← ЭДО, ИТ в логистике

Навигация двойного применения

Навигация двойного применения
erag.jpgИменно такая ситуация возникнет на рынке после запуска в 2014 г. "ЭРЫ-ГЛОНАСС": социальная система станет катализатором массового рынка спутниковой навигации на транспорте. За его долю готовы побороться и операторы связи.
В течение трех лет флагманом проекта выступала компания "Навигационно-информационные системы" (ОАО "НИС") - федеральный сетевой оператор системы ГЛОНАСС и единственный исполнитель работ по проекту создания системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".С прошлого года постановлением и распоряжением правительства эти задачи возложены на новую структуру - некоммерческое партнерство "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС"), в которое помимо НИС входят сегодня МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "РТКомм.РУ" ("Ростелеком"), "Яндекс", ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", "Сумма Телеком", ГК "Транзас". По задумке правительства, такое партнерство позволяет организовать некую экосистему производителей устройств на базе навигационных технологий и разработчиков сервисов на основе этих устройств. Возглавляет новую структуру Александр Гурко, бывший гендиректор ОАО "НИС".
А. Гурко: "Проект "ЭРА-ГЛОНАСС" создает платформу для развития нового рынка" НП "ГЛОНАСС" будет работать по модели MVNO* на сетях большой тройки, что позволяет убрать слой взаимоотношений между роуминговыми партнерами и сформировать "единое окно" для потенциальных пользователей системы и единую точку ответственности за качество услуги, надежность которой повышается при использовании ресурсов трех операторов. По мнению Александра Поповского, вице-президента МТС, в перспективе и в случае целесообразности к тройке могут быть добавлены и другие операторы мобильной связи. "Для нас было бы удобнее работать без MVNO, но другим участникам рынка, потенциальным операторам навигационных услуг, страховым компаниям лучше договариваться с объединенной силой, чем с каждым оператором отдельно, - заметил А. Поповский. - Что не отменяет возможности заключения отдельного соглашения с оператором, и сейчас мы обсуждаем технические аспекты такой возможности".
Что касается бывшего игрока номер один, то ОАО "НИС", как сообщил на III международном конгрессе "ЭРА-ГЛОНАСС" советник гендиректора компании Валерий Дегтярев, остается одним из основных исполнителей проекта - создает общенациональную навигационно-информационную инфраструктуру, формирует региональную сеть дочерних операторских компаний, разрабатывает типовые технические решения для транспортной телематики. Готовясь к грядущей конкуренции, компания ввела в свою стратегию новое направление - разработки с привлечением технологических партнеров устройств и сервисов сегмента М2М для массового рынка, потенциал которого начнет активно монетизироваться после запуска системы экстренного реагирования при авариях. Если в 2012 г., по оценке НП "ГЛОНАСС", объем российского навигационного рынка на транспорте (системы, решения, оборудование, услуги) составил 15 млрд руб., то в 2015 г. он достигнет 120 млрд.
Первым делом - коридоры
Основа наземной инфраструктуры связи "ЭРА-ГЛОНАСС" - полное радиопокрытие автодорог, в первую очередь федеральных трасс, входящих в транспортные коридоры Север-Юг и Восток-Запад. По словам А. Поповского,
в покрытие трассы "Амур" большая тройка в прошлом году вложила 2 млрд руб., а в нынешнем инвестирует в новые проекты 3 млрд.
Связано это с новым распоряжением правительства, выпущенным в декабре 2012 г. и обязывающем операторов обеспечить в 2013 г. 100%-ное радиопокрытие транспортных коридоров.
Сейчас покрытие федеральных трасс МТС обеспечивает на 82%, "МегаФон" - на 75%, "ВымпелКом" - на 73%.
Для выполнения этой задачи операторам потребуется построить 58 базовых станций - 52 в ДФО, две в СФО и четыре в Республике Калмыкия. При этом, как отметил на конгрессе Вартан Хачатуров (Минкомсвязи РФ), для приемки работ выбран новый критерий: будет проверяться не просто покрытие, а приоритетность установления экстренного вызова и передачи необходимых данных.
Иначе говоря, вызов в случае ДТП должен быть завершен обязательно; даже если БС перегружена, оператор должен снять один из обычных вызовов и предоставить канал связи для экстренного. Внедрение необходимых для реализации данного требования систем требует масштабных технических изменений на сетях операторов, но в настоящее время большая тройка уже тестирует эти системы - так называемые тональные модемы. К слову, аналогичная работа ведется и в странах Европы, где внедряется система eCall. Как сообщил координатор этого проекта Энди Рук,
европейские операторы мобильной связи обязались к 2014 г. обеспечить полное покрытие автодорог (оказывается, и там нет 100%),
а также модернизировать старые сети, не обеспечивающие приоритетность экстренного вызова или передачу нужного набора данных.
