← Автосервис, запчасти, шины

Как тестировать и обслуживать аккумуляторы

Как тестировать и обслуживать аккумуляторы
midtronics.pngСо времен появления свинцово-кислотных аккумуляторов, вопрос о том, как правильно их тестировать до сих пор остаётся одним из самых актуальных в автомобильной тематике. Вот уже на протяжении десятилетий. Однако в последнее время не меньшей популярностью пользуется тематика сервиса в отношении и других типов аккумуляторов.
Температура в декабре удивила нас всех. Она была куда ниже обычного. Говорят, это не предел. Где-то температура будет меняться постепенно, однако, в других районах, перепады от умеренного климата к очень холодному, и обратно, будут происходить в короткий промежуток времени.
Одно мы знаем, точно - резкое изменение температуры может стать испытанием для аккумуляторов автомобилей. Для большинства автовладельцев аккумулятор - это что-то ускользающее из виду до тех пор : пока с ним не возникнут проблемы. Также мы знаем, что аккумуляторы редко ломаются в "удобное время", поэтому случайная поломка может наделать множество хлопот.
Станция техобслуживания являются тем единственным местом, которое может диагностировать скорый износ аккумулятора, и спасти водителя от попадания в затруднительное положение. Износ, конечно, прежде зависит от качества технического обслуживания и возраста автомобиля. Однако,
хотя бы дважды в год стоит проверять и заряжать аккумулятор при посещении станции техобслуживания.
Изобретённый в 1859 году, свинцово-кислотный аккумулятор, является старейшим типом аккумулятора, самой выверенной историей частью современного автомобиля.  Подавляющее большинство (93%) дорожных транспортных средств по сю пору используют свинцово-кислотные аккумуляторы. Если принять во внимание, что сейчас на дороге около 240 миллионов автомобилей и легких грузовиков с сроком эксплуатации около 11 лет, средняя вероятность поломки аккумулятора является очень высокой. Каждый год продаётся примерно 125 миллионов новых аккумуляторов.
Технология аккумуляторов развивается медленно, к тому же большинство изменений связано с автомобилями, работающими на альтернативном топливе. Давайте взглянем на существующие группы аккумуляторов:
Свинцово-кислотный аккумулятор
Свинцово-кислотный аккумулятор эволюционировал от батареи, требующей непрерывного ухода, на практически не нуждающуюся в техобслуживании часть автомобиля. "Не нуждающаяся в техобслуживании" не означает, что он не сможет сломаться, а значит лишь то, что вам не придётся тянуть колпачки для проверки электролитов и уровней давления. Хотя, аккумулятор, конечно же, придётся периодически проверять.
AGM-аккумуляторы
Отличие AGM аккумуляторов от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора. Эти аккумуляторы с электролитами, переплетённые стекловолокном, используются в тех случаях, когда существует потребность в большом расходе энергии. AGM аккумуляторы  легко перерабатываются, и в настоящее время составляет около 4% от общего рынка аккумуляторов. По некоторым оценкам, 25% новых автомобилей, произведенных в 2014 году будут оснащены AGM аккумуляторами; в 2016 году - их число увеличится до 40%. Причину увязывают с распространением технологии Idle-Stop, которая быстро распространяется в последнее время, и позволяет сократить расход топлива и уменьшить уровень выбросов в атмосферу. Как и обычные свинцовые аккумуляторы, AGM легко переживают три-четыре подзарядки, выдерживают большие нагрузки, качественней работают в полуразряженном состоянии и обеспечивают более высокую производительность, что крайне важно в условиях технологии Idle-Stop.
Что представляет из себя технология Idle-Stop?
Традиционная система включения двигателя во время остановки использует для рестарта электрический мотор. Idle-Stop перезапускает мотор благодаря сгоранию горючего.
Благодаря технологии прямого впрыскивания, в цилиндр попадает горючее, причем двигатель еще не работает, а затем происходит зажигание. Idle-Stop контролирует положение поршней во время выключения мотора и выполняет индексацию цилиндров и впрыскивает в них горючее до того, как начнется вращение. Для автомобилей с автоматической КПП процесс рестарта занимает 0,35 сек. Это почти вдвое быстрее обычных систем. Idle-stop требует более надежных запчастей.
