← Автомобильные грузоперевозки

Двадцать пятый час

Двадцать пятый час
mkad22.jpgТВЦ - о транспортной революции, запланированной на 1 марта. В гостях у ТВЦ Михаил БЛИНКИН, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. ВЕДУЩИЙ: Михаил Владимирович, давайте рассуждать с какой новой реальностью с 1 марта мы все столкнемся? Да, нас информируют на билбордах, что вот с 6 до 10. Ну а на самом-то деле, что будет происходить и в Москве, на МКАДе и в ближайшем Подмосковье?
Михаил БЛИНКИН: Знаете, я все-таки начну чуть-чуть с вступления. Значит, вступление заключается в том, что любой город управляет спросом и предложением транспортного ресурса. Вот предложение транспортного ресурса это самое тяжелое. Надо что-то строить, так? А управлением спросом, это когда он говорит...
ВЕДУЩИЙ: Транспортный ресурсы, вы имеете в виду то, что обслуживает транспорт?
Михаил БЛИНКИН: Транспортный ресурс это где можно ездить. Дорожные ресурсы, как угодно. Где можно ездить. Вот предложение вот этого ресурса, это супердорогая вещь. Это вот надо строить широкое что-то, новое, расширять старое. А есть другая сторона дела, управлять, уже не предложением, а спросом на этот ресурс. Со стороны нас грешных, владельцев легковых автомобилей это платная парковка. Со стороны грузовиков это различного рода режимные ограничения, ну по времени суток. Вот то, что город занялся не только предложением ресурса, но и управлением спроса на этот ресурс, это абсолютно правильно, больше того, это неизбежно.
ВЕДУЩИЙ: Это неизбежно.
Михаил БЛИНКИН: Вот. Значит, и тут можно даже сказать, так вот, задним числом пожалеть, что мы этого раньше не делали. это правильная, разумная мера. Разумеется, как и в других любых случаях таких транспортных мероприятий, потребуется очень серьезная вкатка в новый режим, потому что сейчас сразу, вот сразу выяснится, а у нас в России по-другому не бывает, что из всех заготовленных мест для отстоя грузовиков чего-то там не готово. Вот я встречался с представителями профсоюза и бизнес-ассоциации... этих, перевозчиков, они высказывают большие опасения. Они в этой... споре не являются судьями, они одни из оппонентов, как бы, одни из спорящих сторон, так? Ну, вот они высказывают эти опасения. Поэтому осталось 10 дней, вот тщательно проверить, где это действительно нормальные парковочные места, а где мол, просто, условно, значит, сказали, там вот есть 100 парковочных мест, правда это частная собственность каких-нибудь автоперевозчиков...,( говорят одновременно)
ВЕДУЩИЙ: И договорились с ними?
Михаил БЛИНКИН: Никого не пускает. Да-да-да. Так вот, это, это вот сейчас, сейчас, но это еще время какое-то, маленькое время на это есть, это надо тщательным образом проверить. Потому что вот больше всего у меня, так сказать, вызывает опасения,
самое большое опасение, что абсолютно правильная, логичная мера будет скомпрометирована какими-нибудь техническими неувязками.
Вот я бы очень хотел предостеречь от этих технических неувязок.
ВЕДУЩИЙ: Ну, смотрите. Значит, и Москва, и Московская область, я имею в виду руководство этих двух регионов, понимают, что решать эту проблему нужно совместно.
Михаил БЛИНКИН: Да.
ВЕДУЩИЙ: Да. Это есть. Значит, я почитал, что говорят об этом специалисты из Московской области. "На территории Подмосковья располагается порядка 190 стоянок на 4700 машино-мест. К сожалению, большинство из них не имеет необходимой придорожной инфраструктуры, поэтому главная задача, оперативно создать на базе уже имеющей многофункциональный комплекс: АЗС, кафе, где водителям большегрузов остановиться, для того, чтобы они ночью могли продолжить свой путь. Вот этого пока нет.
Михаил БЛИНКИН: Вот тут ситуация такая, что
зарубежная практика, она гораздо более циничная и жесткая.
Вот эти площадки, они называются трек-паркинг бейз. TPB. Вот там требуется что, там требуются сангигиенические удобства, навесов для приема пиши из собственных запасов, цитирую дословно, как в документах написано. Вот, вандалоустойчивых туалетов, кстати, еще, да, обязательно. И зато все виды технологической связи. Человек же там... Человек же там не просто находится. Ему же надо связаться с грузоотправителем, грузополучателем.
ВЕДУЩИЙ: Он же не отдыхает, а он же там работает.
Михаил БЛИНКИН: Он в работе, да. Вот связь там вещь совершенно необходимая. На первых порах, на первых порах, вот это минимальное императивное требование, нормальные сантехнические удобства, потому что унижать людей, заставляя их, сами понимаете, как решать свои проблемы, да, вот, ну это совсем не по делу. И потом, тут говорят, недостаточно оборудования. А я бы еще проверил, достаточно ли доступа, потому что на эти площадки, ну они не все бесхозные, не все пустые. И если эти места созданы, ну, наверное, же, не под эту меру их создавали, поэтому вот это очень тщательным образом надо проверить. Я думаю, это будет сделано. Надеюсь, по крайней мере.
ВЕДУЩИЙ: Ну вот смотрите, мы сейчас и в сюжете посмотрели точку зрения ответственных лиц, которые сейчас регулируют то, что вы называете транспортным потенциалом, да, транспортное предложение.
Михаил БЛИНКИН: Да.
ВЕДУЩИЙ: Мне интересно, ведь вы наверняка общаетесь с теми людьми, которые занимаются автомобильными транспортными перевозками.
Михаил БЛИНКИН: Я общаюсь с теми, и с другими...
