум-класса". Хотя преимущества работы в премиум-сегменте уже признаны многочисленными компаниями Западной Европы, во многих других регионах, таких как Россия, этот рынок все еще находится в зачаточном состоянии.
Чтобы улучшить свою репутацию у заказчиков и увеличить рыночную долю, многие компании, занятые в восстановлении шин, нацеливаются на премиальный сегмент. Для этого требуются соответствующий продуктовый портфель, включающий в себя и новые, и восстановленные шины, а также улучшенное качество технического обслуживания, и все это по привлекательной цене. В последние три года развитие именно в этом сегменте рынка было главным приоритетом как минимум для одной российской фирмы - базирующейся в Тольятти Поволжской шинной компании или просто ПШК.
ПШК уже инвестировала миллионы в производство восстановленных шин, равно как и заключила соглашения о сотрудничестве с западноевропейскими поставщиками сырья, такими как австрийская Kraiburg. Во время экскурсии по заводу представители компании рассказали Tyres & Accessories о своих целях, о том, как они намерены их достичь, а также о том, какие специфические вызовы существуют на российском рынке.
Свой первый шинный магазин основатель ПШК Сергей Бондаренко открыл в Тольятти в 1992 году, и за прошедшие двадцать лет его компания стала одним из видных игроков российского рынка с ежегодным товарооборотом в 155 миллионов евро. Сейчас ПШК владеет восемью розничными шинными магазинами в пяти городах на западе России, а также занимается оптовыми продажами. В общей сложности компании имеет в своем распоряжении более 60 тысяч квадратных метров складских площадей, а штат насчитывает 370 человек.
В интервью T&A г-н Бондаренко, впрочем, отметил, что
"неправильно продавать шину только один раз".
По его словам, ПШК хочет предложить заказчикам техническую поддержку во время всего жизненного цикла шин, и такой подход является более или менее уникальным для всего российского рынка.
Существует множество причин, по которым доля восстановленных шин на российском рынке грузовых покрышек до сих пор составляет всего 5%, заявил г-н Бондаренко. С одной стороны многие российские операторы автопарков и водители грузовиков все еще очень слабо осознают важность сохранения ресурсов и правильной эксплуатации шин. Другими словами, транспорт часто перегружен, дороги находятся в плохом состоянии и - если говорить о потенциально пригодных к восстановлению ЦМК-шинах - шины используются, пока протектор не изнашивается до металлокорда.
В России шины скорее расходуются, чем эксплуатируются.
С другой стороны в России все еще много собственных шинных компаний, чьи шины, по мнению г-на Бондаренко, не пригодны к восстановлению. Шины же западных компаний еще только медленно начинают наполнять рынок. И в дополнение ко всему этому еще не освоившие новые технологии компании, которые предпочитают восстанавливать шины второго или третьего класса, завершают не очень привлекательный образ этой индустрии в стране.
Сам г-н Бондаренко, по его словам, с самого начала был убежден, что если вообще начинать работать на рынке восстановленных шин, нужно делать это в медленно развивающемся сегменте шин высокого качества. По его мнению, нет смысла инвестировать в продукцию и производство без уверенности в будущем развитии - он говорит, что не считает восстановленные шины всего лишь дешевой альтернативой новым покрышкам, и эту точку зрения подтверждают и новые разработки европейских компаний. "Мы можем выжить и сохранить конкурентоспособность только на премиальном уровне", - говорит г-н Бондаренко, чья компания помимо прочего является партнером сети Bridgestone Truck-Point.
В соответствии с этой стратегией, ПШК в 2008 году приняла решение инвестировать крупные средства в строительство завода по восстановлению шин на своей базе в Тольятти. Г-н Бондаренко, говорящий, что чувствует себя как дома только на производстве, был ответственен не только за решение начать инвестиции, но и полностью контролировал весь процесс строительства завода, в том числе выбор оборудования для начального контроля, ширографии, ремонта и вулканизации. Новое предприятие начало работать в 2009 году.
Первоначально ПШК специализировалась на холодном восстановлении, и в таком режиме компания работала до 2011 года, когда на заводе начали осуществлять формовую вулканизацию горячим способом. Хотя ПШК в основном использует протекторные ленты K_Plus, K_Tech и K_Base для холодного восстановления, компания также закупает протекторные ленты и других компаний. Все материалы для формовой вулканизации, впрочем, закупаются исключительно у Kraiburg.
В прошлом году ПШК начала восстанавливать крупногабаритные шины, и теперь
компания заявляет, что является единственным предприятием в России, способным восстанавливать гигантские шины диаметром до 57 дюймов с помощью формовой вулканизации.
Г-н Бондаренко особенно гордится этим достижением и говорит, что такая вулканизация - его любимая тема, и что он уверен, что качество, обеспечиваемое этой технологией, позволит компании усилить свои позиции на рынке.