Одновременно с "мобилизацией" транспортных коридоров, проходящих по территориям 31 субъекта РФ, в этих регионах разработаны целевые программы, включающие мероприятия по созданию региональных информационно-навигационных систем, которые будут взаимодействовать с ГАС "ЭРА-ГЛОНАСС".Их операторами выступят организованные в каждом из регионов дочерние компании членов НП "ГЛОНАСС" (в числе материнских компаний, кроме НИС, "МегаФон" и "Сумма Телеком"), которые должны не только создать собственно региональные системы, но и обеспечить подключение к ним транспорта, оборудованного терминалами с ГЛОНАСС, и предоставление услуг транспортной телематики на территориях своих регионов. На финансирование региональных целевых программ будут выделяться средства федерального бюджета и членов НП "ГЛОНАСС"; инвестиции составят соответственно порядка 2,4 млрд и 2,3 млрд руб. По словам А. Гурко, решения на основе технологий ГЛОНАСС и механизмы их внедрения (в том числе финансовые), апробированные в регионах транспортных коридоров, в ближайшее время будут распространены и на оставшиеся 52 субъекта РФ.
Спасение плюс
В плотном графике задач НП "ГЛОНАСС" на 2013 г., закрывает который позиция "сдача заказчику системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в полном объеме", есть пункт "доработка навигационно-информационной платформы с целью обеспечения технической возможности подключения сервис-провайдеров и агрегаторов данных, разработка макетов дополнительных приложений". В качестве расширенных функций терминала "ЭРА-ГЛОНАСС" можно, например, рассматривать использование его для реконструкции обстоятельств ДТП (сохранение данных о параметрах движения транспортного средства до, во время и после происшествия; сохранение данных о состоянии систем транспорта в этот период времени и предоставление сохраненной информации по запросу, в том числе через сети подвижной связи). Терминалы способны помочь и в предотвращении ДТП: участники дорожного движения могут передавать через них сообщения о чрезвычайных и опасных ситуациях, специализированный оператор - информировать их по ходу движения о проблемах на дороге в заданной географической области. Более того, предотвратить ДТП могут сами системы, общаясь между собой посредством технологий М2М.
Можно предположить, что владельцы автотранспорта согласились бы доплатить и за унификацию терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" с другим автомобильным оборудованием - системами мониторинга, сбора за пользование дорогами общего назначения, контроля режима труда и отдыха водителей (тахографы), сбора оплаты за проезд в пассажирском транспорте и др. Действительно,
четыре-пять систем на одной машине или автобусе - мягко говоря, перебор.
Установка телекоммуникационных блоков в автомобилях (модули навигации UMTS 900 и 2100 МГц) открывает колоссальные возможности для развития новых, по-настоящему массовых коммерческих сервисов. Операторы связи и сервис-провайдеры видят свою роль в оказании услуг автопроизводителям и непосредственно владельцам транспортных средств - физическим и юридическим лицам; контент-провайдеры заинтересованы в доставке сервисов непосредственно в автомобили (пробки, развлекательный и информационный контент); страховые компании готовы обеспечить услуги интеллектуального страхования. К коммерческим услугам также относятся сервисы полноценных ИТС, управление дорогами в режиме реального времени, высокоточное позиционирование и др. Как заметил Григорий Сизов ("ВымпелКом"), бизнес-модель монетизации всех этих сервисов потенциальные участники рынка рассматривают как возможность предоставления в автомобили услуг, отделенных от основной функции системы "ЭРА-ГЛОНАСС" - обеспечения безопасности, за которую в ответе MVNO. При этом важно именно сейчас, на этапе дизайна системы и формирования общей бизнес-модели партнерства, создать механизмы, которые позволили бы в максимально открытом режиме всем участникам рынка воспользоваться преимуществами "ЭРА-ГЛОНАСС" для развития новых услуг, считает его коллега из МТС. По мнению А. Поповского, интерес сотовых операторов должен быть сообразен их инвестициям в покрытие автодорог, необходимое для функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС", - и они в обязательном порядке будут настаивать на присутствии во всех бизнес-моделях, связанных с дополнительными коммерческими сервисами на основе терминалов, которые будут устанавливаться в автомобилях в рамках развертывания системы.
Похоже, что посланные волею государства на реализацию социально значимого проекта операторы связи твердо намерены побороться за свои коммерческие интересы и свою долю будущего рынка массовых навигационных услуг на автотранспорте. В добрый путь.
* - Виртуальный оператор сотовой связи (англ. MVNO, mobile virtual network operator) - оператор сотовой связи, использующий существующую инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой.
Фото: spacecorp.ru
ИКС