Idle-stop является самой простой альтернативой экологичных технологий, реализованной при минимальных затратах. По некоторым оценкам, он тратит на 8% меньше топлива, и как нельзя лучше вписывается в традиционную технологию двигателя внутреннего сгорания.
Никель-металлогидридный аккумулятор и Литий-Ионный аккумулятор
Эти и другие, приобретающие сейчас популярность, аккумуляторы предназначены для электрических и других экологичных транспортных средств. Они составляют небольшой процент от числа производимых аккумуляторов. Техникой их обслуживания владеет лишь узкий слой специалистов.
Кроме того, большинство экологичных автомобилей имеет традиционный свинцово-кислотный или AGM-аккумулятор, который нужно запускать независимо от основного никель-металлогидридного (литий-ионного) аккумулятора. Они используются для снабжения питанием периферийные система автомобиля. И водителям "экомобилей" их приходится периодически тестировать, как и большинству обычных автовладельцев.
В остальной части статьи мы сосредоточимся на тестировании и обслуживании свинцово-кислотных и AGM аккумуляторов. В хоте тестирования важно всегда следовать рекомендациям производителей.
В первую очередь, вы должны как следует осмотреть аккумулятор. В любой системе, работающей на электричестве, все зависит от исправности аккумулятора и отходящих от него проводов. Самыми простыми причинами сбоя работы могут стать банально разряженный аккумулятор или плохо подсоединённые контакты. Пока вы не удостоверитесь в их исправности, не имеет смысла приступать к дальнейшему осмотру.
Основной причиной сбоя может стать коррозия. Она же может стать причиной неточных результатов теста аккумулятора.
Если проблема возникает с системой зажигания - вполне, возможно, что аккумулятор установлен неправильно. В большинстве случаев, если он выходит из строя, значит, не были соблюдены рекомендации по установке. Если аккумулятор больше или меньше, указанного в рекомендации, то могут возникнуть проблемы с его подзарядкой. В таком случае, уменьшается и срок эксплуатации.
Также, если аккумулятор больше, чем ему положено быть согласно правилам установки, в ходе работы он может стать причиной механической повреждений маховика и других внутренностей двигателя.
Следующим шагов является проверка состояния заряда аккумулятора. На заре появления аккумуляторов это было трудоемким процессом. Приходилось открывать крышку, проверять уровень воды, используя ареометр проверять удельный вес электролитов в каждой ячейке, с помощью вольтметра измерять напряжение всего аккумулятора и каждой отдельной его ячейки.
Сейчас же все проще - производители вмонтировали специальный индикатор, показывающий уровень заряда в аккумуляторе. Если горит светло-желтый цвет, или нет вообще никакого цвета - это говорит о том, что заряд на исходе, и перед тестом аккумулятора следует соблюдать осторожность.
Состояние живучести (имеется ввиду уровень нагрузок, который может выдержать аккумулятор) можно проверить с помощью специального ручного устройства с углеродным столбиком, который симулирует нагрузки на аккумулятор. Правда этот процесс отнимает много времени и создает риски безопасности автомобилю из-за непосредственного контакта с кислотной средой аккумулятора. В ходе теста аккумуляторов существует даже потенциальная возможность взрыва.
Запомните, если вы не уверены в стабильном заряде аккумулятора, ни приступайте к тесту на "живучесть".
Однако, как развивается технология производства автомобилей, так развиваются и методы тестирования компонентов авто. Это утверждение верно и в случае с тестами аккумуляторов.
Электрические возможности аккумулятора определяется способностью передачи тока через свою внутреннюю структуру. Midtronics - самая передовая технология, которые вшивается прямо в сердце аккумулятора. В ходе теста низкочастотный сигнал переменного тока посылается в аккумулятор. Часть переменного тока "захватывается" устройством Midtronics, которое в свою очередь определяет "живучесть" всего аккумулятора.