По его словам, в новый завод по восстановлению шин, расположенный на главной трассе, соединяющей Москву и Самару, было инвестировано в общей сложности 25 миллионов евро. Сюда входит и покупка современного оборудования мирового класса, такого как Intact 4300 - устройство для ширографии производства Steinbicler. При помощи этого аппарата - единственного использующегося в мире устройства Steinbichler этого типа - можно проверять на наличие внутренних повреждений шины диаметром до 63 дюймов. Также используются менее редкие, но не менее высокотехнологичные шероховально-копировальные станки от итальянской TRM. Завершают картину четыре пресса, также от TRM. В добавление к прессам для 35-, 49- и 51-дюймовых сверхкрупногабаритных шин осенью этого года ПШК приобрела еще один пресс для шин диаметром 57 дюймов. Г-н Бондаренко говорит, что сейчас мощность завода составляет 250 крупногабаритных шин в месяц, хотя выпускается пока только 20. По его словам, производство пока еще только начинает набирать обороты, и с момента, когда была продана первая OTR-шина, восстановленная в Тольятти, прошел всего лишь год. "Спрос мы нарастим", - говорит г-н Бондаренко, добавляя, что у компании очень хорошие связи с заказчиками и успешный опыт продаж.
Отделение по восстановлению OTR-шин компании также включает в себя восемь ремонтных цехов, что, по заявлению основателя ПШК, также демонстрирует стремление заниматься только высококачественными продуктами. По его словам, при помощи системы Tap Rap итальянской компании RFP можно отремонтировать до двух третей поврежденных крупногабаритных шин, которые потом можно восстановить.
При этом компания продолжает активно развивать и свой относительно более традиционный бизнес по восстановлению грузовых шин. Шины этой категории ПШК восстанавливает уже на протяжении трех лет, а с прошлого года началось восстановление горячим формовым способом - четыре пресса уже смонтированы, а еще два будут пущены в эксплуатации в ближайшее время. Г-н Бондаренко отмечает, что использует только оборудование премиум-класса, и что все восстанавливаемые шины дважды тестируются с помощью ширографии и один раз проходят тест под давлением.
Компания также подчеркивает, что использует исключительно каркасы высокого качества. Для все еще нового для России восстановления формовым способом ПШК закупает только качественные металлокордные радиальные каркасы от Bridgestone, а также использует каркасы под собственным брендом Bontyre, производимые в Китае. Под маркой Bontyre доступны также шины диагональной конструкции, все еще чрезвычайно популярные в России, но
для восстановления ПШК использует только радиальные каркасы.
До недавнего времени у ПШК был свой собственный склад в немецком городе Галле, который компания использовала для закупок качественных каркасов в Европе. Как бы то ни было, от складских площадей пришлось отказаться из-за текущих финансовых сложностей, и теперь компания намерена развивать собственную инфраструктурную сеть в России, чтобы обеспечить бесперебойные поставки каркасов для восстановления. В частности, ПШК может покупать пригодные к восстановлению каркасы премиум-производителей через свои собственные дилерские центры и партнеров среди оптовых продавцов - партнеров, которым компания раньше продавала шины, а также предлагала курсы по обучению корректному использованию грузовых покрышек. Г-н Бондаренко называет это созданием "культуры правильной эксплуатации шин" и говорит, что это его "миссия". Он также утверждает, что клиенты ПШК смогут получить шины, которые прослужат столько же, сколько новые шиныпремиум-класса, но при этом будут стоить на 50% дешевле. Следует признать, что в России нужно очень многое сделать, чтобы таким обещаниям начали верить, хотя понимание того, что при покупке дешевых шин реальную экономию обеспечить нельзя, в стране все-таки появляется.
Не так давно на боковину шины, восстановленных с от борта до борта с помощью формовой вулканизации начали наносить маркировку Bontyre, то есть ПШК не только стремится использовать самые современные технологии, но и занимается маркетингом по европейским стандартам.
Все материалы для восстановления ПШК также закупает исключительно в Европе, в первую очередь у Kraiburg. Как объясняет г-н Бондаренко, его компания не просто поддерживает с Kraiburg отношения покупателя-поставщика, и австрийская компания уже несколько лет выступает в роли консультанта почти по всем вопросам, связанным с восстановлением шин. "Без надежных партнеров было бы невозможно построить такой завод", - говорит он, добавляя, что на самом деле разобрался во всех тонкостях восстановления покрышек только в последние годы. Роланд Шутте (Roland Schutte), менеджер отделения Kraiburg, специализирующегося на восстановлении OTR-шин, отметил, что хотя Kraiburg не производит оборудование, специалисты компании смогли помочь ПШК с несколькими вопросами, связанными с будущими инвестициями.
"Что делает ПШК отличающейся от остальных, это то, что мы можешь полностью доверять тому, что они говорят, - заявил г-н Шутте. - Эта компания явно будет играть ведущую роль на российском рынке восстановленных шин. Г-н Бондаренко очень серьезно относится к своему делу, и его интересует исключительно качество, а не просто погоня за "быстрым рублем"".
Г-н Шутте также добавил, что, на его взгляд, очень интересно, что компании, по сути, приходится самой формировать рынок качественных восстановленных грузовых шин, поскольку спрос на восстановленные OTR-шины высокого качества уже существует. "Новые рынки открывают новые возможности, - говорит он. - И я уверен, что российский рынок ждет большое будущее".
Фото: tyre-pv.ru
Колеса.ру