Удар тахографом по перевозчику
С 1 апреля вступили в силу новые требования к тахографам. О существенных нововведениях перевозчикам стало известно лишь за пару недель до указанного срока, что сильно их шокировало. Сложившаяся ситуация типична для российской действительности - ряд законодательных актов и постановлений правительства появляется как снег на голову. Предприниматели вдруг осознают, что новые правила требуют от них значительных затрат, которых они могли бы избежать, если бы знали заранее.
В этот раз из правительства вышел документ - приказ минтранса № 36, который обязал автоперевозчиков с 1 апреля 2013 года устанавливать на свои транспортные средства тахографы, оснащенные блоком СКЗИ - системой криптографической защиты информации. Поскольку этот приказ появился на свет только 13 марта 2013 года, то перевозчики до этого момента продолжали комплектовать машины тахографами без СКЗИ. В Калининградской области для этих целей использовалась, как правило, продукция импортного производства без такого блока.
Производители и специализированные центры оказались неготовыми обеспечить всех желающих новыми приборами. На звонок в одну из фирм-производителей мне ответили, что в настоящее время имеет место ажиотажный спрос, поэтому за новыми тахографами необходимо встать в очередь. Когда может быть получен товар, точно ответить не смогли. К тому же, по имевшейся на конец марта информации, в госреестре отсутствовали какие-либо тахографы, отвечающие требованиям приказа минтранса № 36.
Кстати, аналогичная картина в прошлом имела место с контрольно-кассовыми аппаратами. После того, как все магазины и предприятия были оснащены этим оборудованием, вышла директива поменять их на другие, оснащенные СКЗИ. Власть не волновало то, что предприниматели понесли значительный убыток, который в целом по стране исчислялся очень крупной суммой.
А теперь о ремонте тахографов, оснащаемых блоком СКЗИ. Если импортные приборы безотказно работают годами, то производители российских тахографов это обеспечить не могут. В частности, при обсуждении вопроса поставки тахографов в Калининградскую область, производители начинают разговор о сложностях перевозки приборов на территорию большой России и обратно в Калининградскую область для выполнения гарантийного ремонта. Это очень озадачило местные специализированные центры, занимающиеся установкой и обслуживанием тахографов.
В самом деле, если российский тахограф потребует ремонта, обслуживающая организация обязана предоставить другой прибор для того, чтобы не было простоя транспортного средства. Казалось бы, несложная задача, надо просто иметь подменный фонд. Однако вложить в него придется немало средств. А это - дополнительная наценка на продаваемые устройства.
За все платит перевозчик
Всему виной является чисто российское изобретение - использование в тахографах блока СКЗИ. В импортных тахографах аналогичного блока нет, и никаких проблем с сохранностью информации не существует.
По всей видимости, решение о применении СКЗИ было пролоббировано их производителями.
Поэтому неудивительны и цены - копеечная продукция продается за кругленькую сумму. В комплекте со СКЗИ за тахограф перевозчик выложит продавцу примерно 50 тыс. руб., что почти в 2 раза выше прежних цен. К примеру, на оснащение десятка автомобилей потребуется около полумиллиона рублей! Вот что такое государственная политика отъема денег у бизнеса. Не исключено, что использование блока СКЗИ продиктовано стремлением вытеснить с российского рынка импортных производителей тахографов.
Что делать?
Перевозчики в шоке. Многие заранее подготовились к 1 апреля, установив тахографы на свои машины. Теперь, после выхода приказа минтранса № 36 всем придется через 2 года полностью их заменить на приборы с блоком СКЗИ. Потери будут значительные, ведь использование тахографа рассчитано на всю жизнь автомобиля, т.е. на 10 и более лет. А тут придется через 2 года их выкинуть на свалку и закупить новые.
В сложившейся ситуации
некоторые перевозчики приняли решение идти по пути оформления международных лицензий, что позволит продолжить пользоваться импортными тахографами без блока СКЗИ.
Однако на приобретение лицензии потребуются дополнительные средства и время.
Напоминаем, что, согласно приказу минтранса № 36, от обязанности оснащать тахографами освобождаются фирмы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако требования Технического регламента "О безопасности колесных ТС" остаются прежними, согласно которым ТС, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, должны оснащаться техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, в качестве которых, кроме тахографов, могут использоваться приборы на основе GPS/ГЛОНАСС.
Фото: auto39.ru
Авторынок Калининграда