ВЕДУЩИЙ: А они-то что говорят?
Михаил БЛИНКИН: Вот, значит, к нам в Общественную палату вот приходили ассоциации перевозчиков, причем там были и бизнес-ассоциации, и профсоюзы. То есть, и работодатели, и сами, так сказать, рабочие, водители. Вот. Вот эти люди высказывали очень большую озабоченность, просто очень большую озабоченность. Самое главное, что эта мера была бы понята, принята и не вызывала бы социального отторжения.
ВЕДУЩИЙ: Я помню какое-то мероприятие, то ли на этой неделе, то ли на прошлой с участием мэра Москвы. И один из руководителей транспортного предприятия встал и говорит: "Вот с марта у нас новые условия. В связи с этим затраты на перевозки увеличатся", как мы, говорит, посчитали, ни 12%. Категорично
мэр Москвы ему сказал: "Ребята, находите логистические решения". Вот такова действительность.
Будут найдены эти решения?
Михаил БЛИНКИН: Значит, вообще-то вот грузовой логистики это некое такое хорошее инженерное ремесло, так сказать. Ребята, вы в этом бизнесе, вот давайте ребята приспосабливайтесь. Рекомендации мэра совершенно верные, но если так смотреть на вещи объективно, так сказать, устранить все последствия усложнения режима...
ВЕДУЩИЙ: Не получится.
Михаил БЛИНКИН: Ну, конечно, не получится, но нам надо... Ну, город, понятно, что бесплатно счастья не бывает. Мы хотим решить проблемы трафиковые, мы хотим решить проблемы экологические, да. Ну что это, с неба упадет? Разумеется, это во что-то обойдется.
ВЕДУЩИЙ: Я просто...
Михаил БЛИНКИН: Кстати, и еще во что-то обойдется. Есть еще одна тонкость. Март - очень плохой месяц. Март - весна. А в России начинается оттаивание земполотна. МКАД - это нормальное сооружение, современное, так сказать, самое, значит, с правильной дорожной одеждой, с правильным основанием. Для него этот весенний режим, ну, в общем, так сказать, нечувствителен. А для местной сети, куда кто-то все-таки перенаправится, он более чем чувствительный. Поэтому эта мера бесплатно не обойдется и еще и по этой компоненте. Это ведь ну объективная реальность. Не бывает счастья с неба.
ВЕДУЩИЙ: Придется поработать, конечно.
Михаил БЛИНКИН: Ну, конечно. Естественно.
ВЕДУЩИЙ: Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики был приглашенным экспертом программы.
В четверг представители Росавтодора давали пояснения по поводу скорого ограничения движения грузовиков в пределах МКАДа.
ВЕДУЩИЙ: В Москве грядет транспортная революция. С первого марта, то есть уже со следующей недели, въезд грузовиков в пределы кольцевой дороги в дневные часы будет закрыт.
ВЕДУЩИЙ: Пробок, обещают власти, станет меньше, а скорость автомобильного потока, например, на МКАД вырастет минимум на четверть. Чему еще способствуют подобные заградительные меры, и как Москва намерена дальше бороться с заторами, расскажет Денис Федоненков. Скоро на московской кольцевой будет гораздо свободнее. С первого марта большегрузам придется искать пути объезда. В дневные часы, то есть 6 утра и до 10 вечера внутри МКАД и самой кольцевой они будут вне закона. По крайней мере, те, кто в столицу проездом, а
уже с первого мая ограничения будут распространяться для всех автомобилей, общим весом более 12 тонн.
Этапный запрет, считают чиновники, нужен для того, чтобы компании-перевозчики успели изменить график движения фур.
Игорь АСТАХОВ, начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог федерального дорожного агентства: Мы не хотим превратить дороги Московской области в сплошную автомобильную стоянку. Сами представляете, что за собой повлечет, если на буквально там на каждых 5 км будут стоянки, на которых будут целыми днями стоять грузовики.
КОРР.: Ютиться на узких подмосковных дорогах дальнобойщикам по большей части не придется. Практически на всех трассах предусмотрены места для стоянки автомобилей. Только на южных направлениях их заявлено больше 2 000. Каждая будет оборудована туалетом и мусорными контейнерами. Остальное дело бизнеса.
Александр ЦЕЛКОВНЕВ, член правления государственной компании "Российские Автомобильные дороги": Я считаю, что для транспортника легче перестроиться по часам прибытия в Москву или проезда Московской области, чем решать вопросы экологической безопасности, ну вы сами понимаете, это пробки, это выхлопы газов и так далее. И здесь конечно транспортникам помогли бы логистические центры.
КОРР.: Чтобы заторов вдоль трасс было меньше, активно ведется работа по ремонту так называемых большого и малого бетонных колец, кроме этого принято решение строить центральную кольцевую автодорогу. Она пройдет в 60 километрах от Москвы, ее участки частично будут платными, но только в тех местах, где будет бесплатная альтернатива. Масштабное строительство там уже развернуто, полностью же ввести объект в эксплуатацию планируется до 2020 года. Пока же всех водителей активно информируют о том, что с марта наступит не только весна, еще на дальних подступах к Москве появились многочисленные информационные щиты.
Игорь АСТАХОВ, начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог федерального дорожного агентства: Они на всей сети дорог стоят, площадки отдыха, которые имеются около объектов сервиса, на них тоже имеется реклама и информационные щиты.
КОРР.: Московская кольцевая, не час пик, но движение плотное. Хорошо видно - многотонные фуры идут одним большим плотным рядом, а в некоторых местах они уже припарковались у обочины и занимают целую полосу. Впрочем, скоро все изменится и такое можно будет увидеть только на кадрах хроники.
Фото: landistra.ru
ТВЦ