Алгоритмы Midtronics учитывают все проводившиеся измерения проводимости, температуру, уровень напряжения и даёт картину производительности аккумулятора. Этот анализ позволяет предсказать срок службы аккумулятора и предупредить, когда он подходит к концу.
Тестирующие устройства с технологией Midtronics продаются в самом широком диапазоне - от $250 до $2000. Здесь работает правило - чем больше денег вы тратите, тем больше полезных функций вы получите. Например, более дорогие модели включают в себя трехсторонний процесс - замер напряжения, проводимости, температуры для получения более детальной информации о состоянии аккумулятора.
Дешевые тестирующие устройства предназначены для быстрого теста электрической системы аккумулятора, дают минимум информации и не позволяют распечатать результаты текста. После включения "тестировщика" в первую очередь важно обозначить модель аккумулятора, которую вы будете тестировать. Например, если проверке будет подвергаться AGM-аккумулятор - это важно указать. Это позволит устройству выбрать правильный алгоритм для получения точных результатов тестирования. Как говорилось раньше, скорей всего вы будете тестировать свинцово-кислотный аккумулятор, но для осторожности всё же следует вначале визуально определить тип модели. Если определить тип очень сложно - то лучше всего выбрать вариант "AGM".
Следующим шагом является выбор температуры аккумулятора (не температуры окружающей среды). Температура аккумулятора будет зависеть от того, как давно он был включен и сколько часов уже работает. По центру шкалы находится знак в  32°F (0°C). Если стрелка на шкале ближе к значку в виде солнца - значит температура аккумулятора выше нуля, если ближе к значку в виде снежинки - то ниже нуля.
Дальше, важно выбрать для тестирования ячейку аккумулятора (CCA, DIN, SAE, и т.д.) Если по каким-то причинам отсутствует стикер, обозначающий тип ячейки - посмотрите данные по каталогу или другим информационным ресурсам.
После проведения тестирования, на световой панели отобразятся сведения о состоянии аккумулятора. Зеленый цвет будет означать, что с аккумулятором - все в порядке; желтый - его нужно полностью зарядить и провести повторное тестирование; красный - аккумулятор пора менять.
Если вы хорошо проверили аккумулятор - можно приступать к тестированию пусковой системы, качество работы которой напрямую зависит от уровня напряжения. Например, если во время пуска напряжение выше 9,6 - значит с системой все в порядке.
Если вы используете более сложные тестирующие устройства, такие как Bosch BAT-151, вам будет предложено задать несколько самых разных опций - перед тем как нажать кнопку "Тест". Например, устройство может запросить код аккумулятора или дату установки. Тестирующему устройству могут понадобиться даже сведения о температуре аккумулятора. Если в раздел "информации" добавить почтовый индекс магазина, то устройство сможет спрогнозировать даже срок службы батареи.
Есть еще один способ, как различными тестерами проверить аккумулятор. Представьте, что метеоролог говорит, что температура на улице 20С, но вы не сможете определить, как правильно одеваться, если не будете учитывать влажность. Также взаимосвязано и состояние заряда и состояние "живучести" аккумулятора. Лишь учитывая оба измерения, вы сможете получить полную картину. В дополнение к трехстороннему процессу более дорогие тестеры используют зонд для измерения тока во время запуска аккумулятора. У дорогих аккумуляторов часто имеется функция Cable Drop Test, позволяющая замерять сигнал тока на каждом участке передачи электрического сигнала. Затем выполняются некоторые вычисления и параметры сопротивления удаляются из расчетов.
Если результаты испытаний показывают, что аккумулятор разряжен - перед испытаниями его нужно зарядить, используя соответствующее зарядное устройство. Так называемые "умные зарядные устройства", имеют возможность определить тип аккумулятора, к которому они подключены, а затем настроить их для эффективной и безопасной зарядки. Итак, если у вас нет качественного тестирующего устройства - вам необходимо его приобрести. Точка.
93% транспортных средств на дороге по-прежнему использует свинцово-кислотные аккумуляторы; 240 миллионов автомобилей используют альтернативные виды аккумуляторов. Упреждающее тестирование вашего аккумулятора не может не быть хорошей идеей.
Фото: midtronics.com
Проавтобизнес.рф