Сможет ли Россия с третьей попытки отказаться от бензина Евро-2?
Наступающий год может принести России еще один рукотворный бензиновый кризис. С 1 января в стране вводится запрет на оборот бензина с экологическими характеристиками хуже, чем Евро-3. Однако отечественные нефтеперегонные заводы (НПЗ) не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка за счет более качественного топлива. Так что в связи с запретом неэкологичного топлива покупатели недополучат до 1 млн. тонн отечественного бензина. Дефицит чиновники собираются восполнить за счет поставок из Белоруссии. Однако эти поставки нам не гарантированы.
Более того, Минск скорее всего захочет использовать российские проблемы в своих интересах. То есть воспользуется бензиновым кризисом для выбивания из Москвы новой экономической помощи. Братская республика, как правило, старается уклониться от исполнения дисциплинирующих экономических соглашений с РФ.
Неделю назад российский посол в Минске Александр Суриков жаловался на проблемы согласования баланса взаимных поставок нефти и нефтепродуктов между РФ и Белоруссией. Согласование топливного баланса, по словам посла, осложнено тем, что Белоруссия в 2012 году не выполнила обязательства по поставкам в РФ нефтепродуктов, хотя должна была возвратить туда 5,8 млн. тонн бензина и дизтоплива. Дипломат подчеркнул, что такая позиция республики вызвала на российском топливном рынке рост цен.
Между тем, по последним данным,
обязательства по поставкам топлива из Белоруссии в Россию в 2012 году выполнены меньше чем на 10%.
Оно и понятно - ведь переработанная в Белоруссии российская нефть была продана третьим странам под видом растворителей, которые не облагались адекватной экспортной пошлиной. Поэтому в братской республике просто не осталось сырья для исполнения обязательств перед Россией по поставкам топлива. Ведь так называемых растворителей Белоруссия экспортировала около 2 млн. тонн.
Несмотря на нестабильность отношений с братским соседом, российские чиновники почему-то уверены, что в 2013 году Белоруссия восполнит дефицит бензина на нашем рынке. После введения запрета на бензин Евро-2 Россия сможет закупать топливо из стран Таможенного союза - считает глава российского Минэнерго Александр Новак, отвечая на вопрос о возможном дефиците бензина. Правда, этот же министр делал и более независимые заявления. По его словам, в 2013 году Россия сможет поддержать баланс топливного рынка и без обратных поставок бензинов из-за рубежа.
Однако другие чиновники вспоминают, что
кризис 2011 года также был спровоцирован запретом бензина стандарта Евро-2, который правительству срочно пришлось возвращать на рынок.
Весной 2011 года нехватка топлива обнаружилась на Алтае, в Воронежской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областях. Тогда правительство срочно отложило запрет Евро-2 на два года - то есть на январь 2013 года. Гарантий того, что кризис 2011 года не повторится в 2013-м, сегодня никто не даст.
Более того, некоторые ведомства предлагают снова отложить запрет Евро-2 - от греха подальше - теперь на 1 января 2014 года. С таким предложением выступила Федеральная антимонопольная служба. О возможных проблемах у сельхозпроизводителей в связи с запретом топлива марки Евро-2 заявлял и глава Минприроды РФ. Не исключено, что этим дело и закончится. И властям опять придется отложить переход на экологичное топливо. Тем более что запрет бензина Евро-2 переносился много раз. Предполагалось, что переход на стандарт Евро-3 произойдет в 2009 году. Позже срок отказа от Евро-2 был перенесен на 2011 год. Так что если власти с третьей попытки смогут организовать переход на Евро-3, это будет большим достижением.
Фото: vesti.bz
Независимая газета