В 2010 году в Ангарской нефтехимической компании введен в эксплуатацию комплекс изомеризации нафты. Благодаря этому сегодня более 60% бензинов производится не ниже стандарта Евро-3. В конце прошлого года пущена в эксплуатацию установка по производству водорода. В настоящее время ведется строительство нескольких новых установок: гидроочистки дизельного топлива, производства серы, производства МТБЭ (метилтретбутилового эфира), которые помогут преодолеть дистанцию немалого размера. Ведь Евро-5 - это совершенно новый уровень качественных характеристик топлив. Например, содержание серы в топливах класса Евро-3 составляет до 150 ррm, а в Евро-5 - до 10 ррm (в 15 раз меньше!). Для крупных и средних городов, где количество автомобилей переходит уже все мыслимые пределы, потребление экологичного топлива - это значительный вклад в оздоровление окружающей среды.
Станция смещения бензинов ОАО "АНХК" - это крупный производственный блок, куда входит реконструированная насосная с аппаратной, резервуарный парк, а также станция противопожарной воды. Резервуары станции оснащены современным оборудованием, которое исключает выделение нефтепродуктов в атмосферу и обеспечивает их безопасную эксплуатацию. В год станция смешения бензинов способна производить 2,3 млн тонн готовой продукции.
Исполняющий обязанности генерального директора ОАО "АНХК" Игорь Кукс отметил, что от идеи до готовности к пуску вновь построенного объекта ушло около трех лет, а сам процесс строительства занял 30 месяцев. В реализацию проекта было вложено инвестиций на сумму 1 млрд рублей. Создано 14 рабочих мест.
- Цель этого проекта - стабилизировать качество бензинов, начиная от выхода с технологической установки до бензобака автомобилей. У водителей должно исчезнуть из обихода такое выражение: "вчера машина завелась хорошо, а сегодня плохо". Теперь двигатель будет заводиться в любой мороз хорошо, - подчеркнул Игорь Кукс.
На вопросы журналистов, есть ли такие же станции в России, руководитель предприятия ответил, что подобные технологии применяются, в том числе на заводах НК "Роснефть", например, на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. "Но техника наша уникальна. Это поточные анализаторы и программы для расчета смешения компонентов бензина, а также сами смесители", - отметил он.
Генеральным проектировщиком станции смешения бензина выступило ОАО "Ангарскнефтехимпроект". В качестве генерального подрядчика было определено предприятие - ОАО "Ангарскнефтехимремстрой". Его генеральный директор Владимир Протасов вспоминал, что на объекте работало 7 подрядных организаций. В пиковые моменты строительства численность привлеченного персонала составляла около 300 человек.
Начальник товарно-сырьевого производства Роман Клепиков рассказал, что современное производство бензинов на конечной стадии представляет собой сложный процесс ввода многих компонентов, а конечный продукт нормируется по многим параметрам. С началом работы станции процесс смешения компонентов бензина и добавления октаноповышающих присадок становится полностью автоматизированным. Новые технологии позволяют добиться максимально эффективного использования продуктов нефтепереработки для выпуска качественных высокооктановых бензинов. Система поточного анализа обеспечивает постоянный контроль над рецептурой, расходом по каждому компоненту, качеству конечных продуктов.
- Ранее процесс смешения бензинов происходил по расчетам технологов, которые на бумаге выводили количество того или иного компонента, который нужно положить в резервуар. Далее шли процессы циркуляции и отстаивания. После чего аналитическая лаборатория давала заключение - соответствует или нет данный продукт требуемым показателям. Сейчас процесс смешения бензинов происходит в автоматическом режиме с помощью компьютера, - сообщил Роман Клепиков.
Аи92